РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 5 июля 2012г. Троицкий городской суд Челябинской области в составе: председательствующего Мирзоян Н.Е. при секретаре Кадомцевой Т.Г., с участием адвоката Чигановой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Истомина Д.Н. об оспаривании решения жилищной комиссии администрации г. Троицка, постановления главы администрации г. Троицка, о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, Установил: Истомин Д.Н. обратился в суд с заявлением, в котором с учетом уточнения требований просит признать незаконными - решение жилищной комиссии администрации г. Троицка от 12 марта 2012г. в части отказа в признании Истомина Д.Н. нуждающимся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья" областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы, и постановление № от 12.03.2012г. администрации г. Троицка Челябинской области в части утверждения решения жилищной комиссии об отказе в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Истомин Д.Н. просит в иске признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья" областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы. В обоснование иска указал, что он более пяти лет работает в государственном учреждении <данные изъяты> на должности <данные изъяты>, которое является казенным учреждением и финансируется за счет средств федерального бюджета. В собственности и по договору социального найма жилья не имеет, не является членом семьи собственника или нанимателя по договору социального найма. Проживает один на съемной жилой площади. По этим основаниям считает незаконным решение жилищной комиссии администрации г. Троицка об отказе признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья" областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы. В судебном заседании истец и его представитель адвокат Чиганова Т.И. поддержали исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Представитель администрации г. Троицка - Шиндина О.Б. исковые требования Истомина Д.Н. не признала, ссылаясь на то, что истец проживает в доме по адресу: <адрес> собственником которого является О. и сохраняет право пользования указанным жилым домом, т.е. имеет в постоянном пользовании жилое помещение. В указанном доме площадью 41 кв.м зарегистрированы три человека, т.е. каждый обеспечен общей площадью более учетной нормы, которая по г. Троицку составляет 9 кв.м. Выслушав стороны, показания свидетелей М.,О.,Л.., исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Истомина Д.Н. подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что истец намерен участвовать в подпрограмме "Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья" областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы (далее подпрограмма). В соответствии с п. 5. Участниками подпрограммы могут быть граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Челябинской области и являющиеся, в том числе, работником областного или муниципального бюджетного учреждения, содержание которого осуществляется за счет средств областного и (или) местного бюджетов, имеющие непрерывный стаж по основному месту работы в бюджетном учреждении, не менее трех лет, и если гражданин признан органом местного самоуправления нуждающимся в улучшении жилищных условий. Порядок рассмотрения органом местного самоуправления заявления работника бюджетной сферы и вынесения решения о признании (отказе) его в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий предусмотрен п. 23 подпрограммы, в которой сказано, что поступившее от работника бюджетной сферы заявление с прилагаемыми документами проверяется органами местного самоуправления и по результатам рассмотрения заявления, не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления указанных документов принимается решение о признании или об отказе в признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме, о котором заявитель уведомляется письменно. Как предусмотрено п.22 подпрограммы, признание работников бюджетной сферы нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме осуществляется органами местного самоуправления на основании: 1) заявления о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме, подписанного всеми проживающими совместно с заявителем дееспособными членами семьи; 2) документов, содержащих сведения о составе семьи, степени родства и площади занимаемого жилого помещения; 3) документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи, а также документов, подтверждающих гражданство Российской Федерации; 4) документов, подтверждающих родственные отношения работника бюджетной сферы - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи; 5) выписки из домовой книги и копии финансового лицевого счета; 6) выписки из технического паспорта с поэтажным планом и экспликацией (для проживающих в домах усадебного типа); 7) документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи; 8) справок органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности у работника бюджетной сферы и членов его семьи; 9) справок предприятия технической инвентаризации о наличии (отсутствии) в настоящее время и ранее жилых помещений на праве собственности у работника бюджетной сферы и членов его семьи; 10) документов, подтверждающих признание в установленном законодательством Российской Федерации порядке жилого помещения непригодным для постоянного проживания. Как установлено судом, истец обратился с заявлением на имя главы администрации Троицкого городского округа о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, как не имеющий жилого помещения для постоянного проживания. Согласно п. 21 подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются работники бюджетной сферы, признанные органами местного самоуправления по месту постоянного жительства таких работников нуждающимися в улучшении жилищных условий по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В статье 51 ЖК РФ названы основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда социального использования. Среди нуждающихся в жилище в первую очередь в п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК названы граждане, которые не имеют своего жилья по договору социального найма или в собственности, а также члены семьи таких граждан. Именно по этому основанию истец обратился с заявлением на имя главы г. Троицка о признании его нуждающимся в жилом помещении. Как следует из протокола заседания жилищной комиссии администрации города Троицка от 12 марта 2012г. (п.3), Истомину Д.Н. ( состав семьи 1 человек) было отказано в признании его нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья" областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях ( в соответствии с п.п. 2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ). Постановлением № от 12.03.2012г. администрации г. Троицка Челябинской области был утвержден протокол заседания жилищной комиссии от 12 марта 2012г. В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ч.3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. В связи с этим, проверяя законность оспариваемых решений органа местного самоуправления суд не вправе ограничиться проверкой только доводов, изложенных в заявлении Истомина Д.Н. по существу оспариваемого решения, но и должен установить и проверить все иные обстоятельства, связанные с принятием оспариваемого решения. В соответствии с п. 24 подпрограммы отказ в признании работника бюджетной сферы в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме допускается в случае, если: 1) не представлены в полном объеме документы, предусмотренные пунктом 22 настоящей подпрограммы; 2) представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме; 3) работник бюджетной сферы в течение последних пяти лет совершил действия по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате чего не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме. Решение об отказе в признании работника бюджетной сферы нуждающимся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме должно содержать основания такого отказа и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке. Проверяя в полном объеме законность и обоснованность принятого по заявлению Истомина Д.Н. решения об отказе в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме, суд приходит к выводу, что данное решение является незаконным по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п.1), являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п.2); Судом установлено, что Истомин Д.Н. проживает в жилом доме <адрес>, в котором зарегистрирован с 17 ноября 2006г. До 28 февраля 2008г. собственником данного дома была П.., которая не являлась родственником истца. Членом семьи собственника этого дома истец не был, так как проживал на условиях найма жилого помещения, занимал одну комнату в этом доме. После 28 февраля 2008г. собственником данного дома стала О. на основании договора купли-продажи (л.д.12). Несмотря на то, что О.. является тетей истца, истец членом её семьи не является, совместного хозяйства с ней не ведет: питается отдельно, стирает на себя сам, оплачивает свою долю расходов на коммунальные услуги в размере 500 руб. в месяц. Он также занимает в качестве жилья одну комнату в доме, как и при собственнике П. Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца, показаниями свидетелей М.,О.,Л. а также договором найма жилого помещения (л.д.11). У суда нет оснований не доверять показаниям данных свидетелей, так как у них нет личной заинтересованности в исходе дела, их показания последовательны, не противоречат другим доказательствам и пояснениям истца. Ответчик в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представил доказательств, опровергающих доводы истца, что он не является членом семьи собственника дома. Акт осмотра жилого помещения по <адрес> от 28 июня 2012г. о том, что Истомин Д.Н. периодически появляется по данному адресу, но постоянно не проживает, не опровергает утверждения истца, что он не является членом семьи собственника, а «снимает» жилье у О. Суд считает несостоятельными доводы ответчика, что Истомин Д.Н. не является нуждающимся в жилом помещении, поскольку в договоре купли-продажи дома указано, что зарегистрированные в жилом доме на момент составления договора Ф.., Истомин Д.Н. сохраняют право пользования указанным жилым домом. Указание в договоре купли-продажи при отчуждении дома другому собственнику на сохранение права пользования жилым помещением за гражданами, зарегистрированными в нем, не относит этих граждан к обеспеченным жильем. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь названы граждане, которые не имеют своего жилья по договору социального найма или в собственности, а также члены семьи таких граждан. Законодатель имел в виду в этой норме закона тех граждан, кто "снимает квартиру" или "угол", т.е. пользуется жильем по договорам коммерческого найма или поднайма, проживает в качестве временных жильцов, занимает жилые помещения специализированного жилищного фонда. К числу таких граждан относится и Истомин Д.Н. Поскольку он проживал в доме прежнего собственника на условиях договора коммерческого найма, то сохранение права проживания в нем при отчуждении дома, не изменяет статус истца, как лица, проживающего в этом доме на условиях договора коммерческого найма. Кроме того, между новым собственником дома О.. и Истоминым Д.Н. заключен договора найма жилого помещения, срок действия которого определен до 01.01.2013г., но по соглашению сторон он может быть продлен (л.д.11). Как пояснила свидетель О. (собственник дома), её не устраивало условие, указанное в п.4 договора купли-продажи о сохранении права пользования жилым домом за Ф.. и Истоминым Д.Н. Она не обратила внимания на этот пункт при подписании договора, так как доверилась риэлтору, которому поручено было оформление сделки. Однако, когда увидела, что такое условие включено в договор, она заключила с Истоминым Д.Н. договор найма жилого помещения, в котором оговорила срок его проживания в доме до 2013 года, поскольку у неё есть свой сын, не обеспеченный жильем и постоянное проживание Истомина Д.Н. в доме её не устраивает. Специфика работы Истомина Д.Н. такова, что он редко бывает дома (сборы, командировки), поэтому его проживание не обременяет её. Она считает проживание Истомина Д.Н. в её доме временным, пока он не женится, или не получит свое жилье. Бесспорным является и то, что договор найма, заключенный между О. и Истоминым Д.Н. не является договором социального найма. Таким образом, достоверно установлено, что Истомин Д.Н. не имеет своего жилья по договору социального найма или в собственности, а также не является членом семьи нанимателя или собственника жилого помещения. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. По указанному основанию могут быть приняты на учет только наниматели по договорам социального найма и собственники жилых помещений, а также члены семей этих субъектов. Все остальные лица принимаются на учет независимо от того, сколько квадратных метров общей площади жилого помещения приходится на одного человека (п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК). В связи с этим необоснованным является учет общей площади жилого дома на каждого зарегистрированного в нем, на что ссылается ответчик, возражая против иска. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что имеются основания, предусмотренные ст. 51 ЖК РФ для признания Истомина Д.Н. нуждающимся в жилом помещении жилищного фонда социального использования. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд Решил: Признать незаконными: Решение жилищной комиссии администрации г. Троицка от 12 марта 2012г. в части отказа в признании Истомина Д.Н. нуждающимся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме подпрограммы "Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья" областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы, Постановление № от 12.03.2012г. администрации г. Троицка Челябинской области в части утверждения решения жилищной комиссии об отказе в признании Истомина Д.Н. нуждающимся в улучшении жилищных условий. Признать Истомина Д.Н. нуждающимся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья" областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Троицкий городской суд. Председательствующий: