о возложении обязанности произвести перерасчет недополученной компенсации твердого топлива в 2009 году РЕШЕНИЕ ОТМЕНЕНО



Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена ...

Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Проскурина Г.Л.

с участием прокурора Третьяковского района Губского А.Л.

при секретаре Багмет Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Третьяковского района в интересах Плотниковой Н.П., Лопатиной З.И., Лопатиной Н.В. к администрации Третьяковского района Алтайского края, комитету администрации Третьяковского района Алтайского края по образованию о возложении обязанности произвести перерасчет недополученной компенсации твердого топлива в 2009 году в связи с применением незаконного нормативно-правового акта, выплатить денежную компенсацию,

у с т а н о в и л :

Прокурор Третьяковского района обратился в суд с иском в интересах Плотниковой Н.П., Лопатиной З.И., Лопатиной Н.В. к администрации Третьяковского района о возложении обязанности произвести перерасчет недополученной компенсации твердого топлива в 2009 году в связи с применением незаконного нормативно-правового акта, выплатить денежную компенсацию.

В обоснование своих требований указал, что в прокуратуру Третьяковского района обратились пенсионеры педагогической деятельности Плотникова Н.П., Лопатина З.И., Лопатина Н.В. с просьбой восстановления нарушенных прав на получение мер социальной поддержки в полном объеме.

В феврале 2010 года по результатам рассмотрения жалобы вышеуказанных заявителей прокурор обратился в суд с заявлением с целью отмены незаконного нормативного правового акта и признания его недействующим.

Решением Третьяковского районного суда от Дата обезличена заявление прокурора удовлетворено, Постановление администрации Третьяковского района от Дата обезличена Номер обезличен «Об установлении нормативов отопления твердым топливом (уголь, дрова)» признано незаконным, противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу.

Постановление администрации Третьяковского района от Дата обезличена Номер обезличен «Об установлении нормативов отопления твёрдым топливом (уголь, дрова)» значительно ухудшало положение граждан по сравнению с положением, предусмотренным федеральным законодательством, поскольку приводило к неправильному расчёту нормативов потребления твёрдого топлива для населения в сторону их занижения. При расчёте нормативов потребления твёрдого топлива, утверждённых постановлением администрации Третьяковского района от Дата обезличена Номер обезличен, количество тепловой энергии, необходимой для отопления жилого дома, использована формула с применением коэффициента 14, 1.

При этом, п. 14 приложения к постановлению Правительства №306 утверждена формула расчёта количества тепловой энергии, согласно которой количество тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется по формуле с применением коэффициента 24.

Применение коэффициента 14,1 вместо коэффициента 24 в используемой формуле приводит к неправильному расчёту нормативов потребления твёрдого топлива для населения в сторону их занижения.

В соответствии с ч.5 ст.55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение названного положения федерального закона Постановлением АКСНД от 02.11.2005 N 628 принят Закон Алтайского края от 03.11.2005 N 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)».

В силу статьи 1 указанного закона предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), осуществляется в денежной форме в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением.

Действовавшим в 2009 году Постановлением Администрации Алтайского края от 09.11.2007 N 515 определены Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)

Положения, закрепленные в вышеприведенных нормативно - правовых актах свидетельствуют о том, что размер компенсации расходов по оплате жилого помещения напрямую зависит от норм потребления твердого топлива, установленных органом местного самоуправления.

Применение в 2009 году нормативно - правового акта, определяющего заниженное количество норм потребления твердого топлива, повлекло уменьшение размера денежной компенсации педагогическим работникам, и как следствие, нарушение их прав, предусмотренных ст.5 5 Закона «Об образовании».

Так, согласно справке, выданной комитетом по образованию администрации района, Плотниковой Н.П. в 2009 году рассчитан норматив потребления угля 3,6 т.(на 58 м2 площади), выплачено поставщику твердого топлива 3960 рублей (1100 руб. за тонну).

При этом, при расчете потребления угля использовался коэффициент 14,1 вместо установленного 24.

В случае применения установленного Постановлением Правительства коэффициента норматив потребления угля увеличился бы в 1,7 раз (именно во столько коэффициент 24 больше коэффициента 14.1) и составил 6,12 т угля и 4,9 м3 дров.

Обоснованность данного вывода подтверждается тем, что в 2010 году при расчете норматива потребления топлива по вновь принятому Постановлению Номер обезличен норматив потребления угля для Плотниковой Н.П. составил 6,171 т. и 4,988 м3 дров

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в результате применения неверного коэффициента в 2009 году Плотникова Н.П. недополучила гарантированные государством меры социальной поддержки в сумме 2828 рублей (6,171*1100 - 3960) по компенсации затрат на приобретение угля и 2524 рублей (4,9*1262 - 3659) по компенсации затрат на приобретение дров, а всего - не менее 5352 рублей.

Использование аналогичных расчетов недополученной компенсации составляет:

Лопатиной З.И. - 3300 рублей компенсации за уголь (7,3*1100 - 4730), 3028 рублей компенсации за дрова (5,9*1262-4417), а всего 6628 рублей;

Лопатиной Н.В - 2420 рублей компенсации за уголь (5,3*1100 - 3410), 2145 рублей компенсации за дрова (4,2*1100 - 3155), а всего 4565 рублей.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Восстановление нарушенного права в данном случае возможно лишь путем выплаты компенсации потребленного твердого топлива, которой должен предшествовать соответствующий перерасчет, произведенный администрацией района, поскольку приведенный выше расчет является приблизительным и произведен без использования точных исходных данных.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав.

С учетом того, что в поданных заявлениях Плотникова Н.П., Лопатина З.И., Лопатина Н.В. указали о нарушении их социальных прав, прокурор счел необходимым обратиться в суд в их интересах.

Прокурор просит возложить на администрацию Третьяковского района обязанность произвести перерасчет норм потребления твердого топлива педагогическим работникам Плотниковой Надежде Петровне, Лопатиной Зое Николаевне, Лопатиной Нине Васильевне за 2009 год.

С учетом данных перерасчета выплатить компенсацию расходов по оплате отопления жилого помещения.

В порядке ст.206 ГПК РФ установить ответчику срок исполнения указанных требований - 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор Третьяковского района Губский А.Л. иск полностью поддержал.

Истец Плотникова Н.П. исковые требования поддержала.

Истец Лопатина З.И. исковые требования поддержала.

Истец Лопатина Н.В. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика администрация Третьяковского района Алтайского края Котова Т.В. исковые требования не признана, суду пояснила, что постановление администрации Третьяковского района от Дата обезличена Номер обезличен «Об установлении нормативов отопления твёрдым топливом (уголь, дрова)» признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, т.е. с 25 марта 2010 года, а не с момента издания постановления, в связи с чем в 2009 году применение данного постановления было обоснованным. Постановлением Администрации Алтайского края от Дата обезличена Номер обезличен определены Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). До 2009 года, согласно указанным Правилам, возмещение расходов, связанных с приобретением твердого топлива педагогическим работникам производилось в денежном выражении. Однако Постановлением Администрации Алтайского края от 10.03.2009 № 77 были внесены изменения в Постановление № 515 и изменен порядок возмещения расходов. С 1 января 2009 года возмещение расходов, связанных с приобретением твердого топлива (уголь, дрова) для граждан, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, осуществляется поставщиками услуг, исходя из установленной договором цены на твердое топливо. Таким образом, нельзя считать, что Плотникова Н.П., Лопатина З.И. и Лопатина Н.В. недополучили в 2009 году денежной компенсации в сумме 5352-00 руб, 6628-00 руб. и 4565-00 руб. соответственно, т.к. в 2009 г. в денежном выражении возмещение расходов они не получали.

Представитель ответчика комитета администрации Третьяковского района Алтайского края по образованию Рыжкова М.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что с 1 января 2009 года возмещение расходов, связанных с приобретением твердого топлива (уголь, дрова) для граждан, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, осуществлялось поставщиками услуг, исходя из установленной договором цены на твердое топливо МУП «Староалейский топснаб». В денежном выражении возмещение расходов педагогические работники не получали. Оснований перерасчета расходов, связанных с приобретением топлива нет, т.к. Постановление администрации Третьяковского района от 27.01.2009 №21 «Об установлении нормативов отопления твёрдым топливом (уголь, дрова)» признано недействующим с 25 марта 2010 года. Каких-либо ограничений по применению данного постановления в 2009 году не имеется. Кроме того, финансирование производится администрацией Алтайского края по заявке, составляемой комитетом по образованию, на произведение перерасчета финансирование отсутствует, что в случае удовлетворения иска затрудняет его исполнение.

Представитель третьего лица МУП «Староалейский топснаб» Воронкова Н.И. суду пояснила, что удовлетворение исковых требований оставляет на усмотрение суда, в 2009 году организация поставляла уголь согласно предоставленному комитетом по образованию списку педагогических работников, какие-либо договора в 2009 году с педагогическими работниками не заключались.

Суд, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении гражданского дела, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав.

Постановлением администрации Третьяковского района от Дата обезличена Номер обезличен «Об установлении нормативов отопления твёрдым топливом (уголь, дрова)» установлен норматив: уголь – 62,6 кг в год, дрова - 0,05 м3 в год л.д. 34).

Согласно расчету, предоставленному администрацией Третьяковского района Алтайского края, при утверждении норматива использовался коэффициент 14,11.

Согласно п. 14 приложения к постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" в формуле расчёта количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется по формуле с применением коэффициента 24.

Постановление администрации Третьяковского района от 27 января 2009 года № 21 «Об установлении нормативов отопления твердым топливом (уголь, дрова)» противоречит постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» и утвержденным этим постановлением Правилам, которые имеют большую юридическую силу, что установлено решением Третьяковского районного суда Алтайского края от 09 марта 2010 года.

Решением Третьяковского районного суда от Дата обезличена Постановление администрации Третьяковского района от Дата обезличена Номер обезличен «Об установлении нормативов отопления твердым топливом (уголь, дрова)» признано незаконным, противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу.

Данное решение вступило в законную силу 25 марта 2010 года.

Суд приходит к выводу, что применение постановления администрации Третьяковского района от Дата обезличена Номер обезличен «Об установлении нормативов отопления твердым топливом (уголь, дрова)» (с коэффициентом, 14,11) привело к уменьшению размера денежной компенсации педагогическим работникам - Плотниковой Н.П., Лопатиной З.И., Лопатиной Н.В.

При расчете компенсации на основании постановления администрации Третьяковского района от Дата обезличена Номер обезличен педагогические работники недополучили гарантированные государством меры социальной поддержки.

Суд считает, что исковые требования прокурора о возложении обязанности произвести перерасчет недополученной компенсации твердого топлива за 2009 год применив при расчете вместо коэффициента 14, 11 коэффициент 24, педагогическим работникам Плотниковой Н.П., Лопатиной З.И., Лопатиной Н.В., законны, обоснованны, и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования прокурора Третьяковского района в интересах Плотниковой Н.П., Лопатиной З.И., Лопатиной Н.В. к администрации Третьяковского района Алтайского края, комитету администрации Третьяковского района Алтайского края по образованию о возложении обязанности произвести перерасчет недополученной компенсации твердого топлива в 2009 году в связи с применением незаконного нормативно-правового акта с выплатой денежной компенсации, удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию Третьяковского района Алтайского края в лице комитета администрации Третьяковского района Алтайского края по образованию произвести перерасчет компенсации расходов по оплате отопления жилого помещения за 2009 год (с применением коэффициента 24) педагогическим работникам Плотниковой Н.П., Лопатиной З.И., Лопатиной Н.В., выплатить недополученную сумму компенсации расходов по оплате отопления жилого помещения за 2009 год педагогическим работникам Плотниковой Н.П., Лопатиной З.И., Лопатиной Н.В..

В порядке ст.206 ГПК РФ установить ответчику срок исполнения указанных требований до Дата обезличена.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Третьяковский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено Дата обезличена.

Судья : Г.Л. Проскурин