Дело № 2-59/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 января 2011 года с. Староалейское
Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Волжениной Т.Н.
при секретаре Ткачевой А.М.
с участием зам. прокурора Третьяковского района Чесноковой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Третьяковского района в интересах Бондаревой М.К. к администрации Третьяковского района о признании действий администрации Третьяковского района незаконными,
у с т а н о в и л :
Прокурор Третьяковского района в интересах Бондаревой М.К. обратился в суд с заявлением о признании действий администрации Третьяковского района незаконными.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Третьяковского района при рассмотрении заявления Бондаревой М.К. выявлено, что ей администрация Третьяковского района в лице комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению жильем отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Бондарева М.К. обратилась в администрацию района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ комиссия по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению жильем отказала в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, приняла решение об отказе Бондаревой М.К. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании подпункта 2 4.1 ст. 54 ЖК РФ, (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся жилых помещений), при этом учтено, что Бондарева М.К. намеренно ухудшила свои жилищные условия.
Однако указанное ни чем не подтверждено. Более того, данный вывод сделан необоснованно в отсутствии к тому оснований, поскольку переезд (в ДД.ММ.ГГГГ) семьи с которой проживает Бондарева в жилье с наименьшей площадью не свидетельствует о том, что сама Бондарева намеренно ухудшила свои жилищные условия.
Комиссией при рассмотрении заявления не принят во внимание тот факт, что заявитель по определению Жилищного кодекса не может, является членом семьи ФИО2, который является собственником жилища.
Согласно статье 52-54 Жилищного кодекса РФ признание нуждающимися в жилых помещениях и принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган. С заявлением о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, непредставление данных документов является основанием для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается соответствующим законом субъекта РФ.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
-не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
-проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
Бондарева М.К. своего жилья не имеет, полезная жилая площадь квартиры, где она проживает совместно с иными гражданами (<адрес>) составляет 57,1, кв.м.. Норма учетной площади на одного человека (11,42 кв. м.) не соответствует требованиям предъявляемым к жилым помещениям на территории /наименование обезличено/ сельсовета (15 кв.м.).
Согласно статье 53 Жилищного кодекса РФ последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Вместе с тем, понятие ухудшение жилищных условий обязательно должно иметь причинную связь с целью состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Бондарева же не имея своего жилья вынуждена была переехать в другое, так как указанное решение принято было собственником помещения, а не ей.
Отказ в постановке Бондаревой М.К. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий без учета данных обстоятельств, представляется необоснованным, так как признак намеренности ухудшения жилищных условий отсутствует.
Прокурор просит признать незаконными действия органа местного самоуправления - администрации Третьяковского района в лице комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению жильем, выразившиеся в отказе поставить на учет Бондареву М.К. ДД.ММ.ГГГГ рождения в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, просит обязать устранить допущенные нарушения в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании зам. прокурора Чеснокова Н.А. заявленные требования поддержал в полнм объеме.
Представитель истца Раченкова Е.А. исковые требования поддержала, пояснила суду, что комиссия приняла необоснованное решение, посчитав, что Бондарева умышленно ухудшила свои жилищные условия в ДД.ММ.ГГГГ и переехала жить в квартиру с наименьшей площадью. Однако комиссия не учла того, что Бондарева не имеет в собственности жилья, в ДД.ММ.ГГГГ она проживала у дочери и зятя ФИО1, собственностью которого и был дом. ФИО1 продал свой дом и все переехали жить к ФИО2, то есть к мужу внучки истицы, собственником данной квартиры является ФИО2 Не являясь собственником дома Бондарева не могла повлиять на решение ФИО1 о продаже дома и не имела умысла на ухудшение жилищных условий. Членом семьи ФИО2 ее нельзя считать, а площадь квартиры не сооветствует норме на одного человека. Кроме этого на ДД.ММ.ГГГГ Бондарева не имела удостоверения вдовы участника войны, данное удостоверение она получила в ДД.ММ.ГГГГ. Дом ФИО1 фактически продан, в нем живет семья, оформить документы покупатели не успели, так как ФИО1 умер и данный дом нельзя считать собственностью Бондаревой М.К. или то, что у нее имеется право на проживание в этом доме, чтобы учитывать при рассмотрении ее заявления площадь этого дома и считать основанием отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Представитель ответчика Администрации Третьяковского района Котова Т.В. не признает требования прокурора, считает, что комиссия приняла обоснованное решение, проверив представленные документы. Основанием отказа в постановке на учет является то, что представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Председатель комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, по обеспечению жильем – ФИО3 пояснил суду, что рассмотрев представленные документы по заявлению Бондаревой М.К. комиссия пришла к выводу, что в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Бондаревой следует отказать на основании п.п. 2 п.1.ст.54 ЖК РФ. Из представленных материалов усматривается, что Бондарева ухудшила свои жилищные условия в течение последних пяти лет. Квартира, в которой сейчас проживает данная семья, находится в хорошем состоянии.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Администрации ...... сельсовета о дне судебного заседания извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просила.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании Бондарева К.М. как вдова участника Великой Отечественной войны обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, представила в жилищную комиссию документы, подтверждающие отсутствие принадлежащих ей на праве собственности жилого помещения, комиссия приняла решение об отказе в постановке на учет Бондаревой М.К. Отказывая в постановке на учет жилищная комиссия ссылается на ст. 54 п.2 ЖК РФ, то есть Бондаревой М.К. представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании установлено, что Бондарева М.К. своего жилья не имеет, Не имела его в собственности и в ДД.ММ.ГГГГ, в тот период она жила в семье дочери, муж дочери продал принадлежащий ему дом, то есть считать, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия, по мнению суда, не обоснованно. Жилья в собственности она не имела и не продавала его, на тот момент права на получение льгот как вдова участника войны она не имела. Намерений приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях она не имела.
В соответствии со ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Бондарева М.К. к заявлению приложила документы, подтверждающие то, что своего жилья она не имеет, а также сведения о том, где она проживает и кому принадлежит жилье, площадь данного жилого помещения, сведения о собственнике данного жилого помещения, сведения о количестве и составе проживающих в данной квартире. Из представленных документов следует, что Бондарева М.К. проживет в квартире, принадлежащей ФИО2, мужу ее внучки.
При указанных обстоятельствах отказ в постановке Бондаревой М.К. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий без учета данных обстоятельств, суд находит необоснованным, так как признак намеренности ухудшение жилищных условий отсутствует.
В соответствии со ст. 52 п. 5. ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Суд находит действия жилищной комиссии, администрации Третьяковского района при принятии решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Бондаревой М.К. нельзя признать законным, поэтому необходимо обязать их устранить допущенные нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 195-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать действия администрации Третьяковского района по отказу в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы участника Великой Отечественной войны Бондаревой М.К. незаконными, обязать администрацию Третьяковского района в течение месяца со дня вступления решения в законную силу принять обоснованное решение по заявлению Бондаревой М.К.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме, с подачей жалобы в Третьяковский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 января 2011 года.
Судья Т.Н. Волженина