О признании бездействий незаконными, возложении обязанности



РЕШЕНИЕ НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Дата обезличена ...

Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Каплуновой О.И.

при секретаре Раченковой Т.А.

с участием истца помощника прокурора Третьяковского района Осипова Е.П.

представителя ответчика МОУ «Первомайская СОШ» Объедковой И.Л.

представителя третьего лица СПК «Третьяковский» Михеева В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Третьяковского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Первомайская СОШ», администрации Третьяковского района о признании бездействий незаконными, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Третьяковского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Первомайская СОШ», администрации Третьяковского района о признании бездействий незаконными, возложении обязанности.

В заявлении указал, что в прокуратуру Третьяковского района поступило заявление жительницы ... /заявитель/ по поводу отсутствия водоснабжения МОУ «Первомайская СОШ».

Установлено, что Дата обезличена года водоснабжение МОУ «Первомайская СОШ» прекращено ввиду аварии водопровода, принадлежащего СПК «Третьяковский».

По причине отсутствия бесперебойного водоснабжения горячее питание в образовательном учреждении отсутствует, деятельность дошкольных групп прекращена.

По состоянию на Дата обезличена года образовательным учреждением и администрацией района действенных мер, направленных на урегулирование сложившейся ситуации, не принято; в течение двух месяцев водоснабжение в МОУ «Первомайская СОШ» отсутствует.

Прокурор считает, что бездействие МОУ «Первомайская СОШ» и администрации района, как ее учредителя, нарушает права несовершеннолетних и является незаконным в силу части 1 статьи 9 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», согласно которой при осуществлении деятельности в области образования не могут ущемляться права ребенка.

В силу ч.1 ст.51 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Статья 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляет, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Согласно п.п. 2.7.1, 2.7.2 СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 года № 44, здания общеобразовательных учреждений должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений.

В общеобразовательных учреждениях обеспечивается централизованное водоснабжение и канализация.

Требование законодательства о выполнении в образовательных учреждениях санитарно-эпидемиологических норм и правил в МОУ «Первомайская СОШ» нарушено.

Пункт 11 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» определяет, что организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время относится к вопросам местного значения муниципального района.

Аналогичные положения закреплены в п.2 ч.1 ст.31 Закона «Об образовании».

Однако, общедоступное дошкольное образование на территории /.../ не обеспечивается, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией района в лице комитета по образованию названной функции.

В силу ч.3 ст.32 Закона «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Согласно ч.2 ст.37 Закона «Об образовании» в муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ администрация Третьяковского района, в лице комитета администрации Третьяковского района, несет субсидиарную ответственность по обязательствам МОУ «Первомайская СОШ», так как является собственником имущества образовательного учреждения и его учредителем.

Состав обучающихся в образовательном учреждении не постоянен, определить круг лиц, чьи интересы нарушаются бездействием МОУ «Первомайская СОШ» и комитетом администрации Третьяковского района по образованию, не представляется возможным.

Принимая во внимание тот факт, что мера судебного принуждения является единственным способом устранить допускаемые МОУ «Первомайская СОШ» нарушения и восстановить права неопределенного круга лиц, прокурор обратиться в суд с заявлением о понуждении к совершению действий в порядке ст.206 ГПК РФ установить срок исполнения решения - в течение 10 дней с момента вступления его в законную силу.

В судебном заседании истец помощник прокурора Третьяковского района Осипов Е.П. иск поддержал, уточнил его. Указал, что согласно искового заявления надлежащими ответчиками являются МОУ «Первомайская СОШ» и администрация Третьяковского района, как учредитель МОУ «Первомайская СОШ». Просит признать незаконными бездействия МОУ «Первомайская СОШ» и администрации Третьяковского района, выразившиеся в непринятии мер к обеспечению бесперебойного водоснабжения образовательного учреждения МОУ «Первомайская СОШ».

Представитель ответчика МОУ «Первомайская СОШ» Объедкова И.Л. иск не признала, пояснила, что администрацией школы были приняты исчерпывающие меры для возобновления водоснабжения.

Представитель ответчика администрация Третьяковского района в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель третьего лица СПК «Третьяковский» Михеев В.Н. считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Суд, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении гражданского дела, проверив письменные доказательства, пришел к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В судебном заседании установлено, что учредителем МОУ «Первомайская СОШ» Третьяковского района Алтайского края» является администрация Третьяковского района, что подтверждается Уставом МОУ «Первомайская СОШ» (л.д. 50-81). Школа расположена в ...

Согласно п. 2.1 Устава МОУ «Первомайская СОШ» основным предметом деятельности школы является реализация образовательных программ начального общего, основанного общего и среднего (полного) общего образования.

Согласно п. 1.8 Устава организация питания обучающихся в школе осуществляется школой. В школе предусмотрено помещение для питания обучающихся, для хранения и приготовления пищи.

В соответствии с п. 6.1 Устава за школой в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с Уставом, учредитель закрепляет здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество.

Дата обезличена года между СПК «Третьяковский» (далее Исполнитель) и комитетом по образованию администрации Третьяковского района (далее Заказчик) заключен договор на оказание услуг (л.д.8-10). В соответствии с п. 1. Договора Исполнитель принял на себя обязательство обеспечить Заказчика холодной водой – МОУ «Первомайскую СОШ».

Дата обезличена года в результате аварии (повреждения) системы коммунального водоснабжения, принадлежащей СПК «Третьяковский» и состоящей на балансе последнего, прекращена подача холодной воды в учебное учреждение.

Дата обезличена года директор школы Объедкова И.Л. уведомила председателя комитета по образованию о прекращении с Дата обезличена года водоснабжения в МОУ «Первомайская СОШ», в связи с чем приостановлена работа дошкольных групп (л.д.17,43).

Дата обезличена года председатель комитета по образованию Рыжкова М.Г. обратилась с докладной на имя заместителя главы Третьяковского района по оперативным вопросам (л.д.21,46), в которой довела до сведения о неисправности водопровода в ... в МОУ «Первомайская СОШ».

Дата обезличена года директор школы обратилась с ходатайством к председателю комитета по образованию о переносе сроков весенних каникул в связи с отсутствием водоснабжения (л.д.18,45).

Приказом председателя комитета администрации по образованию от Дата обезличена года рекомендовано администрации МОУ «Первомайская СОШ» перенести сроки весенних каникул в связи с отсутствием водоснабжения (л.д.19).

Дата обезличена года председатель комитета по образованию вновь обратилась с ходатайством на имя заместителя главы администрации Третьяковского района с просьбой оказать содействие в восстановлении водоснабжения МОУ «Первомайская СОШ», так как СПК «Третьяковский» в лице руководителя мер по устранению аварии не принимает (л.д.22,47).

Дата обезличена года директором школы издан приказ об организации досрочных каникул (л.д.20).

Дата обезличена года директор школы доводит до сведения председателя комитета по образованию, что за время досрочных каникул СПК «Третьяковский» не произведен ремонт водопровода. Указано также, что директор школы лично неоднократно обращалась по данному вопросу к председателю СПК, главе сельского поселения и заместителю главы района. С Дата обезличена года возобновляется учебный процесс. Для организации питьевого режима закуплены разовые стаканчики и бутилированная вода. Питаются учащиеся соком и кондитерскими изделиями. Для технических целей вода завозится флягами (л.д.16,44).

Дата обезличена года на имя руководителя СПК «Третьяковский» председателем комитета по образованию направлено письмо (л.д.23,48), в котором обращается внимание на ситуацию с затянувшимся ремонтом водопровода к зданию МОУ «Первомайская СОШ».

Дата обезличена года директор школы обратилась с письмом на имя председателя СПК «Третьяковский» с просьбой принять меры по восстановлению водоснабжения в школу. Отсутствие водоснабжения срывает организацию летнего отдыха детей (л.д.103).

Дата обезличена года СПК «Третьяковский» возобновлено водоснабжение МОУ «Первомайская СОШ» (л.д.49), на имя начальника /организация 2/ направлено ходатайство об измерении качества воды в МОУ «Первомайская СОШ» после длительного её отсутствия для организации питания учащихся и воспитанников дошкольных групп (л.д.41).

Истец полагает, что виновными лицами в сложившейся ситуации по отсутствию водоснабжения в школе являются МОУ «Первомайская СОШ» и администрация Третьяковского района, как учредитель, поскольку не приняли мер к обеспечению бесперебойного водоснабжения образовательного учреждения.

Суд считает доводы иска необоснованными и удовлетворению не подлежащими.

В судебном заседании достоверно установлено и это не отрицает представитель третьего лица СПК «Третьяковский» Михеев В.Н., что система водоснабжения принадлежит СПК «Третьяковский», находится на балансе сельскохозяйственного предприятия. Данное обстоятельство подтверждается копией из книги основных средств СПК «Третьяковский» (л.д.24-25), согласно которой артскважины, водопроводы, насосы состоят на балансе СПК, то есть собственником указанного имущества является сельскохозяйственный кооператив, который принял на себя как исполнитель обязанность бесперебойного снабжения школы холодной водой согласно договора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата обезличена года Номер обезличен утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации. Настоящие Правила регулируют отношения между абонентами (юридическими лицами) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства (организации ВКХ) в сфере пользования центральными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.

Пункт 5 Правил предусматривает их действие на всей территории Российской Федерации и обязательность для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.

Отношения между организациями ВКХ и юридическими лицами возникают на основании публичного договора на отпуск (получение) воды.

Гражданским кодексом РФ в статье 426 публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, утвержденные Правительством РФ, относятся к тем случаям, когда содержание условий публичного договора определено правительственным постановлением в пределах ст. 421 ГК РФ.

Пунктом 4 ст. 421 ГК РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно п. 6 Правил централизованные системы коммунального водоснабжения, являющиеся важнейшими системами жизнеобеспечения, предназначены для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, производства пищевой продукции и пожаротушения. При имеющейся технической возможности указанных систем питьевая вода может отпускаться абонентам на иные нужды без ущерба для нужд населения и целей пожаротушения.

Отпуск (получение) питьевой воды осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539-548 ГК РФ), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (п. 11 Правил).

Согласно п. 13 Правил в договоре указывается предмет договора, которым является отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод, при этом предусматриваются следующие существенные условия:

режим отпуска (получения) питьевой воды, в том числе при пожаротушении, и приема (сброса) сточных вод;

лимиты на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод;

качество питьевой воды и нормативные требования по составу сточных вод;

условия прекращения или ограничения отпуска (получения) питьевой воды и приема (сброса) сточных вод;

осуществление учета отпущенной (полученной) питьевой воды и принятых (сброшенных) сточных вод;

порядок, сроки, тарифы и условия оплаты, включая за сверхлимитное водопотребление и превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ;

границы эксплуатационной ответственности сторон по сетям водоснабжения и канализации;

права и обязанности сторон в соответствии с положениями раздела VIII настоящих Правил;

неустойка (штраф, пени) и другие виды ответственности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами за несоблюдение условий договора или ненадлежащее исполнение обязательств сторон;

другие условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

К договору прилагается акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям и сооружениям на них. Разграничение может быть установлено по колодцу (или камере), к которому подключены устройства и сооружения для присоединения абонента к коммунальной водопроводной или канализационной сети. При отсутствии такого акта граница эксплуатационной ответственности устанавливается по балансовой принадлежности (п. 14 Правил).

Пунктом 81 Правил предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства может прекратить или ограничить отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод без предварительного уведомления абонентов в следующих случаях:

прекращение энергоснабжения объектов организации водопроводно-канализационного хозяйства;

возникновение аварии в результате стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;

необходимость увеличения подачи питьевой воды к местам возникновения пожаров.

Согласно п. 82 Правил организация водопроводно-канализационного хозяйства может прекратить или ограничить отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод, предварительно уведомив абонента, органы местного самоуправления, местные службы госсанэпиднадзора, а также территориальное подразделение Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в следующих случаях:

резкое ухудшение качества воды в источнике питьевого водоснабжения;

получение предписания или решения местных служб госсанэпиднадзора;

самовольное пользование системами коммунального водоснабжения и (или) канализации;

попадание не разрешенных к сбросу сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации, причинивших ущерб этой системе или приведших к аварии;

устранение последствий аварии на системах коммунального водоснабжения и канализации;

аварийное или неудовлетворительное состояние водопроводных и (или) канализационных сетей абонента;

проведение работ по присоединению новых абонентов в сроки, согласованные с указанными органами;

проведение планово-предупредительного ремонта.

При полном прекращении подачи питьевой воды в населенный пункт или отдельные его районы независимо от причин, вызвавших его, организация водопроводно-канализационного хозяйства принимает меры по обеспечению временного водоснабжения населения и территориальных подразделений Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 86 Правил).

Пункт 87 Правил предусматривает обязанность организации водопроводно-канализационного хозяйства, последняя обязана:

обеспечивать надлежащую эксплуатацию и функционирование систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и договором, заключенным между собственником этих систем и организацией водопроводно-канализационного хозяйства;

выдавать абоненту (заказчику) технические условия на присоединение к системам водоснабжения и канализации;

заключать с абонентом (заказчиком) договор на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод с учетом возможности систем водоснабжения и канализации;

обеспечивать выполнение условий договора с абонентом и требований настоящих Правил;

участвовать в приемке в эксплуатацию устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации и узлов учета;

принимать меры по сокращению утечек, потерь и нерационального использования питьевой воды;

проводить производственный лабораторный контроль качества питьевой воды и сбрасываемых в водные объекты сточных вод;

принимать меры по предотвращению самовольного присоединения к системам водоснабжения и канализации и самовольного пользования ими;

предупреждать абонентов, органы местного самоуправления и соответствующие органы государственного надзора о прекращении (ограничении) отпуска питьевой воды и приема (сброса) сточных вод в порядке и случаях, предусмотренных настоящими Правилами;

принимать необходимые меры по своевременной ликвидации аварий и повреждений на системах водоснабжения (канализации) в порядке и сроки, установленные нормативно-технической документацией, и возобновлению действия систем с соблюдением санитарных правил и норм.

Суд исследовал договор на оказание услуг от Дата обезличена года (л.д.8), который является пролонгированным, и не усмотрел законных оснований для наступления гражданской ответственности МОУ «Первомайская СОШ» и администрации Третьяковского района по прекращению подачи водоснабжения, с учетом договорных отношений. Согласно п. 3.1. Договора, стороны по Договору несут ответственность в соответствии с российским законодательством. Данные правоотношения регулируются Гражданским кодексом РФ, Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 года № 167, другими нормативными актами.

Соблюдение данных требований закона обязательно как для организаций ВКХ, так и для абонентов.

Поскольку граница эксплуатационной ответственности - линия раздела элементов систем водоснабжения (водопроводных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения не установлена соглашением сторон, граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности. Система водоснабжения, подвергшаяся аварии Дата обезличена года. По которой осуществляется подача холодной воды в Первомайскую школу, состоит на балансе СПК «Третьяковский», поэтому ответственность за восстановление системы не может быть возложена на МОУ «Первомайская СОШ» либо администрацию района. При таких обстоятельствах суд отвергает доводы истца помощника прокурора Осипова Е.П. о том, что школа, администрация района не приняли мер по оказанию содействия в ремонте системы водоснабжения. Основным направлением деятельности школы является реализация образовательных программ. По этим же основаниям суд критически относится к пояснениям представителя третьего лица СПК «Третьяковский» Михеева В.Н., /свидетель 1/, которые указали, что школа или администрация района обязаны были оказать содействие в ремонте системы водоснабжения.

Суд не усматривает бездействие со стороны ответчиков, поскольку администрация школы, комитета по образованию администрации Третьяковского района принимали меры к тому, чтобы водопроводные сооружения были восстановлены и возобновлена подача холодной воды в учебное учреждение путем обращений к руководителю СПК «Третьяковский», к главе администрации ... сельсовета, заместителю главы района. Иных возможностей не имелось.

Доводы истца о производстве автономного водоснабжения школы за счет собственных средств в период Дата обезличена года (в период аварии), данные после пояснения /свидетель 1/, и с учетом её мнения, не состоятельны, так как школа в период учебного года занимается учебным процессом обучающихся в ней воспитанников, для производства каких-либо работ необходимо выполнение ряда требований, как то согласования компетентных органов, прерывание учебного процесса, затраты на приобретение соответствующего материала, частичная реконструкция здания, при необходимости определенных работ важно учитывать фактор погодных условий, времени года, а также наличие договорных отношений с соответствующим исполнителем работ по сооружению автономного водоснабжения, другие условия.

Суд учитывает то обстоятельство, что деятельность школы не были прервана, учащиеся были обеспечены бутилированной водой, что подтверждается материалами дела (л.д.105-11), сухим питанием. Кроме того, согласно справке /организация 1/ (л.д.104), информации председателя комитета по образованию (л.д.14-15) комитет по образованию обращался в /организация 1/ по вопросу предоставления экскаватора для проведения ремонтных работ водопровода в СПК «Третьяковский», /организация 1/ готов был предоставить технику, но в связи с погодными условиями сельскохозяйственный кооператив не воспользовался техникой.

Представитель третьего лица Михеев В.Н., свидетели /свидетель 1/,, /свидетель 2/ также указали на суровые погодные условия зимы 2009-2010 года, подтвердили, что при наличии техники ремонт системы водоснабжения был бы не возможен. При таких обстоятельствах ремонт был бы не возможен силами школы и администрации района.

С учетом изложенных обстоятельств суд не усматривает в действиях МОУ «Первомайская СОШ» и администрации Третьяковского района незаконного бездействия, выразившегося в непринятии мер к обеспечению бесперебойного водоснабжения образовательного учреждения и отказывает в иске прокурору.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении иска прокурора Третьяковского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Первомайская СОШ», администрации Третьяковского района о признании бездействий незаконными, возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме через Третьяковский районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено Дата обезличена года.

Судья О.И.Каплунова