О признании действий органов местного самоуправления незаконными



Дело № 2-347/2010

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

Дата обезличена ...

Третьяковский районный суд Алтайского края в составе :

председательствующего Каплуновой О.И.

при секретаре Раченковой Т.А.

с участием заявителя помощника прокурора Третьяковского района Федорищева Р.И.

заявителя Банниковой Т.М.,

представителя заинтересованного лица администрации Третьяковского района Котовой Т.В.,

представителя заинтересованного лица жилищной комиссии администрации Третьяковского района Мелиева И.А.

представителя заинтересованного лица администрации Первомайского сельсовета Третьяковского района Волженина Е.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Третьяковского района в интересах инвалида, вдовы участника Великой Отечественной войны Банниковой Т.М. о признании действий не законными,

у с т а н о в и л:

Прокурор Третьяковского района обратился в суд с заявлением в интересах инвалида, вдовы участника Великой Отечественной войны Банниковой Т.М. о признании действий не законными.

В заявлении истец указал, что выявлен необоснованный отказ в постановке на учет Банниковой Т.М. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Дата обезличена Банникова Т.М., инвалид I группы, вдова участника Великой Отечественной войны обратилась к главе Третьяковского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В заявлении указала, что дом, в котором проживает заявительница, является неблагоустроенным, старым (38 лет), по состоянию здоровья ей в нем проживать затруднительно, так как у нее инвалидность по общему заболеванию опорно-двигательного аппарата.

Согласно ст. 52, 54 ЖК РФ признание нуждающимися в жилых помещениях и принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается соответствующим законом субъекта РФ.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии со ст. 1 Закона Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма» учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления поселений.

Данным законом прописан порядок признания граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассмотрения заявлений граждан о принятии на учет в качестве таковых.

Администрация района при рассмотрении заявления Банниковой Т.М. формально подошла к оценке обстоятельств для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. При отказе в удовлетворении заявления Банниковой Т.М. на основании подп. 2 п.1 ст.54 ЖК РФ комиссией не учтено отсутствие постановления администрации Первомайского сельсовета о признании жилья непригодным к проживанию, на основании этого принято решение об отказе. Не проведено обследование жилого помещения межведомственной комиссией, что влечет отсутствие заключения, акта обследования жилого помещения, где проживает Банникова Т.М. Перечисленные обстоятельства являются необходимыми условиями для принятия правомерного решения на предмет того, является ли лицо нуждающимся в улучшении жилищных условий. В нарушение указанного администрация не предприняла никаких действий для реализации своих полномочий по всестороннему и полному рассмотрению заявления инвалида, вдовы ВОВ.

Статья 17 ФЗ от Дата обезличена Номер обезличен «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закрепляет, что жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

При рассмотрении заявления Банниковой Т.М. комиссия проигнорировала требование указанной нормы закона, не приняла во внимание инвалидность Банниковой Т.М. по общему заболеванию опорно-двигательного аппарата, а также то, что ей по состоянию здоровья жить в неблагоустроенном доме затруднительно.

Согласно указанной норме закона инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Постановлению Правительства РФ от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» таковыми в числе прочих являются заболевания опорно-двигательной системы.

В силу ст. 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение в соответствии с жилищным законодательством за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после Дата обезличена. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно Указу Президента РФ от Дата обезличена Номер обезличен «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Пунктом 2 Указа закреплена норма общей площади жилья на одного человека 22 кв.м.

Банникова Т.М. имеет право на общую площадь жилья в размере до 44 кв.м, так как проживает совместно с сыном в квартире, общей площадью 58,5 кв.м, указанной площади квартиры недостаточно для предусмотренного законом размера обеспечения жилой площадью.

С учетом изложенного истец считает, что отказ в постановке Банниковой Т.М. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий является необоснованным.

Согласно ч. 3 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжаловано в судебном порядке.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав граждан, которые обратились к нему с заявлением о защите прав, в том числе в части обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Прокурор просит суд признать незаконными действия администрации Третьяковского района, которые выразились в отказе поставить на учет Банникову Т.М. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному подп. 2 п.1 ст. 54 ЖК РФ; обязать администрацию Третьяковского района провести обследование жилищно-бытовых условий и принять решение по заявлению Банниковой Т.М. с учетом установленных обстоятельств.

В судебном заседании заявитель помощник прокурора Третьяковского района Федорищев Р.И. доводы заявления поддержал и просил его удовлетворить.

Заявитель Банникова Т.М. просила признать незаконными действия жилищной комиссии, в остальной части поддержала заявление в той редакции, как оно заявлено.

Представители заинтересованных лиц администрации Третьяковского района Котова Т.В., комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвадидов, по обеспечению жильем Мелиев И.А., администрации Первомайского сельсовета Третьяковского района Волженин Е.Г. с заявлением не согласны, считают его необоснованным и удовлетворению не подлежащим.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив письменные доказательства, пришел к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Алтайского края от Дата обезличена Номер обезличенЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Банникова Т.М., Дата обезличена является постоянным жителем ..., имеет в составе семьи сына /.../, Дата обезличена (л.д. 38). Заявительница является вдовой ветерана Великой Отечественной войны Дата обезличена, а также инвалидом второй группы по общему заболеванию, что подтверждается удостоверением и справкой МСЭ (л.д. 16, 18).

Семья Банниковой Т.М. проживает в квартире двухквартирного дома, расположенного на земельном участке, имеющем целевое назначение - ведение личного подсобного хозяйства, относящимся к категории земель населенных пунктов, расположенном по ... указанного поселка. Жилое помещение состоит из трех комнат, кухни и подсобных помещений, имеет общую площадь 58,5 кв.м. В квартире имеется холодное водоснабжение, отсутствует централизованное отопление, а также санузел (туалет, ванная). Квартира находится в общей совместной собственности членов семьи, то есть Банниковой Т.М. и /.../ (л.д. 20-21, 25-26, 28).

Дата обезличена Банникова Т.М. обратилась к главе района с письменным заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 12-13).

Дата обезличена года комиссией по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению жильем (далее комиссия) отказано в удовлетворении заявления Банниковой Т.М. отказано по основаниям подп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть в связи с тем, что заявительница предоставила документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях (л.д. 14).

При рассмотрении заявления Банниковой Т.М. было учтено мнение главы администрации Первомайского сельсовета Третьяковского района Волженина Е.Г., который предварительно, по поручению комиссии, выходил к заявительнице, осматривал квартиру. Им установлено, что жилое помещение имеет удовлетворительное состояние, имеется центральное холодное водоснабжение, водоотведение, отопление печное, нет санузла (туалета, ванны). Квартира пригодна для проживания, оснований для признания её ветхой не имеется. При наличии указанного у комиссии не было оснований для осмотра квартиры межведомственной комиссией, либо комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Согласно Порядка предоставления в Дата обезличена инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны Дата обезличена единовременной выплаты на ремонт жилья, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от Дата обезличена Номер обезличен (л.д. 40) для решения вопроса о предоставлении единовременной выплаты и проведения обследования социально-бытового положения заявителей действует межведомственная комиссия.

Во исполнение постановления Администрации Алтайского края от Дата обезличена Номер обезличен в Третьяковском районе межведомственная комиссия создана (постановление администрации Третьяковского района Алтайского края от Дата обезличена Номер обезличен(л.д. 39).

Согласно п.1.3 Порядка единовременная выплата не предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также получившим субсидию на приобретение жилья (л.д. 40).

Банникова Т.М. не обращалась с заявлением о предоставлении ей единовременной выплаты на ремонт жилья. Соответственно данный вопрос комиссией не рассматривался, и правовых оснований для проведения обследования социально-бытового положения заявительницы межведомственной комиссией не имелось.

Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата обезличена Номер обезличен утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (л.д. 44-47).

В соответствии с п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В соответствии с п. 12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Раздел III Положения предусматривает основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п. 41 Положения не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме; несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования.

Банникова Т.М. с заявлением о признании её жилья непригодным для проживания (ветхим) не обращалась, поэтому оснований для работы комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда также не имелось. Более того, в судебном заседании заявительница подтвердила, что её квартира не является ветхой, она соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Заявительница указала, что ей нужно другое жилье, не в том населенном пункте (либо в ... – по месту жительства дочери, либо в ...), где проживает она, поскольку в её квартире отсутствует центральное отопление и санузел, что в пос. Первомайский нет вообще жилых помещений с центральным отоплением.

Суд критически относится к доводам заявления в той части, что комиссией не было установлено объективных обстоятельств по заявлению Банниковой Т.М., а именно то, что отсутствовало постановление администрации Первомайского сельсовета о признании жилья Банниковой Т.М. непригодным к проживанию. Кроме того, администрация Первомайского сельсовета не является уполномоченным органом по решению вопросов о признании жилья непригодным для проживания.

Суд не может принять доводы прокурора, изложенные в заявлении, о том, что при обращении с заявлением на имя главы района Банникова Т.М. указала в своем заявлении, что просит признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как жилье, в котором она проживает, является неблагоустроенным, старым (38 лет), по состоянию здоровья ей в нем проживать затруднительно, так как у неё инвалидность по общему заболеванию опорно-двигательного аппарата (л.д. 6). Исследовав копию заявления Банниковой Т.М. (л.д. 12-13), суд не установил указанного прокурором довода.

Необоснованным является довод заявления о том, что комиссией не учтено состояние здоровья Банниковой Т.М. и её инвалидность. Согласно представленной справки МСЭ в отношении заявительницы (л.д. 18) она является инвалидом 2 группы, а не 1 группы, как это указано в заявлении. При обращении с заявлением о признании Банниковой Т.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий она не указывала причину обращения с заявлением, не указывала на состояние здоровья, на наличие инвалидности, не приложила к заявлению медицинское заключение, подтверждающее наличие диагноза, при котором возникает право на дополнительную жилую площадь.

Согласно ст. 17 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 7 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена Номер обезличен, к заболеваниям, дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь относятся в том числе отсутствие нижних конечностей или заболевания опорно-двигательной системы, в том числе наследственного генеза, со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок.

Суд не принимает доводы заявления о том, что Банникова Т.М. имеет право на улучшение жилищных условий, поскольку общая жилая площадь квартиры, в которой проживает заявительница, не позволяет ей там проживать совместно с сыном. Как указано ранее, квартира состоит из трех комнат, кухни и вспомогательных помещений, имеет общую площадь 58,5 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 20). Прокурор в заявлении обосновывает право Банниковой Т.М. на дополнительную жилую площадь исходя из нормы общей площади жилья на одного человека 22 кв.м (л.д. 8), а с учетом членом семьи заявительницы (один) до 44 кв.м общей площади. Данный довод заявления состоит в противоречии с фактическими обстоятельствами, установленными судом, поскольку общая площадь жилого помещения, занимаемого семьей Банниковой Т.М. больше чем 44 кв.м, а именно - 58,5 кв.м.

Согласно решения Первомайского сельского Совета депутатов Третьяковского района Алтайского края от Дата обезличена Номер обезличен «О нормативных показателях для признания граждан малоимущими и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» установлена норма предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина – 33 кв.м общей площади жилого помещения; на каждого члена семьи из двух и более человек 15 кв.м общей площади жилого помещения.

Таким образом, общая площадь квартиры, в которой проживает Банникова Т.М., превышает норматив общей площади, установленный органом местного самоуправления (30 кв. м общей площади для семьи из двух человек). С учетом указанного обстоятельства семья Банниковой Т.М. не может быть отнесена к малоимущим гражданам, которым предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.

Противоречивой является ссылка прокурора в заявлении на ст. 51 ЖК РФ, которая, по мнению заявителя, нарушена при рассмотрении заявления Банниковой Т.М. Указанная норма закона предусматривает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Банникова Т.М. является собственником квартиры, в которой проживает.

Поскольку Банникова Т.М. не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, к ней не может быть применен ФЗ «О ветеранах», в частности ст. 21 закона.

Кроме того, прокурор просит признать незаконными действия администрации Третьяковского района, которые выразились в отказе поставить на учет Банникову Т.М. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному подп. 2 п.1 ст. 54 ЖК РФ, обязать администрацию Третьяковского района провести обследование жилищно-бытовых условий и принять решение по заявлению Банниковой Т.М. с учетом установленных обстоятельств. В судебном заседании установлено, что решение об отказе в признании Банниковой Т.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий принято комиссией по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению жильем, которая является уполномоченным на то органом.

Решение об отказе соответствует установленному регламенту.

Приказом Министерства регионального развития РФ от Дата обезличена Номер обезличен утверждены Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, которые содержат раздел I «Рекомендации по установлению порядка учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях». Согласно п. 13 раздела I указанных рекомендаций в порядке следует отразить, что отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случаях, когда:

- не представлены все необходимые для постановки на учет документы;

- представлены документы, на основании которых гражданин не может быть признан нуждающимся в жилом помещении;

- не истек срок, предусмотренный пунктом 6 настоящего Порядка.

На основании изложенного, суд считает заявление прокурора не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявления прокурора Третьяковского района в интересах инвалида, вдовы участника Великой Отечественной войны Банниковой Т.М. о признании действий не законными, отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме через Третьяковский районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено Дата обезличена.

Судья О.И.Каплунова