Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Третьяковский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Каплуновой О.И.
при секретаре ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> о признании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, признании права на материнский (семейный) капитал, возложении обязанности выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> о признании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, признании права на материнский (семейный) капитал, возложении обязанности выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
В исковом заявлении указала, что ГУ УПФР РФ в <адрес> отказало ей в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал, поскольку истицей не представлено свидетельство о рождении ребенка. Полагает, что данный отказ необоснован, так как в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» она имеет право на дополнительные меры государственной поддержки как женщина, родившая третьего ребенка, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Ранее ФИО1 не воспользовалась правом на дополнительные меры государственной поддержки.
Для реализации указанного права подается заявление с предъявлением документов, подтверждающих рождение детей. ФИО1 в ГУ УПФР были представлены все необходимые документы. Факт рождения третьего ребенка был подтвержден справкой о рождении формы № от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной отделом ЗАГС администрации <адрес> края.
Истица считает, что право на материнский (семейный) капитал у неё возникло в связи с рождением третьего ребенка, так как ни Федеральный закон № 256-ФЗ, ни Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский капитал, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, ни иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы реализации права на дополнительные меры государственной поддержки, не содержат указания на необходимость предоставления заявителем в органы Пенсионного Фонда в качестве документа, подтверждающего факт рождения ребенка, именно свидетельство о рождении ребенка.
Факт рождения ребенка ФИО1 зафиксирован органами ЗАГСа посредством составления актовой записи о рождении ребенка № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которой была выдана справка о рождении по форме №, которая в данном случае является документом, подтверждающим рождение третьего ребенка истицей после ДД.ММ.ГГГГ и соответствует требованиям п. 5 Правил, предъявляемым к документам для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
ФИО1 ссылается на разъяснения, данные в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, согласно которым дополнительные меры государственной поддержки предоставляются в связи с реализацией социального риска материнства, охватывающего беременность и рождение ребенка, а право женщин на их получение обусловлено фактом рождения второго, третьего или последующих детей.
Истица просит суд признать решение ГУ УПФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГьгода № «Об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» незаконным, признать за нею право на материнский (семейный) капитал, как женщине, родившей третьего ребенка после ДД.ММ.ГГГГ и ранее не воспользовавшейся правом на дополнительные меры государственной поддержки, обязать ответчика выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, а также возместить судебные издержки.
В судебном заседании истица ФИО1 и её представитель ФИО3 иск поддержали в полном объеме и настаивали на его удовлетворении.
Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> ФИО4 иск не признал, указал, что отказ в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал обоснован, предоставление свидетельств о рождении детей прямо предусмотрено законом и Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив письменные доказательства, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Материнский (семейный) капитал - это средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 родила дочь Надежду, о чем в книге регистрации актов о рождении Садового сельского совета <адрес> ДД.ММ.ГГГГ произведена запись за №, на основании которой выдано свидетельство о рождении ребенка (л.д. 10). ДД.ММ.ГГГГ истица родила сына Александра, о чем в книге регистрации актов о рождении администрацией Садового сельсовета <адрес> ДД.ММ.ГГГГ произведена запись за №, на основании которой выдано свидетельство о рождении ребенка (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 родился мертвый ребенок, о чем составлена запись акта о рождении ребенка, родившегося мертвым от ДД.ММ.ГГГГ в отделе ЗАГС администрации <адрес> края Российской Федерации и выдана справка № формы № (л.д. 36).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГУ УПФР по <адрес> с заявлением о получение государственного сертификата на материнский (семейный ) капитал. Ею были предоставлены свидетельства о рождении детей ФИО1 Надежды, ФИО1 Александра, а также справка о рождении ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлением об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от ДД.ММ.ГГГГ № истица извещена о принятом решения об отказе в выдаче ей такого сертификата по причине не предоставления документа, подтверждающего факт рождения ребенка при установлении права на материнский (семейный) капитал (л.д. 40), то есть не предоставлении свидетельства о рождении третьего ребенка.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, которые устанавливают перечень документов, необходимых для определения права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей.
В соответствии с п. 5 Правил заявление предъявляется с предъявлением документов, подтверждающих рождение (усыновление) детей.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 4 Закона № 256-ФЗ после принятия решения о выдаче сертификата, в федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, вносятся сведения о детях с указанием реквизитов свидетельств о рождении.
Таким образом, в подтверждение факта рождения ребенка предусмотрено предоставление определенного документа – свидетельства о рождении.
Выдача свидетельства о рождении производится в соответствии с Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».
Согласно п. 1 ст. 8 данного Закона свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния.
Однако, не во всех случаях регистрации акта рождения ребенка выдается свидетельство о рождении.
Как при рождении мертвого ребенка, так и в случае если ребенок умер на первой неделе жизни, медицинской организацией или частнопрактикующим врачом выдается документ «Медицинское свидетельство о перинатальной смерти» формы №/у-98, утвержденной с ДД.ММ.ГГГГ Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти, в связи с переходом на МКБ-Х».
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» при рождении мертвого ребенка производится государственная регистрация рождения ребенка, родившегося мертвым, а государственная регистрация смерти ребенка, родившегося мертвым, не производится. Там же предусмотрено, что по просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения мертвого ребенка. Согласно п. 2 указанной статьи, в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти, по просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.
Предусмотрен единый документ, выдаваемый органами ЗАГС - справка о рождении, форма которой утверждена Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния» (форма №).
Таким образом, государственная регистрация рождения производится только живорожденного ребенка. Свидетельство о рождении на ребенка, умершего на первой недели жизни не выдается.
Федеральный закон № 256-ФЗ устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей; имеет целью создание условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь и построен с учетом основных направлений государственной семейной политики, названных в Указе Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно ст. 3 Закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у граждан Российской Федерации независимо от места их жительства, в том числе у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает, в том числе, и у граждан, в семье которых родился второй ребенок, при этом факт рождения первого и второго ребенка зарегистрированы в порядке, предусмотренном законом.
У ФИО1 первый и второй ребенок рождены до ДД.ММ.ГГГГ. Третий ребенок рожден ДД.ММ.ГГГГ, но так как он родился мертвым, государственная регистрация его рождения не производилась.
С учетом изложенного, суд не принимает доводы истицы и её представителя о том, что юридически значимым является только факт рождения детей независимо от жизни ребенка.
Право на получение материнского (семейного) капитала у ФИО1, имеющей двоих живорожденных детей, родившихся до ДД.ММ.ГГГГ, не возникло в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ ребенка ФИО1, родившегося мертвым.
В соответствии со ст. 47 ГК РФ государственной регистрации подлежит акт гражданского состояния о рождении.
Документом, подтверждающим факт рождения, согласно ст. 23 ФЗ «Об актах гражданского состояния», является свидетельство о рождении.
Согласно Закону, женщина, родившая второго ребенка начиная с ДД.ММ.ГГГГ, должна предъявить документы, подтверждающие рождение детей. Документом, подтверждающим рождение ребенка (детей) является свидетельство (свидетельства) о рождении, поэтому данные свидетельства подлежат предъявлению в Пенсионный орган вместе с заявлением о выдаче сертификата.
ФИО1 не представила документ, подтверждающий рождение третьего ребенка после ДД.ММ.ГГГГ при наличии в семье двоих детей, рожденных до указанной даты. В связи с этим суд считает отказ ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске ФИО1 к ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> о признании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, признании права на материнский (семейный) капитал, возложении обязанности выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме через Третьяковский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.И.Каплунова