РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 декабря 2011 г. Троицкий городской суд Челябинской области в составе: председательствующего Фроловой О.Ж. при секретаре Колесниковой Ю.С. с участием Мезенцева А.В., его представителя Ильченко Е.Н., представителя Межрайонной ИФНС России № 6 по Челябинской области Поповой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мезенцева ФИО8 к Межрайонной ИФНС России № 6 по Челябинской области о признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности, УСТАНОВИЛ: Мезенцев А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, указал следующее. Решением МРИ ФНС РФ N 6 по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ N 9 он привлечен к налоговой ответственности по ч. 1 ст. 126, с учетом ч. 4 ст. 114 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 193600рублей за не предоставление в установленный срок по требованию налогового органа 484 документов, в том числе 482 путевых листов за 2008г. 15.08.2011 г. он обратился в Управление ФНС России по Челябинской области с апелляционной жалобой на вышеуказанное решение, но решением от 14.09.2011 года ему было отказано в удовлетворении жалобы. С Решением от 19.07.2011 г. N № в части привлечения к налоговой ответственности по ч. 1 ст. 126, с учетом ч. 4 ст. 114 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 192800рублей за не предоставление в установленный срок 482 документов не согласен, считает его незаконным т.к. путевые листы не являются документами, необходимыми для исчисления и уплаты налогов, а также документами, подтверждающими полученные доходы и уплаченные налоги. Обязанность по оформлению путевых листов при осуществлении перевозок пассажиров предусмотрена Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, но эти нормативные акты не относятся ни к бухгалтерскому, ни к налоговому законодательству. Требования налогового органа о предоставлении путевых листов незаконны, следовательно то оснований, оснований для привлечении его к ответственности по п. l ст. 126 НК РФ в части штрафа в сумме 192800рублей за не предоставление 482 путевых листов за 2008год нет. Просит решение Межрайонной ИФНС России № 6 по Челябинской области от 19 июля 2011 года № в части привлечения к налоговой ответственности по ч.1 ст.126 НК РФ( с учетом п.2 ст.112, п.4 ст.114 НК РФ) в виде штрафа в сумме 192 800 руб., признать недействительным. В судебном заседании Мезенцев А.В., его представитель Ильченко Е.Н. заявление поддержали, ссылаясь в обоснование на доводы изложенные в этом заявлении. Представитель Межрайонной ИФНС России №6 по Челябинской области Попова И.В. в судебном заседании с заявлением не согласилась, пояснила, что в соответствии с пунктом 12 статьи 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налагав проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ста 93 НК РФ. По требованию Инспекции от 27.05.2011 № для проверки правильности начисленного единого налога на вмененный доход (ЕНВД) за 2008г.,2009г., 2010г. у Мезенцева были истребованы документы, в том числе 482 путевых листа за 2008 года, журнал учета бланков документов за 2008 г., журнал учета движения путевых листов за 2008г. Поскольку налогоплательщиком в налоговый орган документы в количестве 484 штуки в том числе 482 путевых листа за 2008 года, журнал учета бланков документов за 2008 г., журнал учета движения путевых листов за 2008г.по требованию не представил на него был наложен штраф по ч.1 ст.126 НК РФ (с учетом пункта 2 статьи 112, пункта 4 статьи 114 НК РФ), в размере 193 600 рублей за непредставление налогоплательщиком цо требованию налогового орган установленный законодательством о налогах и сборах срок документов в количестве 484 штук. Считает оспариваемое решение законным и обоснованным. Исследовав материалы дела, выслушав Мезенцева В.А., его представителя Ильченко Е.Н., представителя Межрайонной ИФНС России №6 по Челябинской области Попову И.В. суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению на основании следующего. Согласно ст.254 ч.1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с положениями ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Таким образом для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо одновременное наличие двух условий : во-первых, несоответствие закону или иному акту действий (бездействий), решений, во-вторых нарушения обжалуемым решением или действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина или организации. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования. Подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов. В соответствии с пунктом 12 статьи 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налагав проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводя налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (, законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования (пункт 3 статьи 93). Согласно пункту 3 статьи 93 НК РФ в случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение. В соответствии с пунктом 4 статьи 93 НК рф отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК рф. Согласно пункту 1 статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 НК РФ), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте. Пунктом 4 статьи 101.4 НК рф предусмотрено, что акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки. В силу пункта 12 статьи 101.4 НК рф несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК рф, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения. Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения. Пунктом 1 статьи 126 НК рф предусмотрено, что непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК рф и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. Судом достоверно установлено, чтоМезенцев ФИО8 28.03.06г. был поставлен на налоговый учет в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность автомобильного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию (перевозка пассажиров) и являлся плательщиком единого налога на вмененный доход, утратил статус 31.08.11г. (л.д.125-128). В ходе выездной налоговой проверки, назначенной на основании решения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 6 по Челябинской области от 13.05.11г. № для проверки правильности начисленного единого налога на вмененный доход (ЕНВД) за 2008г.,2009г., 2010г. по требованию от 27.05.2011 № у Мезенцева были истребованы документы, в том числе 482 путевых листа за 2008 года, журнал учета бланков документов за 2008 г., журнал учета движения путевых листов за 2008г. Требование от 27.05.2011 N № вручено 27.05.2011 года, срок представления документов по данному требованию истек 10.06.2011 года. Налогоплательщиком в налоговый орган документы в количестве 484 штуки в том числе 482 путевых листа за 2008 года, журнал учета бланков документов за 2008 г., журнал учета движения путевых листов за 2008г.по требованию не представлены. Инспекцией на основании пункта 1 статьи 101.4 НК рф составлен акт от 22.06.2011 N 9 об обнаружении фактов свидетельствующих о предусмотренных НК рф налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123 НК рф). По результатам рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля (акт от 22.06.2011 №) заместителем начальника Инспекции принято решение от 19.07.20 № о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение по пункту 1 статьи 126 НК рф в виде штрафа в сумме 193 600 рублей за непредставление в установленный срок 484 документов (с учетом пункта 2 статьи 112, пункта 4 статьи 114 НК рф). Мезенцев В.А. считает его незаконным в части привлечения к налоговой ответственности по ч.1 ст.126 НК РФ( с учетом п.2 ст.112, п.4 ст.114 НК РФ) в виде штрафа в сумме 192 800 руб. за не предоставление 484 путевых листов, т.к. путевые листы не являются документами, необходимыми для исчисления и уплаты налогов, а также документами, подтверждающими полученные доходы и уплаченные налоги, считает что налоговый орган не вправе был требовать предоставление путевых листов. Как указывалось выше Мезенцев является плательщиком единого налога на вмененный доход. Согласно ст.346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении предпринимательской деятельности - оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг. Статьей 346.27 НК РФ определены основные понятия, используемые в главе 26.3 НК РФ - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Для целей настоящей главы используются следующие основные понятия: вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке; базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода; корректирующие коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного условия на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, а именно: К1 - устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, рассчитываемый как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году, который определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и иные особенности; транспортные средства (в целях подпункта 5 пункта 2 статьи 346.26 настоящего Кодекса) - автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски. В автотранспортном средстве, предназначенном для перевозки пассажиров, количество посадочных мест в целях настоящей главы определяется как количество мест для сидения (за исключением места водителя и места кондуктора) на основании данных технического паспорта завода - изготовителя автотранспортного средства. Если в техническом паспорте завода - изготовителя автотранспортного средства отсутствует информация о количестве посадочных мест, то это количество определяется органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации на основании заявления организации (индивидуального предпринимателя), являющейся (являющегося) собственником автотранспортного средства, предназначенного для перевозки пассажиров при осуществлении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению в соответствии с настоящей главой; (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 155-ФЗ) В соответствии со ст.346.29 НК РФ объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются разные физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц. Для вида предпринимательской деятельности -оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров физическим показателем является количество посадочных мест и базовая доходность 1500 руб. в месяц. Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2. Таким образом, в НК РФ определено, что понимается под понятием "посадочное место" в автотранспортном средстве, предназначенном для перевозки пассажиров (абз. 10 ст. 346.27 НК РФ), для целей ЕНВД. Исходя из этого физического показателя рассчитывается ЕНВД при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Ранее в НК РФ не было определения посадочное место. В связи с чем Минфин России разъяснял, что посадочные места - это места для сидения, исключая место водителя и кондуктора. Количество посадочных мест определяется по каждому автотранспортному средству, используемому для пассажирских перевозок, на основании данных технического паспорта завода - изготовителя автотранспортного средства (Письмо от 22.10.2007 N 03-11-05/254). Теперь это положение закреплено на законодательном уровне (абз. 10 ст. 346.27 НК РФ). Кроме того, оговорено, что если в техническом паспорте завода - изготовителя автотранспортного средства отсутствует информация о количестве посадочных мест, то это количество определяется органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации на основании заявления собственника транспортного средства. Доводы представителя налогового органа о том, что путевые листы и срок их хранения предусмотрены Уставом автомобильного транспорта, поэтому эти документы Мезенцев обязан был представить налоговому органу ля проверки, суд считает несостоятельными. Согласно частям 1, 2 статьи 1 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, а также определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, легковыми автомобилями, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур. Аналогичные положения содержат Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112, которые представляют собой нормативный правовой акт, регулирующий порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок (пункт 1 Правил, часть 2 статьи 3 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ). Таким образом вышеприведенное федеральное законодательство устанавливает права и обязанности сторон по договору перевозки, именно в этих целях в качестве документа, служащего для учета и контроля работы транспортного средства, водителя, данным Уставом предусмотрен путевой лист. Исходя из изложенного суд считает, что нормами НК РФ установлен исчерпывающий перечень источников из которых определяется количество посадочных мест это технический паспорт завода - изготовителя автотранспортного средства или информация органа государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, путевые листы в этот перечень не входят. По смыслу статей 88, 93 Кодекса требование о представлении необходимых для налоговой проверки документов должно содержать достаточно определенные данные о документах, которые истребуются налоговым органом, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету налоговой проверки и к целям проверки. Из требования налогового органа о предоставлении документов не усматривается, что у налогоплательщика были затребованы документы имеющие отношение к предмету, целям налоговой проверки и предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик не может быть привлечен к налоговой ответственности по статье 126 Кодекса за непредставление документов, не имеющих отношения к предмету и целям налоговой проверки и непредусмотренных законодательством о налогах и сборах. Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Оспариваемое решение в соответствии со ст. 139, 101.4 НК РФ было обжаловано Мезенцевым в УФНС России по <адрес>, решение вышестоящей инстанции об отказе в удовлетворении жалобы от ДД.ММ.ГГГГ получено Мезенцевым ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-10). Таким образом, Мезенцевым не был пропущен трехмесячный срок на обжалование решения ИФНС России N 6 по Челябинской области, поскольку заявление в суд подано в течение трех месяцев со дня ознакомления с решением вышестоящего налогового органа, отказавшего в защите его прав. Поскольку решением налогового органа нарушены права Мезенцева, то решение в оспариваемой части следует признать недействительным. В соответствии со ст.196 ГПК РФ суд рассматривает дело в рамках заявленных требований. Руководствуясь ст.258 ГПК РФ суд, РЕШИЛ: Решение Межрайонной ИФНС России № 6 по Челябинской области от 19 июля 2011 года № в отношении Мезенцева ФИО8 в части привлечения к налоговой ответственности по ч.1 ст.126 НК РФ( с учетом п.2 ст.112, п.4 ст.114 НК РФ) в виде штрафа в сумме 192 800 руб., признать недействительным. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Троицкий городской суд. Председательствующий: