признания бездействия незаконными и возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопапсности.



Дело № 2-1151/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 декабря 2011 года

Троицкий городской суд Челябинской области в составе:

Председательствующего Федотовой В.П.,

при секретаре Коноваловой А.А.,

с участием старшего помощника прокурора г. Троицка Челябинской области Пановой М.Н.,

представителя Государственного казенного учреждения здравоохранения «Областной дом ребенка № 9 специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики» - Вандышевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Троицка Челябинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению здравоохранения «Областной дом ребенка № 9 специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Троицка Челябинской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Государственного учреждения здравоохранения « Областной дом ребенка №9 специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» (далее по тексту - ГУЗ «Областной дом ребенка №9», Министерству здравоохранения Челябинской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности, указав в обоснование следующее.

Прокуратурой г. Троицка совместно со специалистами ФИО5 по Челябинской области, была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в зданиях и сооружениях ГУЗ «Областной дом ребенка №9», расположенного в <адрес>.

В ходе проверки были выявлены нарушения требований ФЗ «О пожарной безопасности».

На основании изложенного, прокурор г. Троицка просит признать незаконным бездействие ГУЗ « Областной дом ребенка №9», Министерство здравоохранения Челябинской области в виде невыполнения требований пожарной безопасности в задании;

обязать Государственное учреждение здравоохранения «Областной дом ребенка № 9 специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения Правил пожарной безопасности, строительных норм и правил в здании Государственного учреждения здравоохранения «Областной дом ребенка № 9 специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики», расположенного по адресу: <адрес>:

  1. в обеих лестничных клетках здания марши лестниц выполнить шириной не менее 1,35 метра;
  2. в обеих лестничных клетках здания лестничные площадки, расположенные перед дверями эвакуационных выходов, ведущих в тамбуры эвакуационных выходов, выполнить шириной не менее ширины маршей лестниц;
  3. двери эвакуационных выходов из здания, через которые эвакуируется более 15 человек (на первом этаже при выходе из обеих лестничных клеток, при выходе из тамбуров основных эвакуационных выходов наружу, при выходе наружу и коридора второй младшей группы, при выходе из раздевалки второй младшей группы в лестничную клетку) выполнить шириной в свету не менее 1,2 м;
  4. шкаф этажного электрощита, установленного в лестничной клетке на первом этаже здания, и шкафы ВРУ, установленные в подвальном этаже здания, выполнить требуемой степени защиты оболочек;
  5. подвальный этаж здания обеспечить обособленными эвакуационными выходами;
  6. имеющиеся планы эвакуации выполнить в соответствии с требованиями <данные изъяты>

При недостаточности средств, доведенных Государственному казенному учреждению здравоохранения «Областной дом ребенка № 9 специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики» субсидиарно обязать Министерство здравоохранения Челябинской области профинансировать проведение работ по устранению нарушений Правил пожарной безопасности в здании Государственного казенного учреждения здравоохранения «Областной дом ребенка № 9 специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики».

         ДД.ММ.ГГГГ Государственное учреждение здравоохранения « Областной дом ребенка специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» переименованного в соответствии с распоряжением Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ в Государственное казенное учреждение здравоохранения «Областной дом ребенка № 9 специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики» (далее ГКУЗ «Областной дом ребенка №9») и является правопреемником Государственного учреждения здравоохранения « Областной дом ребенка специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» (л.д.12-30).

В судебном заседании прокурор Панова М.Н. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении от 23 декабря 2011 года и просит их удовлетворить с учетом того, что Государственное казенное учреждение здравоохранения «Областной дом ребенка № 9 специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики» часть нарушений правил пожарной безопасности устранены, не предъявляет требований о признании незаконным бездействие ГКУЗ «Областной дом ребенка №9».

Представитель ответчика - Государственного казенного учреждение здравоохранения «Областной дом ребенка № 9 специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики» главный врач Вандышева Л.А. с полномочиями по должности иск признала, полагает, что не бездействует и принимает меры по устранению нарушений Правил пожарной безопасности в пределах финансовых возможностей учреждения. Поскольку были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, на сегодняшний день указанные нарушения частично устранены, все, что от них зависит, они делают, и обязуются до мая 2012 г. устранить все нарушения, часть - своими силами, заключают договоры подряда для устранения нарушений.

Представитель ответчика - Министерства здравоохранения Челябинской области, третьего лица - Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области в судебном заседании участие не принимали, о дне, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены, в деле имеется телефонограмма с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителей с письменными отзывами по иску и указанием мероприятий по выделению средств для выполнения Государственным казенным учреждением здравоохранения «Областной дом ребенка № 9 специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики» правил пожарной безопасности (л.д.90-95,100).

Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд считает, что исковые требования прокурора г. Троицка подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Ст. 20 ФЗ «О пожарной безопасности» установлены требования пожарной безопасности.

Согласно Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ ( ППБ 01-03) п. 10 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В суде установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Троицка совместно со специалистами <данные изъяты> по Челябинской области была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в здании казенного учреждения здравоохранения «Областной дом ребенка № 9 специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики», расположенного в <адрес>.

Согласно акту проверки, заключения об угрозе жизни и здоровья людей выявлены нарушения требований пожарной безопасности 11 пунктов, часть из них создают угрозу жизни и здоровью людей (л.д. 34-36).

Изложенное подтверждается заключением от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 77), актом от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 43-44).

Согласно договорам и локальным сметам устранения нарушений требований пожарной безопасности в здании казенного учреждения здравоохранения «Областной дом ребенка № 9 специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики» на сегодняшний день устранены частично (л.д. 104-138).

Представитель ответчика Вандышева Л.А. в суде пояснила, что они продолжают устранять нарушения требований пожарной безопасности, и подтвердила, что действительно были с ДД.ММ.ГГГГ. выделены и освоены бюджетные ассигнования, но этих средств не достаточно для устранения всех нарушений.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 1.1 ст. 1 Устава согласно Приказом Министерства здравоохранения Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ « О переименовании специализированных учреждениях здравоохранения, принимаемых в государственную собственность по Челябинской области, муниципальное медицинское учреждение « Троицкий дом ребенка, специализированный для детей с нарушением центральной нервной системы с нарушением психики» переименовано в государственное казенное учреждение здравоохранения «Областной дом ребенка №9 специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» (л.д.13).

Согласно п.1.7 ст.1 Устава Учреждение финансируется из областного бюджета на основе сметы доходов и расходов, имеет самостоятельный баланс, счета, открываемые в соответствии с действующим законодательством РФ и Челябинской области, а также осуществляет права собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности (л.д.13-14).

Отсутствие доказательств виновного противоправного бездействия ответчиков, наличие финансовых сложностей по финансированию мероприятий не может служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности по устранению имеющихся в здании указанных нарушений норм и требований Правил пожарной безопасности.

Проживание воспитанников ГКУЗ «Областной дом ребенка №9» - <данные изъяты> в условиях, угрожающих их жизни и здоровью, свидетельствует о нарушении их прав и требует судебной защиты, независимо от уровня финансирования и иных обстоятельств дела.

Ответчик - представитель ГКУЗ «Областной дом ребенка №9» исковые требования признала, пояснила об определенных препятствиях в устранении нарушений, о мероприятиях по устранению нарушений в предыдущие годы, о заключении договоров подряда по устранению нарушений Правил пожарной безопасности, представлены копии договоров, письменное мнение (л.д.104-138,139-143).

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

       

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Исковые требования прокурора г. Троицка подлежат удовлетворению о возложении обязанности на «Областной дом ребенка №9 специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» устранить нарушения Правил пожарной безопасности, а также возложения обязанности на Министерство здравоохранения Челябинской области профинансировать проведение работ по устранению нарушений Правил пожарной безопасности в здании Государственного казенного учреждения здравоохранения «Областной дом ребенка № 9 специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики».

На основании п.10 ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично - правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам п.1 указанной ст. БК РФ.

Учредителем ГКУЗ «Областной дом ребенка № 9» - Министерство здравоохранения Челябинской области выделяются денежные средства для устранения нарушений Правил пожарной безопасности, что указано в отзыве по иску, но их недостаточно для полного устранения нарушений.

При недостаточности средств, доведенных Государственному казенному учреждению здравоохранения «Областной дом ребенка № 9 специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики» следует субсидиарно обязать Министерство здравоохранения Челябинской области профинансировать проведение работ по устранению нарушений Правил пожарной безопасности в здании Государственного казенного учреждения здравоохранения «Областной дом ребенка № 9 специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики».

ГКУЗ «Областной дом ребенка № 9» не является органом государственной власти или органом местного самоуправления, бездействие которого подлежит оспариванию в порядке гл. 25 ГПК РФ, поэтому неосновательна ссылка прокурора г. Троицка на ст. 254 ГПК РФ при подаче иска.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает дело в рамках заявленных исковых требований.

            Руководствуясь ст. 12, 56, 67, 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

          Обязать Государственное казенное учреждение здравоохранения «Областной дом ребенка № 9 специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения Правил пожарной безопасности, строительных норм и правил в здании Государственного казенного учреждения здравоохранения «Областной дом ребенка № 9 специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики», расположенного по адресу: <адрес>:

1.в обеих лестничных клетках здания марши лестниц выполнить шириной не менее 1,35 метра;

2. в обеих лестничных клетках здания лестничные площадки, расположенные перед дверями эвакуационных выходов, ведущих в тамбуры эвакуационных выходов, выполнить шириной не менее ширины маршей лестниц;

3. двери эвакуационных выходов из здания, через которые эвакуируется более 15 человек (на первом этаже при выходе из обеих лестничных клеток, при выходе из тамбуров основных эвакуационных выходов наружу, при выходе наружу и коридора второй младшей группы, при выходе из раздевалки второй младшей группы в лестничную клетку) выполнить шириной в свету не менее 1,2 м;

4. шкаф этажного электрощита, установленного в лестничной клетке на первом этаже здания, и шкафы ВРУ, установленные в подвальном этаже здания, выполнить требуемой степени защиты оболочек;

  1. подвальный этаж здания обеспечить обособленными эвакуационными выходами;
  2. имеющиеся планы эвакуации выполнить в соответствии с требованиями <данные изъяты>

При недостаточности средств, доведенных Государственному казенному учреждению здравоохранения «Областной дом ребенка № 9 специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики» субсидиарно обязать Министерство здравоохранения Челябинской области профинансировать проведение работ по устранению нарушений Правил пожарной безопасности в здании Государственного казенного учреждения здравоохранения «Областной дом ребенка № 9 специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики».

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд.

       

Председательствующий