Дело Номер обезличен
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дата обезличена ...
Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Волжениной Т.Н.
с участием помощника прокурора Третьяковского района Федорищева Р.И.
при секретаре Ткачевой А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к СПК «Третьяковский», Третьяковской районной общественной организации охотников и рыболовов об обязании обеспечить безопасную эксплуатацию гидротехнического сооружения,
у с т а н о в и л:
Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к СПК «Третьяковский» об обязании обеспечить безопасную эксплуатацию гидротехнического сооружения,
В обоснование своих требований указал, что Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению прокуратуры края и в соответствии с планом работы проводится проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно акту проверки от Дата обезличена Номер обезличен, составленному главным специалистом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края /фамилия обезличена/ при участии государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за ГТ Южно-Сибирского управления Ростехнадзора /фамилия обезличена/, заместителя главы администрации Третьяковского района /фамилия обезличена/ гидротехническое сооружение состоит из земляной плотины, паводкового водосброса открытого типа, донного водовыпуска. Длина сооружений напорного фронта составляет 95 м., напор 11 м, объем 1,41 млн. куб. м., площадь 26 га. Паводковый водосброс открытого типа зарос древесно-кустарниковой растительностью, происходит разрушение выходного оголовка донного водовыпуска и отводящего лотка. Состояние гидротехнического сооружения ограниченно работоспособное, неудовлетворительное. Сооружение является опасным.
По справке СПК «Третьяковский» указанное сооружение находится на балансе СПК «Третьяковский».
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» эксплуатирующей организацией ГТС является государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.
Следовательно, СПК «Третьяковский» является эксплуатирующей организацией названного гидротехнического сооружения.
Статьей 9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», предусмотрены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации. К числу основных обязанностей относятся:
обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;
"
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;
поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;
содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В соответствии с п. 3 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 №237, собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация также обязаны содержать в исправном состоянии гидротехническое сооружение, своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению его безопасности, обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнического сооружения.
На основании ст. 43 ФЗ «Об охране окружающей среды» при осуществлении мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по обеспечению водохозяйственного баланса и экономному использованию вод, охране земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий.
Статьей 1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», определено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно акту обследования гидротехнического сооружения от Дата обезличена Номер обезличен, оно опасно. Поскольку гидротехническое сооружение на реке Каменка в ... района находится в неудовлетворительном состоянии, никем не контролируется и не обслуживается, существует реальная угроза возникновения чрезвычайной ситуации. При разрушении плотины водохранилища возможно затопление населенного пункта - ... района.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичные права закреплены в ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Статьей 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» к основным принципам в сфере охраны окружающей среды отнесены соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, а также обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Неисполнение СПК «Третьяковский» обязанностей, возложенных на него законами, свидетельствует об их нарушении. Сложившаяся ситуация создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также нарушает интересы РФ, что служит основанием для предъявления к нему исковых требований.
Прокурор просит обязать Сельскохозяйственный производственный кооператив «Третьяковский» обеспечить безопасную эксплуатацию гидротехнического сооружения на реке Каменка в ... района, состоящего из земляной плотины, паводкового водосброса открытого типа, донного водовыпуска, длиною сооружений напорного фронта 95 м, напором 11 м, объемом 1,41 млн.куб.м, площадью 26 га., максимальной глубиною 11 м следующим образом:
очистить от древесно-кустарниковой растительности паводкововый водосброс открытого типа;
произвести ремонт выходного оголовка донного водовыпуска и отводящего лотка;
организовать мониторинг за техническим состоянием ГТС.
Истец Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.
Представитель третьего лица Южно-Сибирского управления Ростехнадзора, представитель третьего лица Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края извещены надлежащим образом.
Суд с согласия лиц, участвующих в деле в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Помощник прокурора Третьяковского района Федорищев Р.И. поддержал исковые требования, суду пояснил, что обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтверждает, просит удовлетворить исковые требования, установить срок исполнения до 1 ноября 2010 года.
Представитель ответчика СПК «Третьяковский» Михеев В.Н. исковые требования признал, пояснил, что СПК заключил договор на аренду гидротехнического сооружения с Третьяковской районной общественной организацией охотников и рыболовов, которая будет обслуживать плотину и устранит все нарушения, представил в суд копию договора (л.д.38-39).
Третьяковская районная общественная организация охотников и рыболовов привлечена для участия в деле в качестве соответчика по ходатайству соответчика, ее представитель Челноков Г.А. исковые требования признал, пояснил, что такой договор аренды имеется, ими выполнены два пункта указанных нарушений, осталось произвести ремонт выходного оголовка донного водовыпуска и отводящего лотка; которые будут отремонтированы до1 ноября 2010 года.
Ст. 9 ФЗ № 117-ФЗ от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации.
Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:
обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;
поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;
осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;
содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;
совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. В обязанности собственникам гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации также вменяется содержание гидротехнического сооружения в исправном состоянии, своевременное осуществление разработок и реализации мер по обеспечению его безопасности, обеспечение соблюдения норм и правил безопасности гидротехнического сооружения.
Исковые требования ответчики признали, признание иска не нарушает интересы третьих лиц, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 195-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к СПК «Третьяковский», Третьяковской районной общественной организации охотников и рыболовов об обязании обеспечить безопасную эксплуатацию гидротехнического сооружения удовлетоврить
Обязать в срок до 1 ноября 2010 года Сельскохозяйственный производственный кооператив «Третьяковский», Третьяковскую районную общественную организацию охотников и рыболовов обеспечить безопасную эксплуатацию гидротехнического сооружения на реке Каменка в ... района, состоящего из земляной плотины, паводкового водосброса открытого типа, донного водовыпуска, длиною сооружений напорного фронта 95 м, напором 11 м, объемом 1,41 млн.куб.м, площадью 26 га., максимальной глубиною 11 м следующим образом:
очистить от древесно-кустарниковой растительности паводкововый водосброс открытого типа;
произвести ремонт выходного оголовка донного водовыпуска и отводящего лотка;
организовать мониторинг за техническим состоянием ГТС.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы в Третьяковский районный суд.
Судья: Т.Н.Волженина