Оспаривание постановления администрации



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 апреля 2011 года.

Троицкий городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Федотовой В.П.,

при секретаре Строк Ж.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Демидова ФИО10 об оспаривании постановления органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л

Демидов В.И. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать недействительным постановление администрации г.Троицка Челябинской области от 13 января 2011 года № № «Об отмене постановления главы администрации г.Троицк Челябинской области от 24 октября 2008 года № № в связи с тем, что оно не соответствует требованиям закона, издано в нарушение его законных прав и интересов.

В судебном заседании Демидов В.И. и его представитель Ильченко Е.Н., действующая по доверенности от 29 марта 2011 года, требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлениях от 22 марта 2011 года и 30 марта 2011 года, считают, что оспариваемое постановление противоречит закону, нарушает его права на владение земельным участком, правомерно выделенным ему администрацией г. Троицка.

Представитель администрации города Троицк Челябинской области Бачанова Г.Г., имеющая полномочия по доверенности от 11 января 2011 года, требования не признала, просила в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление издано в порядке самоконтроля при наличии прав у органа местного самоуправления для этого, поскольку постановление от 24 октября 2008 года было принято в нарушение процедуры предоставления земельного участка.

Выслушав участников процесса, исследовав доказательства, суд считает, что в удовлетворении требований следует отказать по следующим основаниям.

На основании ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая - либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. ст. 254 и 255 ГПК РФ Демидов В.И. вправе оспаривать в суде постановление администрации города Троицк Челябинской области, поскольку полагает, что указанным постановлением нарушены его законные права и интересы.

Оспариваемое постановление принято 13 января 2011 г., с заявлением Демидов В.И. обратился в суд 22 марта 2011 г., т.е. без нарушения установленного ст. 256 ГПК РФ срока для данной категории дел.

В соответствии со ст. ст. 11 и 12 ГК РФ судебной защите подлежит только нарушенное право, способ защиты которого гражданин определяет самостоятельно.

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной вдласти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лица, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Заявитель должен доказать нарушение своих прав.

По мнению суда, заявителем не представлены доказательства нарушения оспариваемым постановлением его законных прав и интересов. Вместе с тем суд считает, что администрация г.Троицка доказала, законность и обоснованность принятого постановления.

В силу абз. 1 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137 -ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

В силу абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137 -ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности».

На основании ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в порядке, установленным настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 30.1. ЗК РФ земельные участки для жилищного и строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или аренду без предварительного согласования места размещения объекта.

При этом продажа права на заключение договора аренды земельного участка осуществляется на аукционах либо по заявлению гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка, путем опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка и последующего принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении участка указанному гражданину.

Как указывает п.3 ст. 30.1. ЗК РФ орган местного самоуправления в двухнедельный срок публикует в своем периодическом печатном издании сообщение о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в аренду с указанием его местоположения, площади, разрешенного использования.

В этой же норме закона указано, что в случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого участка от нескольких лиц проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Как указано в ч.4 и 6 ст. 43 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования издает постановления по вопросам местного значения.

В силу ст. 48 этого же Закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а так же, исходя из необходимости контроля соблюдения действующего законодательства при осущствлении публичных функций органы местного самоуправления вправе отменить ранее принятые решения.

Доказательства, свидетельствующие о том, что при принятии оспариваемого постановления глава города руководствовался исключительно собственным усмотрением, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы граждан, в том числе заявителя, нарушает принцип стабильности правоотношений, возникших в результате принятия этого ненормативного правового акта, суду не представлены.

Суд установил, что 24 октября 2008 года постановлением главы администрации г.Троицка № № «Об утверждении протокола от 10 октября 2008 года № № заседания комиссии по предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства» Демидову В.И. на основании протокола № № заседания комиссии по проведению торгов по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности от 10 октября 2008 г. разрешено предоставление в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г.Троицк, ул.<адрес> для индивидуального жилищного строительства.

Постановлением предписано подготовить землеустроительное дело на этот земельный участок с последующей постановкой его на кадастровый учет, оформить в Управлении муниципальной собственности администрации города Троицк правоустанавливающие документы на земельный участок, оформить градостроительный план земельного участка в муниципальном учреждении «Архитектура и градостроительство», получить разрешение на строительство индивидуального жилого дома в отделе по архитектуре и градостроительству управления по капитальному строительству и архитектуре администрации города Троицк.

Землеустроительное дело, проект межевания территории микрорайон № составлялись до выделения земельного участка Демидову В.И. (л.д.9-22).

На основании постановления администрации города Троицк Челябинской области №№ от 17 апреля 2009 года Демидову В. И. предоставлен земельный участок категории земель: земли населенных пунктов, кадастровым номером № площадью 945 квадратных метров, расположенный по адресу: город Троицк, Челябинской области, улица <адрес> в аренду сроком на десять лет, для строительства индивидуального жилого дома (л.д.18).

Этот договор и право аренды зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16 сентября 2009 года (л.д.19-23).

Разрешение на строительство жилого дома Демидовым В.И. не получено, но он приступил к строительству.

13 января 2011 года глава администрации города Троицк Челябинской области ФИО11 принял постановление № № «Об отмене постановления главы администрации города Троицк от 24 октября 2008 года № № которым отменил указанное постановление, с указанием ряда распорядительных действий по ознакомлению Демидова В.И. с данным постановлением.

Это подтверждается объяснениями сторон, оспариваемым постановлением администрации города Троицк Челябинской области, перечисленными документами (л.д.10).

Оспариваемое постановление является ненормативным правовым актом органа местного самоуправления, поскольку устанавливает права и обязанности конкретных лиц, в частности, руководителя общего отдела администрации города ФИО12 и заместителя главы города ФИО13

Оно принято полномочным органом, в соответствии с предоставленными частью 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Троицк Челябинской области, полномочиями, и соответствует положениям статей 28 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующими порядок предоставления и выбора земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и устанавливающими обязательное информирование населения о возможном и предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Земельный участок, расположенный в поселке Токаревка города Троицк, Челябинской области, по улице <адрес> общей площадью 945 квадратных метров, относится к государственной собственности, землям населенных пунктов, разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, внесен в государственный кадастр недвижимости. Земельный участок вместе с иными в п. <адрес> г. Троицка относятся к государственной собственности, не прошедшей разграничение в установленном законом порядке, что подтверждается справкой Управления муниципальной собственности от 02 февраля 2011 года (л.д.65).

Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. При этом продажа права на заключение договора аренды земельного участка осуществляется на аукционах либо по заявлению гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка, путем опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка и последующего принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении участка указанному гражданину.

В соответствии с пунктом 3 статьи 30.1. Земельного Кодекса РФ в случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого участка от нескольких лиц проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Согласно положениям пунктов 3, 4 и 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, вправе просить как о предоставлении несформированного участка, так и о предоставлении сформированного земельного участка. В случае если участок не сформирован, принятию решения о проведении торгов либо предоставлении участка без проведения торгов предшествуют работы по его формированию. Если же участок уже сформирован, но не закреплен за гражданином, то на основании заявления гражданина, заинтересованного в его предоставлении, проводятся торги по продаже участка или продаже права на заключение договора аренды участка, либо публикуется сообщение о наличии предлагаемых для передачи земельных участков.

Однако при предоставлении Демидову В.И. земельного участка выявлено нарушение порядка его предоставления, который установлен п.3 ст. 30.1. ЗК РФ, а именно - отсутствие информирования населения г.Троицка о предоставлении указанного земельного участка в аренду гражданам г.Троицка. Нарушены требования пункта 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым, в случае поступления нескольких заявок на предоставление одного и того же участка, должен быть проведен аукцион.

Информацию на сайте Администрации города Троицк Челябинской области и публикацию в специальном выпуске газеты «Регион Южный Урал» нельзя признать доказательством достаточного информирования населения города Троицк о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.

Подтверждением данного нарушения является письмо ООО «Регион Южный Урал» от 06 сентября 2010 г., в котором указано, что сообщение о приеме заявлений от граждан на предоставление в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: г.Троицк, ул.<адрес> было опубликовано в специальном выпуске газеты «Регион Южный Урал» от 09 сентября 2008 г., который вышел тиражом в 500 экземпляров.

Тираж основного выпуска этой газеты составляет 12 300 экземпляров (л.д.64).

Между ООО «Регион Южный Урал» и Управлением муниципальной собственности администрации г.Троицка заключены договоры об оказании информационных услуг от 01 августа 2008 года, от 07 ноября 2008 года по размещению на страницах газеты публикаций по заданию Управления, размещает публикации в газете тиражом 12 300 экземпляров, а не в специальном выпуске тиражом 500 экземпляров (л.д56).

Ссылка заявителя на письмо ООО «Регион Южный Урал» от 25 марта 2011 года о распространении экземпляров газет по почтовым ящикам г. Троицка курьерами в произвольном порядке не подтверждает, что специальный выпуск получили заинтересованные лица в приобретении земельных участков, не свидетельствует о полноте информации.

По сообщению Троицкого филиала ОАО «Роспечать» Челябинской области спецвыпуск газеты «Регион - Южный Урал» от 09 сентября 2008 года для продажи и распространения в Троицкий филиал ОАО «Роспечать» не поступал (л.д.63).

Администрацией г. Троицка представлены заявления других граждан, желавших получить земельный участок в том же районе, от количества претендентов зависел порядок проведения торгов или аукциона, однако из - за неинформированности о проводимой процедуре они не смогли участвовать в приобретении земельного участка - заявления ФИО7, ФИО8 с выписками из книги учета регистрации входящей корреспонденции организаций г. Троицка (л.д.57-62).

Протокол №№ заседания комиссии по проведению торгов по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности «Предоставление в аренду земельных участков для индивидуального жилищного строительства» от 10 октября 2008 года не полно учитывает интересы и права граждан, желавших приобрести земельные участки.

Из представленного заявления Демидова В.И. в администрацию г. Троицка от 26 августа 2008 года видно, что он просит предоставить земельный участок с указанием адреса, ориентировочной площади участка, хотя сведения о выделении земельных участков еще не были опубликованы (л.д.63).

Из указанного следует, что сообщение о приеме заявлений от граждан на предоставление в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: г.Троицк, ул.<адрес> было опубликовано в специальном выпуске газеты, который имеет ограниченный тираж.

Поэтому суд пришел к мнению о том, что произведенный администрацией г.Троицка способ информирования населения о приеме вышеперечисленных заявлений ограничил население г.Троицка в получении информации о приеме такого рода заявлений.

Из этого следует, что у иных граждан из числа населения г.Троицка в 82 010 жителей отсутствовала возможность обратиться в администрацию г.Троицка с заявлением о предоставлении им в аренду спорного земельного участка, т.е. они были лишены права участия в аукционе по продаже этого участка, что является грубым нарушением абз. 4 п. 3 ст. 30 ЗК РФ.

В соответствии с положениями статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам, и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны недействительными.

Постановление администрации города Троицк Челябинской области № № от 13 января 2011 года «Об отмене постановления администрации города Троицк от 24 октября 2008 года № №» принято в соответствии с положениями части 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в порядке контроля соблюдения действующего законодательства в области земельных правоотношений.

Оспариваемое заявителем постановление принято главой города Троицк Челябинской области ФИО11 при осуществлении им публичных функций, в результате того, что им были установлены факты не соответствия постановления № № от 24 октября 2008 года требованиям закона, и нарушения гражданских прав и интересов жителей города. Эти нарушения могли быть устранены принятием обжалуемого постановления.

В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации недопустимо нарушение прав и свобод одних лиц осуществлением прав и свобод других.

Доводы Демидова В.И. о нарушении указанным постановлением его прав и интересов, не обоснованны, достоверными доказательствами не подтверждены, и опровергаются исследованными судом доказательствами.

Право пользования земельным участком у него возникло на основании договора аренды, который заключен не на основании постановления № № от 24 октября 2008 года, которое отменено, а на основании постановления от 17 апреля 2009 года №№ (л.д.18).

Именно оспариваемым постановлением он не лишен возникших прав на земельный участок, на заявителя не возложены какие-либо обязанности, что свидетельствует о том, что оспариваемое постановление не нарушает права заявителя, так как само по себе оно не является основанием для прекращения правоотношений, возникших из договора аренды, заключенного на основании постановления администрации города Троицк Челябинской области № № от 17 апреля 2009 года, которое в настоящее время не отменено.

Совокупность доказательств, необходимых для признания ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным (несоответствие его закону и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя), не установлена.

Суд не усматривает нарушений п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Поскольку суд достоверно установил, что постановление главы администрации г.Троицка от 24 октября 2008 года № № «Об утверждении протокола от 10 октября 2008 года №№ заседания комиссии по предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства» не соответствует закону, обжалуемое постановление принято полномочным органом, в пределах предоставленных полномочий в силу ст. 48 ФЗ от 06 октября 2003 года №131 - ФЗ, соответствует положениям статей 30, 30.1. и 31 Земельного Кодекса Российской Федерации, отсутствуют основания для удовлетворения заявления Демидова В.И..

Руководствуясь ст.12, 56, 67, 194 -199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Демидову ФИО10 отказать в удовлетворении заявления о признании недействительным постановления администрации города Троицка Челябинской области от 13 января 2011 года № № «Об отмене постановления главы города Троицка от 24 октября 2008 года №№».

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд.

Председательствующий -