ПОСТАНОВЛЕНИЕ 1 июня 2011 года г. Троицк Судья Троицкого городского суда Челябинской области Н.Е.Мирзоян, с участием прокурора Пановой М.Н., представителей муниципального медицинского лечебно-профилактического учреждения здравоохранения «Центральная районная больница г.Троицка и Троицкого района» и государственного инспектора ОНД № УНД ГУ МЧС России рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении муниципального медицинского лечебно-профилактического учреждения здравоохранения «Центральная районная больница г.Троицка и Троицкого района» по статье 20.4 часть 1 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: В период с 03 марта 2011 года по 09 марта прокуратурой г.Троицка совместно с государственным инспектором ОНД № УНД ГУ МЧС России по Челябинской области проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в здании детской поликлиники, расположенном по адресу: <адрес>.Данное здание является муниципальной собственностью г.Троицка и принадлежит на праве оперативного управления ММЛПУ «ЦРБ г.Троицка и Троицкого района». В ходе проверки установлено, что между пристроем здания поликлиники и существующим строением, расположенным на данном земельном участке, не обеспечено требуемое противопожарное расстояние не менее 8 метров (фактически противопожарное расстояние составляет 4,17м) (п. 3 ППБ 01-03, приложение № 1*, таб. 1* СНиП 2.07.01-89*). Лестничные марши и лестничные площадки обоих лестничных клеток, предназначенных для эвакуации людей со второго этажа здания, выполнены шириной менее 1,35 м (фактически ширина лестничных маршей составляет 1,18-1,22м, площадок 1,15-1,27м) (п.п. 3, 51 ППБ 01-03, п. 1.96* СНиП 2.08.02-89*). Ступени маршей лестниц в пределах лестничных клеток, соединяющих первый и второй этажи здания, выполнены различной высоты (фактически высота ступеней составляет 9, 11, 16,5 см) (п.п. 3, 51ППБ 01-03, п. 6.28* СНиП 21-01-97*). Данные нарушения не позволят провести быструю и безопасную эвакуацию людей из здания поликлиники в случае пожара. Ступени обоих лестничных клеток окрашены горючей краской (п. 53 ППБ 01-03).Данное нарушение создаёт угрозу распространения огня, дыма и токсичных продуктов горения по лестничным маршам обоих лестничных клеток, что не позволит всем людям, находящимся на втором этаже здания поликлиники, эвакуироваться со второго этажа здания.Лестничные клетки не имеют выходов непосредственно наружу на прилегающую к зданию территорию (п.п. 3, 51 ППБ 01-03, п. 6.34* СНиП 21-01-97*). Данное нарушение не позволит провести быструю и безопасную эвакуацию людей со второго этажа здания поликлиники, в случае возникновения пожара в помещениях первого этажа. Дверь тамбура запасного эвакуационного выхода, ведущего с первого этажа здания наружу во двор, выполнена шириной в свету менее 1,2м (фактически дверь запасного эвакуационного выхода имеет ширину 1,17м) (п.п. 3, 51 ППБ 01-03, п.п. 6.11*, 6.16 СНиП 21-01-97*). На первом этаже здания в полу на путях эвакуации людей, при выходе из тамбура запасного эвакуационного выхода наружу во двор, имеется перепад высоты в отметках пола (перепад высоты составляет 18см) (п.п. 3, 51 ППБ 01-03, п. 6.28* СНиП 21-01-97*, п. 1.93* СНиП 2.08.02-89*). Данные нарушения не позволят провести быструю и безопасную эвакуацию людей из здания поликлиники. На первом этаже здания зафиксированы в открытом положении самозакрывающиеся двери холла и лестничной клетки запасного эвакуационного выхода (п.п. 3, 51, 53 ППБ 01-03, п. 6.18* СНиП 21-01-97*). Данное нарушение создаёт угрозу распространения дыма и токсичных продуктов горения по помещениям первого этажа и лестничной клетке, что не позволит эвакуироваться всем людям, находящимся в здании поликлиники. В нарушение проекта на втором этаже здания в световом кармане коридора допущено размещение кабинета (п.п. 3, 51 ППБ 01-03, п.п. 4.2, 4.3 СНиП 21-01-97*). Данное нарушение не позволит провести быструю и безопасную эвакуацию людей со второго этажа здания поликлиники в случае пожара. На втором этаже здания в объёме лестничной клетки основного эвакуационного выхода размещён кабинет (п.п. 3, 51 ППБ 01-03, п. 6.32* СНиП 21-01-97*). Данное нарушение не позволит провести быструю и безопасную эвакуацию людей со второго этажа здания поликлиники, в случае возникновения пожара в данном кабинете.Перекрытие между подвальным, первым, вторым и чердачным этажами здания не имеет требуемого предела огнестойкости (имеются участки перекрытия, где отсутствует защитный слой бетона у несущих металлических конструкций монолитного перекрытия, обеспечивающий их требуемый предел огнестойкости не менее REI 45) (п.п. 3, 37 ППБ 01-03, п. 5.18* табл. 4 СНиП 21-01-97*). Данное нарушение может позволить огню быстро разрушить несущие конструкции перекрытия здания. Несущие металлические конструкции лестничных маршей и площадок лестничных клеток не имеют требуемого предела огнестойкости не менее R 45 (п. 3 ППБ 01-03, п. 5.18* СНиП 21-01-97*). Данное нарушение может позволить огню быстро разрушить несущие конструкции лестничных маршей и площадок лестничных клеток и сделает невозможным безопасную эвакуацию людей из здания поликлиники.Пожароопасные помещения (складское помещение и помещение электрощитовой) не отделены от смежных помещений подвального этажа здания противопожарными дверями 2-го типа (п. 3 ППБ 01-03, п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*, п.п. 5.14*, 7.4 СНиП 21-01-97*). В случае возникновения пожара в этих помещениях данное нарушение создаёт угрозу беспрепятственного распространения огня, дыма и токсичных продуктов горения, по всем помещениям подвального этажа здания, что создает угрозу жизни и здоровью людей. Лестничный марш лестницы, предназначенной для эвакуации людей из подвального этажа здания, не выполнен с уклоном 1:2 (п.п. 3, 51 ППБ 01-03, п. 1.94 СНиП 2.08.02-89*). Данное нарушение не позволит провести быструю и безопасную эвакуацию людей из подвального этажа здания поликлиники в случае пожара, что создает угрозу жизни и здоровью людей. Ступени марша лестницы, ведущей из подвального этажа здания наружу, выполнены различной шириной проступи и различной высотой (п.п. 3, 51 ППБ 01-03, п. 6.28* СНиП 21-01-97*). Данное нарушение не позволит провести быструю и безопасную эвакуацию людей из подвального этажа здания поликлиники в случае пожара. Площадки лестничного марша лестницы, ведущей из подвального этажа здания наружу, выполнены шириной менее ширины марша (п.п. 3, 51 ППБ 01-03, п. 1.96* СНиП 2.08.02-89*). Данное нарушение не позволит провести быструю и безопасную эвакуацию людей из подвального этажа здания поликлиники в случае пожара. Потолок лестницы, ведущей из подвального этажа здания наружу, отделан горючим материалом (панелями ПВХ) (п. 53 ППБ 01-03). Данное нарушение может позволить огню быстро распространиться по данным отделочным материалам и сделает невозможным безопасную эвакуацию людей из подвального этажа здания. Двери эвакуационных выходов в подвальном этаже здания и двери лестничного марша, ведущего из подвального этажа наружу, выполнены высотой в свету менее 1,9м и шириной менее 0,8м (п.п. 3, 51 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*). В подвальном этаже здания горизонтальные участки путей эвакуации выполнены высотой в свету менее 2 м и шириной менее 1 м (фактически высота горизонтальных участков путей эвакуации составляет 1,66м) (п.п. 3, 51 ППБ 01-03, п. 6.27 СниП 21-01-97*). Подвальный этаж здания не обеспечен вторым эвакуационным выходом (п.п. 3, 51 п. 6.13* СНиП 21-01-97*). Приямки окон подвального этажа не оборудованы лестницами (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.20* (г) СНиП 21-01-97*). Данные нарушения не позволят провести эвакуацию людей из подвального этажа здания поликлиники в случае пожара, что создает угрозу жизни и здоровью людей. На первом и втором этажах здания поликлиники пространство за подвесным потолком не защищено отдельным шлейфом пожарной сигнализации (п.п. 12.18*, 12.23 НПБ 88-2001*). В здании поликлиники дымовые пожарные извещатели автоматической установки пожарной сигнализации закрыты защитными колпачками, в результате этого автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения людей о пожаре находятся в нерабочем состоянии ( п.п. 34, 98 ППБ 01-03). Данные нарушения не позволят своевременно обнаружить пожар на начальной стадии возникновения, а также не позволит оповестить всех людей, находящихся в здании поликлиники. В здании поликлиники при срабатывании автоматической установки пожарной сигнализации не формируется команда на отключение систем вентиляции (п.п. 3, 76 ППБ 01-03, п. 13.1* НПБ 88-2001*). В случае возникновения пожара в здании поликлиники данное нарушение создаёт угрозу беспрепятственного распространения огня, дыма и токсичных продуктов горения по воздуховодам систем вентиляции во все помещения здания. Помещение, где установлен прибор пожарной сигнализации и прибор системы оповещения людей о пожаре, не защищено от несанкционированного доступа (п. 3 ППБ 01-03, п. 12.48* НПБ 88-01*). В помещение, где установлен прибор пожарной сигнализации, имеется свободный доступ посторонних лиц и возможность отключения прибора пожарной сигнализации. Данное нарушение не позволит своевременно обнаружить пожар на начальной стадии его возникновения, а также не позволит оповестить всех людей, находящихся в здании поликлиники. В здании поликлиники не обеспечена раздельная передача извещений о пожаре и о неисправности в помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, а также не обеспечен контроль каналов передачи извещений (п. 3 ППБ 01-03, п. 12.48* НПБ 88-2001*). В здании поликлиники не производятся регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре (п.п. 3, 96 ППБ 01-03). Данные нарушения не позволят своевременно обнаружить пожар на начальной стадии его возникновения, а также не позволят оповестить всех людей, находящихся в здании поликлиники. На первом и втором этажах здания поликлиники четыре указателя «ВЫХОД» с автономным питанием, используемые на путях эвакуации людей, находятся в неисправном состоянии (п. 61 ППБ 01-03). Персонал поликлиники не обеспечен электрическими фонарями на случай отключения электроэнергии в здании (п.п. 3, 55 ППБ 01-03). Данные нарушения не позволят провести быструю и безопасную эвакуацию людей из здания поликлиники в случае пожара, что создает угрозу жизни и здоровью людей. На первом и втором этажах здания поликлиники в коридорах и холлах, служащих для эвакуации людей, не выполнено эвакуационное освещение (п.п. 3, 51, 57 ППБ 01-03, п.4.3 СП 31-110-2003, п.п. 7.61, 7.62 СНиП 23-05-95, п.п. 6.1.21, 6.1.26 ПУЭ). На первом и втором этажах здания поликлиники за подвесным потолком имеются участки электросетей проложенные по горючим конструкциям и материалам. Данные участки электросетей не отделены от горючих конструкций сплошным слоем несгораемого материала толщиной не менее 10 мм (п.п. 3, 57 ППБ 01-03 п.п. 2.1.39, 2.1.40 ПУЭ, п. 14.15 СП 31-110-2003). Данное нарушение не позволит провести быструю и безопасную эвакуацию людей из здания поликлиники в случае пожара.Вентиляционные коробы, проходящие транзитом через помещения первого, второго и помещение чердачного этажа здания поликлиники, не выполнены с нормируемым пределом огнестойкости (п.3 ППБ 01-03, глава 7 СНиП 41-01-2003). На первом, втором и в подвальном этажах здания в местах пересечения воздуховодами противопожарных перекрытий, стен и перегородок не везде произведена установка противопожарных клапанов (п.3 ППБ 01-03, глава 7 СНиП 41-01-2003). В помещениях поликлиники отверстия и зазоры в местах пересечения ограждающих конструкций с нормируемым пределом огнестойкости (стены, перегородки и перекрытие) воздуховодами, трубопроводами, электрическими проводами и кабелями, не заделаны огнестойким негорючим материалом, обеспечивающим требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость (п.п. 3, 37, 64 ППБ 01-03, п. 2.3.135 ПУЭ). В случае возникновения пожара в здании поликлиники данные нарушения создают угрозу беспрепятственного распространения огня, дыма и токсичных продуктов горения по воздуховодам систем вентиляции во все помещения здания, что создает угрозу жизни и здоровью людей. Деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.1 СНиП 21-01-97*). Данное нарушение в случае возникновения пожара приведёт к быстрому распространению огня по деревянным конструкциям кровли здания поликлиники, а в дальнейшем к её обрушению, что создает угрозу жизни и здоровью людей. Здание поликлиники не обеспечено в полном объёме первичными средствами пожаротушения (п. 108 прил. 3 ППБ 01-03). Имеющиеся огнетушители не вывешены на видных местах вблизи от выходов из здания поликлиники на высоту не более 1,5м от уровня пола (п. 108 ППБ 01-03, приложение 3, п. 19). Данные нарушения не позволят провести ликвидацию пожара на начальной стадии его развития, что приведёт к дальнейшему распространению огня по всему зданию, что создает угрозу жизни и здоровью людей. Внутренний противопожарный водопровод в здании поликлиники не обеспечивает требуемый расход воды (1 струя 2,5 л/с) для целей пожаротушения (в подвальном этаже здания внутренний противопожарный водопровод выполнен трубопроводами различного диаметра) (п.п. 3, 89 ППБ 01-03, п.п. 6.1*, 7.3, 7.5 СНиП 2.04.01-85*). На внутренней водопроводной сети не выполнена обводная линия и не произведена установка задвижки с электроприводом для пропуска противопожарного расхода воды (п. 3 ППБ 01-03, п. 11.7* СНиП 2.04.01-85*). В подвальном этаже здания не предусмотрена и не произведена установка пожарных кранов (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.12 СНиП 2.04.01-85*). На первом этаже здания поликлиники на площадке лестничной клетки запасного эвакуационного выхода существующее размещение пожарного крана внутреннего противопожарного водопровода не обеспечит подачу воды во все помещения одноэтажного пристроя на цели пожаротушения (п.п. 3, 34 ППБ 01-03, п.п. 6.1*, 6.14 СНиП 2.04.01-85*). Отсутствие огнетушащих средств (воды) не позволит провести ликвидацию пожара на начальной стадии его развития в помещениях одноэтажного пристроя, что приведёт к дальнейшему распространению огня по всему зданию. У пожарных гидрантов, а так же по направлению движения к ним, не установлены соответствующие указатели (объёмные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) (п. 90 ППБ 01-03). Данное нарушение не позволит эффективно использовать пожарную технику, в результате чего может привести к быстрому распространению пожара по всему зданию. Наружная пожарная лестница и ограждение на крыше здания поликлиники не подвергнуты эксплуатационным испытаниям (п. 41 ППБ 01-03). Данное нарушение создает угрозу обрушения конструкций лестницы и ограждений на кровле здания при проведении аварийно-спасательных работ и ликвидации пожара сотрудниками пожарной охраны. Своими действиями муниципальное медицинское лечебно-профилактического учреждение здравоохранения «Центральная районная больница г.Троицка и Троицкого района» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.4 часть 1 КоАП РФ. Вина муниципального медицинского лечебно-профилактического учреждения здравоохранения «Центральная районная больница г.Троицка и Троицкого района» (далее ЦРБ) в совершении правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 06 апреля 2011года, вынесенным прокурором города Т. К.., актом от 15 марта 2011 года, другими материалами, не оспаривается представителями ЦРБ. Срок для привлечения к административной ответственности муниципального медицинского лечебно-профилактического учреждения здравоохранения «Центральная районная больница г.Троицка и Троицкого района» не истек. Представитель муниципального медицинского лечебно-профилактического учреждения здравоохранения «Центральная районная больница г.Троицка и Троицкого района» установленные постановлением нарушения признал, пояснил, что часть мероприятий уже выполнены. Для устранения недостатков необходимы дополнительные материальные средства и длительный срок. Намечены мероприятия для устранения оставшихся нарушений. Администрацией города выделен 1 миллион рублей для проведения этих мероприятий. Просит не приостанавливать деятельность детской поликлиники, так как негде будет разместить персонал этой поликлиники и осуществлять лечебную деятельность. Прокурор Панова М.Н. полагала необходимым привлечь муниципальное медицинское лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения «Центральная районная больница г.Троицка и Троицкого района» к административной ответственности и применить наказание в виде административного приостановления деятельности на 3 месяца, поскольку нарушение норм пожарной безопасности связано с путями эвакуации людей из помещения, и в случае пожара может привести к человеческим жертвам. Муниципальное медицинское лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения «Центральная районная больница г.Троицка и Троицкого района» является юридическим лицом, поставлено на учет юридического лица в налоговом органе, что подтверждается копией устава и копией свидетельства о постановке на учет. Главным врачом муниципального медицинского лечебно-профилактического учреждения здравоохранения «Центральная районная больница г.Троицка и Троицкого района» назначена Б., которая с актом проверки согласилась (л.д. 8-9). Согласно ст. 20.4 часть 1 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц- от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Постановление по делу об административном правонарушении от 06 апреля 2011 года составлен полномочным лицом. Муниципальное медицинское лечебно-профилактического учреждение здравоохранения «Центральная районная больница г.Троицка и Троицкого района» является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 часть 1 КоАП РФ. Факт нарушения муниципальным медицинским лечебно-профилактическим учреждением здравоохранения «Центральная районная больница г.Троицка и Троицкого района» указанных в постановлении по делу об административном правонарушении от 06 апреля 2011 года, подтвержден актом от 15.03.2011 года и в ходе судебного разбирательства не опровергнут. Обстоятельством, предусмотренным ст. 4.2 КоАП РФ и смягчающим административную ответственность муниципального медицинского лечебно-профилактического учреждения здравоохранения «Центральная районная больница г.Троицка и Троицкого района», является принятие активных мер по устранению допущенных нарушений требований пожарной безопасности. Как усматривается из акта от 27 мая 2011г. из 43 пунктов нарушений устранены десять. Приняты дополнительные меры по предотвращению возникновения пожара: администрацией ЦРБ издан приказ о запрещении пользоваться в здании поликлиники бытовыми нагревательными приборами, назначен ответственный за пожарную безопасность здания детской поликлиники, проводятся ежемесячные обходы здания. Обстоятельств, предусмотренных ст. 4.3. КоАП РФ, и отягчающих административную ответственность не имеется. Учитывая эти обстоятельства, что ЦРБ ранее не привлекалось к административной ответственности, судья полагает необходимым применить административное наказание в виде штрафа. Руководствуясь ст. 20.4 часть 1, 24.3, 26.1, 29.1, 29.10 КоАП РФ, судья ПОСТАНОВИЛ: ПризнатьМуниципальное медицинское лечебно-профилактического учреждение здравоохранения «Центральная районная больница г.Троицка и Троицкого района» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 20.4 часть 1 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей. Постановление может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд в течение 10 дней. Судья: