О признании действий незаконными



Дело № 2-449-2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 декабря 2010 года с. Староалейское

Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Волжениной Т.Н.

при секретаре Ткачёвой А.М.

с участием прокурора Третьяковского района Губского А.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Третьяковского района в интересах вдовы участника Великой Отечественной войны Шапоревой Е.Ф. о признании действий администрации Третьяковского района, жилищной комиссии администрации Третьяковского района по отказу в постановке на учет незаконными

у с т а н о в и л :

Прокурор Третьяковского района в интересах вдовы участника Великой Отечественной войны Шапоревой Е.Ф. обратился в суд с заявлением о признании действий администрации Третьяковского района, жилищной комиссии администрации Третьяковского района по отказу в постановке на учет незаконными.

ДД.ММ.ГГГГ Шапорева Е.Ф., вдова участника ВОВ обратилась к главе /наименование обезличено/ района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Дом, принадлежащий ей на праве собственности по адресу <адрес> был разрушен преступными действиями ФИО1

Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ Шапоревой Е.Ф. негде было проживать, она поселилась в дом, принадлежащий её сыну ФИО2 и его супруге ФИО3 по адресу <адрес>

Согласно ст.ст. 52-54 Жилищного кодекса РФ признание нуждающимися в жилых помещениях и принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается соответствующим законом субъекта РФ.

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

-не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

-проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно п.7 постановления Администрации Алтайского края от 06.10.2006 №407 «Об утверждении Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов в Алтайском крае» органы местного самоуправления осуществляют учёт названных граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном законом Алтайского края от 09.12.2005 №115 - ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

В силу данного Закона органы местного самоуправления осуществляют учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принимают на учёт в качестве таковых на основании заявлений о принятии на учёт, на заседании жилищной комиссии рассматривают указанные заявления и при наличии оснований, принимают решения о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях.

Администрация района, жилищная комиссия администрации района, рассматривая заявление Шапоревой Е.Ф. формально подошла к оценке обстоятельств для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В ответе на заявление Шапоревой Е.Ф. указывалось, что отказано ей в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании подпункта 2 п.1 ст.54 ЖК РФ.

Вместе с тем, комиссией не было установлено объективных обстоятельств по рассматриваемому заявлению, обследование межведомственной комиссией жилого помещения, принадлежащего Шапоревой Е.Ф., её жилищных условий не проведено. По этой причине в материалах личного дела Шапоревой Е.Ф. нет ни заключения, ни акта обследования жилого помещения, где проживает Шапорева Е.Ф., а также где проживала ранее, что является необходимым условием для вынесения правомерного решения о том, является ли лицо нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Администрация же не приняла никаких действий для реализации своих полномочий по всестороннему и полному рассмотрению заявления вдовы ВОВ. Решение об отказе принято без обследования жилищно-бытовых условий Шапоревой Е.Ф.

В силу статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5 "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Пунктом 2 вышеназванного Указа закреплено, что необходимо исходить из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра.

Учитывая, что в доме, в котором в настоящее время проживает Шапорева Е.Ф., на одного члена семьи приходится по 17 кв.м., указанной площади квартиры недостаточно для предусмотренного законом размера обеспечения жилой площадью.

При таких обстоятельствах, отказ в постановке Шапоревой Е.Ф. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий без учета данных обстоятельств, является необоснованным.

На стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение, поскольку жилищные правоотношения еще не возникли, следовательно; данные отношения носят публичный характер, так как гражданин оспаривает действия органа местного самоуправления.

Прокурор просит признать незаконными действия администрации Третьяковского района, жилищной комиссии администрации Третьяковского района по отказу в постановке на учет Шапоревой Е.Ф. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, по основанию, предусмотренному п.п. 2 п.1 ст. 54 Жилищного Кодекса РФ с учетом установленных обстоятельств.

Шапорева Е.Ф. о дне судебного заседания извещена надлежащим образом, в суд не явилась, ее интересы представляет представитель Шапорева А.И.

Заслушав пояснения представителя заявителя Шапоревой А.И., представителя администрации Третьяковского района и представителя жилищной комиссии в лице Мелиева И.А. являющегося заместителем главы района и председателем жилищной комиссии, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 52 п. 5. ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

В соответствии со ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Как установлено в судебном заседании Шапорева Е.Ф. как вдова участника Великой Отечественной войны обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, представила в жилищную комиссию документ, что принадлежащий ей на праве собственности жилой дом, находящийся в <адрес> разрушен. Без обследования жилищных условий Шапоревой Е.Ф. как по месту фактического проживания, так и по месту расположения собственного жилья, без участия администрации /наименование обезличено/ сельсовета, комиссия приняла решение об отказе в постановке на учет Шапоревой Е.Ф. Акт обследования появился в материалах гражданского дела в ходе рассмотрения дела по существу /дата обезличена/, то есть после принятия решения. Отказывая в постановке на учет жилищная комиссия ссылается на ст. 54 п.2 ЖК РФ, то есть Шапоревой Е.Ф. представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; учтены ли положения о размере общей площади на каждого человека, предусмотренные Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", а также положения ФЗ от 12.-1.95 г №5 «О ветеранах», в обоснование отказа не указано.

При указанных обстоятельствах действия администрации Третьяковского района и жилищной комиссии администрации Третьяковского района при принятии решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Шапоревой Е.Ф. нельзя признать законным, поэтому необходимо обязать их устранить допущенные нарушения при принятии решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 195-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать действия администрации Третьяковского района, жилищной комиссии администрации Третьяковского района по отказу в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы участника Великой Отечественной войны Шапоревой Е.Ф. незаконными, обязать администрацию Третьяковского района, жилищную комиссию администрации Третьяковского района в течение месяца со дня вступления решения в законную силу принять обоснованное решение по заявлению Шапоревой Е.Ф.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме, с подачей жалобы в Третьяковский районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 8 декабря 2010 года.

Судья Т.Н. Волженина