О признании бездействий по финансированию выборов незаконными и возложении обязанности



Дело № 2-223/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 февраля 2011 года с. Староалейское

Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Волжениной Т.Н.

с участием прокурора Третьяковского района Губского А.Л.

при секретаре Ткачевой А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Третьяковского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новоалейского сельсовета Третьяковского района о признании бездействия по финансированию выборов незаконным, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Третьяковского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новоалейского сельсовета Третьяковского района о признании бездействия по финансированию выборов незаконным, возложении обязанности.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Третьяковского района проведена проверка соблюдения федерального, регионального законодательства при проведении выборов главы муниципального образования ФИО4 сельсовета ФИО4 района ДД.ММ.ГГГГ.

Установлено, что администрацией сельсовета не исполняются требования закона о перечислении денежных средств на проведение выборов главы муниципального образования ФИО4 сельсовет.

Согласно ч.4 ст. 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнение бюджета по расходам, предусмотренным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации, территориальным избирательным комиссиям и избирательным комиссиям муниципальных образований, осуществляется с учетом особенностей установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

В силу ч. 3 ст. 21 Бюджетного кодекса РФ едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются обеспечение проведения выборов и референдумов.

В соответствии со ст. 57 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Главным распорядителем средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах (федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете) на проведение выборов и референдумов, являются Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования.

Статьей 79 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов установлено, что расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня, эксплуатацией и развитием средств автоматизации обучения организаторов выборов и избирателей, проводятся избирательными комиссиями за счет средств, выделяемых на эти цели из краевого и (или) местного бюджета. Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Решением ФИО4 сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № выборы главы сельсовета назначены на ДД.ММ.ГГГГ. Указанное решение опубликовано в районной газете «наименование обезличено» от ДД.ММ.ГГГГ.

В нарушение вышеуказанных требований закона финансирование по проведению выборов главы ФИО4 сельсовета ФИО4 района в расходной части бюджете сельского совета на ДД.ММ.ГГГГ (принят ФИО4 сельским Советом депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №), не предусмотрено.

Согласно ст. 34 Устава муниципального образования ФИО4 сельсовет ФИО4 района Алтайского края к полномочиям администрации сельсовета относится обеспечении проекта бюджета исполнение бюджета сельского поселения.

В силу ч.1 ст.63 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для участия в голосовании на выборах, референдуме избиратель, участник референдума получает бюллетень.

Согласно ч.7 ст.64 названного закона голосование проводится путем нанесения избирателем в бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к кандидату или списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор.

То есть, избирательный бюллетень является одним из основных элементов избирательной процедуры и проведение выборов без него не представляется возможным.

Отсутствие финансирования мероприятий по проведению выборов главы сельсовета, препятствует заключению договора по изготовлению избирательных бюллетеней и, как следствие, своевременному проведению выборов. Кроме того, денежные средства необходимы для организации работы избирательной комиссии, транспортных расходов.

Согласно статье 9 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", выборы в органы местного самоуправления или депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ путем выборов гражданами осуществляется местное самоуправление, которое, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Бездействие администрации сельсовета создает препятствия к осуществлению конституционных прав неопределенного круга лиц избирать и быть избранными, а также ставит под угрозу конституционные основы организации местного самоуправления. В связи с этим, прокурор счел необходимым обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.

Прокурор просит признать бездействие администрации Новоалейского сельсовета, выражающиеся в невключении в расходную часть бюджета на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного сельским советом депутатов ДД.ММ.ГГГГ № финансирование на проведение муниципальных выборов, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Новоалейского сельсовета внести изменения в бюджет сельского совета включив в расходную часть конкретную сумму денежных средств, необходимых для проведения выборов. Установить срок для исполнения судебного решения - 10 дней.

Прокурор Третьяковского района Губский А.Л. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Новоалейского сельсовета, представитель третьего лица Новоалейского сельского совета депутатов Третьяковского района извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.

Суд, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении гражданского дела, проверив письменные доказательства, пришел к следующему.

Решением Новоалейского сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № выборы главы сельсовета назначены на ДД.ММ.ГГГГ. Указанное решение опубликовано в районной газете «наименование обезличено» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51).

В нарушение вышеуказанных требований закона финансирование по проведению выборов главы ФИО4 сельсовета ФИО4 района в расходной части бюджете сельского совета на ДД.ММ.ГГГГ (принят ФИО4 сельским Советом депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №), не предусмотрено (л.д. 52-66).

В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Суд считает, что исковые требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

В силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поскольку в силу ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, за исключением (Верховного Суда РФ), подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов, с ответчика администрации ФИО4 сельсовета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме /сумма обезличена/ в доход муниципального образования лице комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации ............... района Алтайского края.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Третьяковского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новоалейского сельсовета Третьяковского района о признании бездействия по финансированию выборов незаконным, возложении обязанности удовлетворить.

Признать бездействие администрации Новоалейского сельсовета, выражающиеся в невключении в расходную часть бюджета на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного сельским советом депутатов ДД.ММ.ГГГГ № финансирование на проведение муниципальных выборов, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Новоалейского сельсовета внести изменения в бюджет сельского совета включив в расходную часть конкретную сумму денежных средств, необходимых для проведения выборов.

Установить срок для исполнения судебного решения - 10 дней.

Взыскать с муниципального образования Новоалейский сельсовет в доход комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Третьяковского района Алтайского края государственную пошлину в сумме /сумма обезличена/

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня провозглашения с подачей жалобы в Третьяковский районный суд.

Судья: Т.Н. Волженина