Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 июня 2012 года г. Троицк Троицкий городской суд Челябинской области в составе: председательствующего Малиновской С.М. при секретаре Васильевой М.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ястремской ФИО12 действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Ястремской ФИО13, Ястремского ФИО14 о признании незаконным решение Главного управления тылового обеспечения Федеральной таможенной службы, признании права на получение супруги единовременного пособия и несовершеннолетними детьми ежемесячного пособия, возложении обязанности подготовить экспертное заключение, у с т а н о в и л: Заявитель Ястремская ФИО15 действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Ястремской ФИО16 Ястремского ФИО17 обратилась в суд с вышеназванным заявлением в обоснование которого сослалась на то, что ею ДД.ММ.ГГГГ было направлено заявление и необходимые документы в Челябинскую таможню для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия и ежемесячного пособия несовершеннолетним иждивенцам в связи с гибелью, наступившей при исполнении служебных обязанностей Ястремского ФИО18, старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра таможенного поста <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ ею получен ответ из Главного управления тылового обеспечения Федеральной таможенной службы от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указывалось об отсутствии оснований для рассмотрения вопроса о выплате пособия. Данное решение просит признать незаконным. В связи с чем, просит признать право на получение ею, как супруги единовременного пособия в размере <данные изъяты> и право несовершеннолетних детей, Ястремских <данные изъяты> на получение ежемесячных пособий в размере среднемесячного заработка в сумме <данные изъяты> каждому. Кроме того, просит возложить обязанность на Главное финансово-экономическое Управление Федеральной таможенной службы России подготовить экспертное заключение о правомерности выплаты пособий и направить его для обеспечении выделения денежных средств для финансирования расходов на выплату пособий. В судебном заседании заявитель Ястремская О.В. и её представитель заявленные требования поддержали в полном объеме, в обоснование которых сослались на доводы, изложенные в заявлении. Представитель Главного управления тылового обеспечения Федеральной таможенной службы в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещался надлежащим образом, заявлений об отложении дела слушанием не поступало. Представитель третьего лица Федеральной таможенной службы Уральское таможенное управление Челябинской таможни, участвующий в деле по доверенности, Усольцев М.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения требования заявителя, сославшись на то, что гибель ФИО3 была связана с исполнением служебной обязанности, заявитель и её дети имеют право на требуемые пособия. Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Заявитель волен в избрании способа защиты. Заявителем Ястремской О.В. избран способом защиты нарушенных прав и законных интересов, как своих, так и несовершеннолетних детей, путем производства по делу, возникающего из публичных правоотношений. В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. К решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Конституцией Российской Федерации устанавливаются, в том числе, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19, часть 2), социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в результате дорожно-транспортного происшествия скончался ФИО10. Заявитель Ястремская О.В. является <данные изъяты>, несовершеннолетние ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО19 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о <данные изъяты>, о смерти, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-15). ФИО10 при жизни являлся старшим государственным таможенным инспектором отдела таможенного <данные изъяты> что подтверждается справкой начальника отдела кадров <данные изъяты> (л.д. 45), приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-к о приеме на работу и о назначении на государственную должность федеральной государственной службы (л.д. 46). Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-к ФИО10 исключен из реестра государственных гражданских служащих Челябинской таможни в связи со смертью государственного гражданского служащего (л.д. 25). Согласно акта № служебного расследования страхового случая, утвержденного ВрИО начальника Челябинской таможни от ДД.ММ.ГГГГ гибель ФИО3 признана связанной с исполнением служебных обязанностей на основании п. 8.1.(е) Регламента проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов Российской Федерации (Приложение № к Государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 27-28). Кроме того, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Уральское таможенное управление Челябинская таможня, ходатайствовало перед Главным управлением тылового обеспечения ФТС России о выплате единовременного пособия <данные изъяты> ФИО3 - ФИО1, в размере <данные изъяты> денежного содержания, которое определено в размере <данные изъяты> и ежемесячного пособия в размере <данные изъяты> детям погибшего, при этом были приложены документы, а именно заявление о выплате пособия, акт служебного расследования, копия приказа об исключении из реестра государственных служащих Челябинской таможни, копии свидетельств о заключении брака, рождении детей, о праве на наследство, расчет годового денежного содержания, копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (л.д. 23-24). Согласно расчета годовое денежное содержание ФИО3 составлял <данные изъяты>, размер среднемесячного заработка составляет <данные изъяты> (л.д. 26). Главным управлением тылового обеспечения Федеральной таможенной службы России ДД.ММ.ГГГГ сообщено начальнику Челябинской таможни, что оснований для рассмотрения вопроса о выплате пособий нет и решить вопрос о их выплате возможно только в судебном порядке. О данном принятом решении информирована Ястремская О.В. путем вручения его копии ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10). Суд не может согласиться с обоснованностью и законностью принятого Главным управлением тылового обеспечения Федеральной таможенной службы России решения, которым фактически семье ФИО3 отказано в причитающихся выплатах. Данный вывод суда основан на нижеследующем. В целях обеспечения социальных гарантий должностным лицам таможенных органов Российской Федерации была предусмотрена частью 3 статьи 418 Таможенного кодекса РФ, действовавшей на момент возникших отношений, выплата пособий. В случае гибели должностного лица таможенного органа в связи с исполнением служебных обязанностей семье погибшего и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере <данные изъяты> содержания погибшего по последней занимаемой им в таможенных органах должности. Несовершеннолетним иждивенцам погибшего дополнительно выплачивается ежемесячное пособие в размере среднемесячного заработка погибшего по последней занимаемой им должности до наступления совершеннолетия или появления самостоятельного источника дохода, а учащимся дневных отделений учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования - до окончания учебы. Выплата пособий и возмещение ущерба, причиненного имуществу, производятся из средств федерального бюджета с последующим взысканием этих сумм с виновных лиц. Решение о выплате пособий принимается начальником таможенного органа по месту работы потерпевшего на основании приговора суда или постановления следственных органов о прекращении уголовного дела или приостановлении предварительного следствия. Годовое денежное содержание должностного лица таможенного органа, используемое для исчисления размеров единовременных пособий, включает в себя все виды денежных выплат, которые указанное лицо должно было бы получить в год гибели или причинения вреда его здоровью. Среднемесячный заработок определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Должностной оклад должностного лица таможенного органа для целей настоящей статьи включает также оклад по специальному званию, надбавки за выслугу лет, за знание иностранного языка и иные надбавки. Выплата пособий и сумм возмещения имущественного ущерба производится таможенным органом, в котором работал потерпевший до момента гибели, получения телесного повреждения или причинения ущерба имуществу, а в случае, если этот орган реорганизован или ликвидирован, - его правопреемником или вышестоящим органом. Порядок выплаты указанных в настоящей статье сумм определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (часть 3 статьи 418 Таможенного кодекса РФ, действовавшей на момент возникших отношений). Поскольку, судом достоверно установлено, что ФИО3 являлся должностным лицом, его гибель наступила в связи с исполнением служебных обязанностей (следование к месту службы и обратно), то имеются все основания для выплаты пособий в связи с гибелью ФИО3, на что имеют право как супруга погибшего, так и его несовершеннолетние дети. Распоряжением ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ №-р утверждены Методические рекомендации по вопросам выплаты пособий и сумм возмещения имущественного ущерба в случае гибели или получения телесных повреждений должностным лицом таможенного орган Российской Федерации в связи с исполнением служебных обязанностей. Так же, как и в выше приведенной норме, в методических рекомендациях было закреплено, что решение о выплате пособий принимает начальник таможенного органа по месту службы потерпевшего на основании приговора суда или постановления следственных органов о прекращении уголовного дела или приостановлении предварительного следствия. Пункт 12 методических рекомендаций Письмо с указанием объема финансирования расходов на выплату пособий и копиями документов (приговор суда, постановление следственных органов о прекращении уголовного дела или приостановлении предварительного следствия) направляется таможенным органом в Главное управление тылового обеспечения ФТС России. В свою очередь, Главное управление тылового обеспечения готовит экспертное заключение о правомерности выплаты пособий в срок не более 15-ти календарных дней и направляет в Главное финансово-экономическое управление ФТС России, а Главное финансово-экономическое управление обеспечивает выделение денежных средств для финансирования расходов на выплату пособий и сумм, предусмотренных пунктом 3 статьи 418 Таможенного кодекса Российской Федерации в сроки, установленные действующим законодательством для внесения изменений в лимиты бюджетных обязательств (пункты 13 и 14 методических рекомендаций). В связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" указанные выше положения Таможенного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу со дня вступления в силу Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (данный Федеральный закон опубликован в "Российской газете" ДД.ММ.ГГГГ и вступил в силу по истечении одного месяца со дня опубликования). Между тем, в новом таможенном законодательстве (части 3 и 6 статьи 323 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"), по существу, воспроизведены прежние законоположения. Согласно Порядка выплат пособий в случае гибели или получения телесных повреждений должностным лицом таможенного органа Российской Федерации и сумм возмещения имущественного ущерба в связи с исполнением им служебных обязанностей, утвержденных Приказом Федеральной таможенной службы России от ДД.ММ.ГГГГ №, должностное лицо (члены семьи и иждивенцы) для решения вопроса о выплате пособий или сумм возмещения имущественного ущерба подает(ют) письменное заявление на имя начальника таможенного органа, где должностное лицо проходит службу (замещало последнюю должность) (пункт 12). Решение о выплате пособий принимается начальником таможенного органа по месту службы потерпевшего на основании приговора суда или постановления следственных органов о прекращении уголовного дела или приостановлении предварительного следствия, а также постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в связи со смертью подозреваемого (пункт 13). Письмо таможенного органа с указанием объема финансирования расходов на выплату пособий и сумм имущественного ущерба и документами, указанными в пунктах 19, 20, 23, направляется в Главное управление тылового обеспечения ФТС России (ГУТО) (пункт 14). ГУТО в срок не более 15 календарных дней проводит проверку документов, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, на соответствие требованиям частей 2 - 11 статьи 323 Федерального закона и направляет их в Главное финансово-экономическое управление ФТС России (ГФЭУ) (пункт 15). Таким образом, на момент обращения Ястремской О.В. с заявлением о выплате пособия было осуществлено в период действия порядка, который схож с предыдущим порядком выплат, более того, по новому порядку решение о выплате пособий принимается на основании соответствующих приговоров, решений, определений и постановлений судов, следственных органов и органов предварительного расследования, в том числе на основании постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Суд считает, что отказ в выплате пособий лишь потому, что предъявлены документы на рассмотрение с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, будет формальным. Пункт 3 статьи 418 Таможенного кодекса Российской Федерации, закрепляющий право на получение указанных в нем выплат, применяется в системной взаимосвязи с нормой абзаца шестого того же пункта, устанавливающей порядок принятия решения о выплате соответствующего пособия - начальником таможенного органа по месту работы потерпевшего на основании приговора суда или постановления следственных органов о прекращении уголовного дела или приостановлении предварительного следствия. Данное законоположение по своей природе и назначению, его месту в структуре названного Кодекса имеет процедурно-процессуальный характер, т.е. призвано обеспечить надлежащее удовлетворение заинтересованным лицом его правомерного интереса, закрепленного в материальной норме права, а потому не может изменять или ограничивать содержание и объем его права на получение гарантированных компенсационных выплат и тем более - приводить в правоприменительной практике к отмене указанного права. Это находит свое подтверждение в том, что уголовно-процессуальное законодательство одни и те же обстоятельства (в частности, отсутствие события преступления, отсутствие в деянии состава преступления, истечение сроков давности уголовного преследования, смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего) включает в круг оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и (или) прекращения уголовного преследования (часть первая статьи 24, пункт 2 части первой статьи 27, часть первая статьи 212 УПК Российской Федерации). Тем самым предопределяется недопустимость установления для лиц, относящихся к одной категории различных правовых последствий, связанных с прекращением уголовного дела и (или) уголовного преследования и с отказом в возбуждении уголовного дела. Конституционный суд Российской Федерации, исходя из вышеуказанных законоположений и их толкования в системе действующего правового регулирования и с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в сохраняющих свою силу решениях, - связывал возможность получения должностными лицами таможенных органов единовременного пособия и ежемесячной денежной выплаты (которые предусмотрены той же статьей 418 Таможенного кодекса Российской Федерации, что и в случае с гибелью должностного лица таможенного органа) с самим фактом причинения телесных повреждений при исполнении обязанностей таможенной службы, исключающих ее дальнейшее продолжение, как на основании процессуальных документов, вынесенных в рамках уголовного судопроизводства, так и на основании документов, надлежащим образом подтверждающих факт получения телесных повреждений. Суд, исходя из данной позиции, считает, что в соответствии с конституционными требованиями справедливости и равенства необходимо связать возможность получения семьей ФИО3 указанных пособий с самим фактом его гибели при исполнении обязанностей таможенной службы даже при наличии постановления для отказа в возбуждении уголовного дела. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из универсального принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которого различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. Соблюдение данного принципа, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 12-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 15-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 18-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 3-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 12-П). На основе вышесказанного суд удовлетворяет требования Ястремской О.В. в полном объеме. Срок обращения в суд заявителем соблюден. Обращением в суд с указанными требованиями права несовершеннолетних детей не нарушены, соответствует их интересам. Судом принято решение по заявленным требованиям в силу ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, иных требований заявитель не предъявлял, избрал именно рассматриваемый способ защиты. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л: Признать незаконным решение Главного управления тылового обеспечения Федеральной таможенной службы России от ДД.ММ.ГГГГ № об отсутствии оснований для подготовки экспертного заключения о правомерности выплаты пособий. Признать за Ястремской ФИО20 право на получение единовременного пособия в размере 10 - кратного годового денежного содержания в сумме 3 179 394 рубля и за несовершеннолетними ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО11 ФИО21 ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право на ежемесячные пособия в размере среднемесячного заработка в сумме <данные изъяты> каждому. Главное управление тылового обеспечения Федеральной таможенной службы России подготовить экспертное заключение о правомерности выплаты Ястремской ФИО22 единовременного пособия в размере <данные изъяты> содержания в сумме <данные изъяты> каждому несовершеннолетнему ребенку погибшего - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО11 ФИО23 ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и направить его в Главное финансово-экономическое управление Федеральной таможенной службы России для обеспечения выделения денежных средств для финансирования расходов на выплату пособий. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Троицкий городской суд. Председательствующий: