о признании действий не законными



Дело № 2-366/2010

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

30 сентября 2010 года с. Староалейское

Третьяковский районный суд Алтайского края в составе :

председательствующего Каплуновой О.И.

при секретаре Раченковой Т.А.

с участием заявителя заместителя прокурора Третьяковского района Решетниковой Е.М.

заявителя Абрамовской Е.М.

представителя заявителя Мартынова Н.В.

представителя заинтересованного лица администрации Третьяковского района Котовой Т.В.,

представителя заинтересованного лица жилищной комиссии администрации Третьяковского района Мелиева И.А.

представителя заинтересованного лица администрации Первомайского сельсовета Третьяковского района Волженина Е.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Третьяковского района в интересах вдовы участника Великой Отечественной войны Абрамовской Е.М. о признании действий не законными,

у с т а н о в и л :

Прокурор Третьяковского района обратился в суд с заявлением в интересах вдовы участника Великой Отечественной войны Абрамовской Е.М. о признании действий не законными.

В заявлении истец указал, что при проверки работы жилищной комиссии администрации Третьяковского района установлен необоснованный отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Абрамовской Е.М.

Дата обезличена Абрамовская Е.М., вдова участника Великой Отечественной войны обратилась к главе Третьяковского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, указывая, что дом, в котором она проживает сырой, холодный, неблагоустроенный, централизованного отопления нет, горячей воды нет, канализация местная, крыша протекает, по состоянию здоровья ей в нем проживать затруднительно, так как у нее инвалидность по общему заболеванию опорно-двигательного аппарата.

Согласно ст. 52-54 ЖК РФ признание нуждающимися в жилых помещениях и принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается соответствующим законом субъекта РФ.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются :

-не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

-проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии со ст. 1 Закона Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма» учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления поселений.

Данным законом прописан порядок признания граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассмотрения заявлений граждан о принятии на учет в качестве таковых.

Администрация района, рассматривая заявление Абрамовской Е.М. формально подошла к оценке обстоятельств для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Заявительнице отказано в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании подп. 2 п. 1 ст.54 ЖК РФ. При этом комиссией не было проведено обследование жилого помещения межведомственной комиссией, следовательно, нет заключения, акта обследования жилого помещения, где проживает Абрамовская Е.М., что является необходимым условием для вынесения правомерного решения о том, является ли лицо нуждающимся в улучшении жилищных условий. В нарушение указанного администрация не предприняла никаких действий для реализации своих полномочий по всестороннему и полному рассмотрению заявления вдовы ВОВ.

В силу ст. 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после Дата обезличена. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно Указу Президента РФ от Дата обезличена Номер обезличен «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны Дата обезличена считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Абрамовская Е.М. имеет право на улучшение жилищных условий, как вдова ветерана Великой Отечественной войны, а также с учетом возраста заявительницы, в силу которого ей затруднительно проживать в неблагоустроенной квартире, улучшить свои жилищно-бытовые условия самостоятельно не по силам.

Отказ в постановке Абрамовской Е.М. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий является необоснованным.

Прокурор просит суд признать незаконными действия администрации Третьяковского района, жилищной комиссии при администрации Третьяковского района по отказу в постановке на учет Абрамовской Е.М. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному подп. 2 п.1 ст. 54 ЖК РФ; возложить на администрацию Третьяковского района, жилищную комиссию при администрации района обязанность провести обследование жилищно-бытовых условий и принять решение по заявлению Абрамовской Е.М. с учетом установленных обстоятельств.

В судебном заседании заявитель заместитель прокурора Третьяковского района Решетникова Е.М. заявление уточнила, просила суд признать незаконными действия администрации Третьяковского района, жилищной комиссии при администрации Третьяковского района по отказу в постановке на учет Абрамовской Е.М. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному подп. 2 п.1 ст. 54 ЖК РФ; возложить на администрацию Третьяковского района, жилищную комиссию при администрации района обязанность пересмотреть решение по заявлению Абрамовской Е.М. с учетом установленных обстоятельств (с учетом проведения обследования жилищно-бытовых условий жилищной комиссией после обращения прокурора в суд).

Заявитель Абрамовская Е.М., её представитель Мартынов Н.В., действующий на основании устного заявления Абрамовской Е.М., заявление прокурора поддержали.

Представители заинтересованных лиц администрации Третьяковского района Котова Т.В., комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению жильем Мелиев И.А., администрации Первомайского сельсовета Третьяковского района Волженин Е.Г. с заявлением не согласны, считают его необоснованным и удовлетворению не подлежащим.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив письменные доказательства, пришел к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Алтайского края от Дата обезличена Номер обезличен «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Абрамовская Е.М., Дата обезличена является постоянным жителем ..., имеет в составе семьи дочь /.../, Дата обезличена (л.д.. 32, 33). Заявительница является вдовой ветерана Великой Отечественной войны Дата обезличена, сведений об инвалидности суду не представлено.

Семья Абрамовской Е.М. проживает в квартире двухквартирного дома, расположенного на земельном участке, имеющем целевое назначение - ведение личного подсобного хозяйства, относящимся к категории земель населенных пунктов, расположенном по ... указанного поселка. Жилое помещение состоит из трех комнат, кухни и подсобных помещений (в том числе санузел), имеет общую площадь 62,00 кв.м. В квартире имеется централизованное холодное водоснабжение, водоотведение, канализация, отсутствует централизованное отопление. На территории усадьбы имеется баня.

До Дата обезличена квартира находилась в собственности Абрамовской Е.М. Согласно договора дарения квартиры и земельного участка от Дата обезличена Абрамовская Е.М., действующая через /.../ подарила указанное недвижимое имущество своей дочери /.../. (л.д. 15), которая в настоящее время является собственницей жилого помещения (Выписка из ЕГРП от Дата обезличена,(л.д. 17 оборот).

Дата обезличена от имени Абрамовской Е.М. поступило заявление на имя главы района о признании её нуждающейся в жилье (л.д. 10). Заявление от имени Абрамовской Е.М. написано её второй дочерью /.../, подписано ею же.

Дата обезличена комиссией по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению жильем (далее комиссия) отказано в удовлетворении заявления, поданного от имени Абрамовской Е.М. по основаниям подп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть в связи с тем, что заявительница предоставила документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях (л.д. 12).

При рассмотрении заявления от имени Абрамовской Е.М. были проанализированы представленные документы, а также учитывалось мнение главы администрации Первомайского сельсовета Третьяковского района Волженина Е.Г., который предварительно, по поручению председателя комиссии, выходил к заявительнице, осматривал квартиру. Им установлено, что жилое помещение имеет удовлетворительное состояние, имеется централизованное холодное водоснабжение, водоотведение, санузел, ванна, канализация, отопление печное. На территории усадьбы имеется добротная баня. Квартира пригодна для проживания, оснований для признания её ветхой не имеется. Кроме того, совместно с главой администрации Первомайского сельсовета Волжениным Е.Г., квартиру посетил глава Третьяковского района /.../., который пребывал на территории поселка с рабочим визитом. Он также осведомил комиссию о состоянии жилого помещения Абрамовской Е.М. С учетом этого, у комиссии не имелось оснований для осмотра квартиры межведомственной комиссией, либо комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Согласно Порядка предоставления в Дата обезличена инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны Дата обезличена единовременной выплаты на ремонт жилья, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от Дата обезличена Номер обезличен, для решения вопроса о предоставлении единовременной выплаты и проведения обследования социально-бытового положения заявителей действует межведомственная комиссия.

Во исполнение постановления Администрации Алтайского края от Дата обезличена Номер обезличен в Третьяковском районе межведомственная комиссия создана (постановление администрации ... Алтайского края от Дата обезличена Номер обезличен(л.д. 45).

Согласно п.1.3 Порядка единовременная выплата не предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также получившим субсидию на приобретение жилья.

Абрамовская Е.М. не обращалась с заявлением о предоставлении ей единовременной выплаты на ремонт жилья. Соответственно данный вопрос комиссией не рассматривался, и правовых оснований для проведения обследования социально-бытового положения заявительницы межведомственной комиссией не имелось.

Согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от Дата обезличена Дата обезличена Номер обезличен «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены статьей 15 ЖК РФ. Жилым признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Судам надлежит иметь в виду, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ). В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от Дата обезличена Номер обезличен

Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата обезличена Номер обезличен утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В соответствии с п. 12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Раздел III Положения предусматривает основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п. 41 Положения не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме; несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования.

Абрамовская Е.М. с заявлением о признании её жилья непригодным для проживания (ветхим) не обращалась, поэтому оснований для работы комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда также не имелось.

Работа комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению жильем регламентирована Положением о комиссии, утвержденным постановлением администрации Третьяковского района от Дата обезличена Номер обезличен (л.д.30 оборот). Указанным Положением не предусмотрено производство обследования комиссией жилищно-бытовых условий граждан, обращающихся с заявлением. Тем не менее, после обращения прокурора в суд с заявлением в интересах Абрамовской Е.М. комиссия выезжала для осмотра квартиры заявительницы и установила отсутствие законных оснований для признания Абрамовской Е.М. нуждающейся в жилье. В подтверждение обследования жилищно-бытовых условий заявительницы комиссией составлен акт от Дата обезличена, согласно которому жилищно-бытовые условия Абрамовской Е.М. удовлетворительные (л.д. 42). К акту приложены фотоснимки жилого помещения Абрамовской Е.М. (л.д. 43, 44).

В судебном заседании установлено, что квартира, в которой проживает Абрамовская Е.М., не является непригодной для проживания (ветхой), санитарное состояние жилого помещение отвечает установленным нормам. Заявительница указала, что ей нужно другое жилье не в ..., а в районном центре - ..., поскольку в её квартире отсутствует центральное отопление, ... нет вообще жилых помещений с центральным отоплением. Она также указала, что сможет проживать одна, но в случае необходимости за нею будет ухаживать либо социальный работник, либо кто-то из дочерей. Кроме того, Абрамовская Е.М., сама являясь нетрудоспособной (пенсионерка), указала на необходимость проживания в ... по той причине, что там дочери можно где-нибудь трудоустроиться.

Суд считает, что заявление прокурора в интересах Абрамовской Е.М. удовлетворению не подлежит и усматривает злоупотребление правом со стороны заявителя в отношении вопроса по признанию её нуждающейся в жилье. Суд считает, что Абрамовская Е.М. не является таковой, сама она с заявлением о признании нуждающейся в жилье не обращалась, в судебном заседании заявительница, по мнению суда, поддержала заявление в интересах дочери.

Суд принимает во внимание тот факт, что с заявлением на имя главы администрации Третьяковского района обратилась не заявительница, а её дочь /.../ муж которой представлял в суде интересы Абрамовской Е.М. Заявительница не уполномочила /.../. представлять её интересы, в том числе на обращение с заявлениями (доверенность, удостоверенная надлежащим образом, отсутствует). Между тем, установлено, что Абрамовская Е.М. является дееспособным лицом. Сама Абрамовская Е.М. с заявлением о признании её нуждающейся в жилье не обращалась и соответственно не подписывала такого заявления.

Кроме того, установлено, что Абрамовская Е.М. имеет ряд заболеваний, достигла престарелого возраста. С учетом состояния здоровья не может проживать одна без ухода за ней (л.д.39). В настоящее время Абрамовская Е.М. проживает с дочерью /.../, которая поддерживает удовлетворительное состояние жилого помещения. Представитель заинтересованного лица Мелиев И.А. пояснил, что при посещении жилья заявителя, он беседовал с /.../, которая указала на отсутствие нуждаемости в жилом помещении. Мелиев И.А. разъяснил заявителю и /.../ право на обращение с заявлением о выделение средств на ремонт. В судебном заседании Абрамовская Е.М. указала, что средств, которые выделяются администрацией на ремонт (16000 рублей), ей недостаточно.

Суд критически относится к доводам заявления в той части, что комиссией не было установлено объективных обстоятельств по заявлению Абрамовской Е.М. по указанным выше обстоятельствам.

Суд не может принять доводы прокурора, изложенные в заявлении, о том, что при обращении с заявлением на имя главы района Абрамовская Е.М. указала в своем заявлении, что просит признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как жилье, в котором она проживает, является холодным, неблагоустроенным, централизованного отопления нет, горячей воды нет, канализация местная, крыша протекает, по состоянию здоровья ей в нем проживать затруднительно, так как у неё инвалидность по общему заболеванию опорно-двигательного аппарата л.д. 5). Исследовав копию заявления Абрамовской Е.М. (л.д. 10), суд не установил указанного прокурором довода. Кроме того, доказательств об инвалидности заявителя не представлено.

Суд не может оставить без внимания решение Первомайского сельского Совета депутатов Третьяковского района Алтайского края от Дата обезличена Номер обезличен «О нормативных показателях для признания граждан малоимущими и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма», в соответствии с которым установлена норма предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина – 33 кв.м общей площади жилого помещения; на каждого члена семьи из двух и более человек 15 кв.м общей площади жилого помещения (л.д. 13).

Общая площадь квартиры, в которой проживает Абрамовская Е.М., превышает норматив общей площади, установленный органом местного самоуправления (30 кв. м общей площади для семьи из двух человек). С учетом указанного обстоятельства семья Абрамовской Е.М. не может быть отнесена к малоимущим гражданам, которым предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.

Противоречивой является ссылка прокурора в заявлении на ст. 51 ЖК РФ, которая, по мнению заявителя, нарушена при рассмотрении заявления Абрамовской Е.М. Указанная норма закона предусматривает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Абрамовская Е.М. является членом семьи собственника квартиры, в которой проживает.

При этом суд учитывает то обстоятельство, что Абрамовская Е.М. являлась сама единоличным собственником квартиры, однако, в 2008 году распорядилась ею по своему усмотрению – подарила дочери, с которой в настоящее время проживает совместно, то есть распорядилась своим правом. В судебном заседании объяснила указанные действия тем, что достигла престарелого возраста, дарение квартиры оформила на дочь с той целью, чтобы последняя занималась содержанием жилья.

Поскольку Абрамовская Е.М. не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, к ней не может быть применен ФЗ «О ветеранах», в частности ст. 21 закона.

Прокурор просит признать незаконными действия администрации Третьяковского района, которые выразились в отказе поставить на учет Абрамовскую Е.М. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному подп. 2 п.1 ст. 54 ЖК РФ, обязать администрацию Третьяковского района пересмотреть решение комиссии по заявлению Абрамовской Е.М. с учетом обследования жилищно-бытовых условий. В судебном заседании установлено, что решение об отказе в признании Абрамовской Е.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий принято комиссией по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению жильем, которая является уполномоченным на то органом.

Решение об отказе соответствует установленному регламенту.

Приказом Министерства регионального развития РФ от Дата обезличена Номер обезличен утверждены Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, которые содержат раздел I «Рекомендации по установлению порядка учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях». Согласно п. 13 раздела I указанных рекомендаций в порядке следует отразить, что отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случаях, когда:

- не представлены все необходимые для постановки на учет документы;

- представлены документы, на основании которых гражданин не может быть признан нуждающимся в жилом помещении;

- не истек срок, предусмотренный пунктом 6 настоящего Порядка.

То факт, что комиссия обследовала жилищно-бытовые условия Абрамовской Е.М. свидетельствует не об установлении новых обстоятельств, влекущих пересмотр решения, а напротив, подтверждают обоснованность принятого решения.

На основании изложенного, суд считает заявление прокурора не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявления прокурора Третьяковского района в интересах вдовы участника Великой Отечественной войны Абрамовской Е.М. о признании действий не законными, отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме через Третьяковский районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено Дата обезличена

Судья О.И.Каплунова