Номер обезличен Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
09 марта 2010 года с. Староалейское
Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Каплуновой О.И.,
при секретаре С..,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Третьяковского района в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования Третьяковский район о признании незаконным, противоречащим законодательству, не действующим и не подлежащим применению нормативного правового акта - постановления администрации Третьяковского района Алтайского края от 27 января 2009 года № 21 «Об установлении нормативов отопления твердым топливом (уголь, дрова)»,
у с т а н о в и л:
Прокурор Третьяковского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц Муниципального образования Третьяковский район обратился в суд с заявлением о признании незаконным, противоречащим законодательству, не действующим и не подлежащим применению нормативного правового акта - постановления администрации Третьяковского района Алтайского края от 27 января 2009 года № 21 «Об установлении нормативов отопления твердым топливом (уголь, дрова)».
Свои требования прокурор мотивирует тем, что установленные указанным постановлением нормативы потребления твердого топлива не соответствуют требованиям федерального законодательства. Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 (далее Правила), предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг рассчитываются по формулам согласно приложению к этому постановлению. При расчете нормативов потребления твердого топлива, утвержденных оспариваемым решением, количество тепловой энергии, необходимой для отопления жилого дома, использована формула, которая не соответствует требованиям законодательства. Применение при расчете заниженного коэффициента 14,1 вместо предусмотренного 24, значительно снижает нормативы потребления твердого топлива и ухудшает положение граждан.
Помощник прокурора Осипов Е.П. в судебном заседании заявленные требования поддержал, мотивируя доводами, изложенными в заявлении.
Представитель администрации Третьяковского района Алтайского края ФИО7 в судебном заседании требования прокурора не признала. Суду пояснила, что принятое постановление является законным и обоснованным. Расчеты производились на основании методических рекомендаций, поступивших из Администрации Алтайского края. В указанных рекомендациях произведен расчет количества тепловой энергии, необходимой для отопления 1 кв. м общей площади жилых помещений в год для домов с печным отоплением, исходя из 14,1 часа отопления в сутки.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, пришел к следующему.
Постановлением администрации Третьяковского района Алтайского края от 27 января 2009 года № 21 утверждены нормативы потребления твердого топлива, достаточного для отопления 1 кв.м общей площади жилых помещений при использовании одного вида топлива дров в размере 0.202 куб.м в год, при использовании обоих видов топлива в размере 62.6 кг угля (Каражыра – калорийность 4500 Ккал/кг), в размере 55.2 кг в год угля (Кузбасс – калорийность 5100 Ккал/кг) и 0,05 куб. м дров в год. В основу постановления положены расчеты из методических рекомендаций, разработанных Управлением Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.
Проанализировав доводы заявления, доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Третьяковского района подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Частью 1 ст. 45 Конституции РФ закреплены гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Согласно ч. 2 ст. 115 Конституции РФ постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц предусмотрено ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления.
Оспариваемое заявителем постановление принято администрацией в пределах предоставленных полномочий и компетенции, установленных действующим законодательством, регулирующим вопросы организации местного самоуправления, полномочия и компетенцию органов местного самоуправления в сфере жилищного законодательства, а также с соблюдением установленного порядка принятия и обнародования, установленного Уставом муниципального образования Третьяковский район.
Статьей 48 Устава муниципального образования Третьяковский район Алтайского края к полномочиям администрации района отнесено осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством, Уставом и решениями районного Совета депутатов.
В соответствии с п. 14 Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению. При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: метод аналогов; экспертный метод; расчетный метод (пункт 20 Правил).
Как установлено судом, и не опровергается представителем ответчика, для расчета норматива отопления использовался расчетный метод.
Пункт 44 постановления Правительства РФ № 306 предусматривает, что нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам.
Формула определения количества тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного или жилого дома, утверждена пунктом 14 раздела II приложения к Правилам:
t - t
вн сро -6 нж
Q = q x ----------- х 24 х n x 10 - Q,
o max t - t o o
вн ро
где:
q - часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного или
max жилого дома (ккал/час);
t - температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений
вн многоквартирного дома или жилого дома (°С);
t - среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный
сро период (°С);
t - расчетная температура наружного воздуха в целях
ро проектирования отопления (°С);
n - продолжительность отопительного периода (суток в год),
o характеризующегося среднесуточной температурой наружного
воздуха 8°С и ниже;
нж
Q - расход тепловой энергии на отопление нежилых помещений, не
o являющихся общим имуществом многоквартирного дома.
Как было установлено в ходе судебного заседания, расчет нормативов потребления твердого топлива, утвержденных постановлением администрации Третьяковского района Алтайского края от 27 января 2009 года № 21 произведен на основании методических рекомендаций по расчету нормативов отопления твердым топливом (уголь, дрова) и электрической энергии, разработанных Управлением Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству и решением президиума от 08 июля 2008 года «О рекомендациях по установлению нормативов потребления твердого топлива». При этом для определения количества тепловой энергии, необходимой для отопления жилого дома, использована следующая формула:
t - t
вн сро -6
Q = q x ----------- х 14,1 х n x 10.
o max t - t o
вн ро
Вместе с тем, указанные методические рекомендации не являются нормативным документом и носят рекомендательный характер.
Изложенное свидетельствует о том, что при утверждении нормативов потребления требования Правил, утвержденных Правительством РФ, не соблюдены, расчеты выполнены с нарушением формулы расчета нормативов отопления. И, как следствие, были незаконно уменьшены количество топлива, необходимого для отопления 1 кв.м. общей площади жилого помещения в год, объем льгот и субсидий, предоставляемых отдельным категориям граждан, пользующихся правом на предоставление мер социальной поддержки.
Исходя из того, что норматив потребления непосредственно влияет на количество бесплатно предоставляемого твердого топлива гражданам, пользующимся государственной поддержкой, оспариваемый нормативный правовой акт ухудшает положение граждан по сравнению с положением, предусмотренным федеральным законодательством, нарушает права и законные интересы граждан, относящихся к указанной категории, проживающих в домах с печным отоплением.
Доводы представителя администрации Третьяковского района о том, что применение в расчетах коэффициента 14,1 вместо 24 обусловлено отсутствием денежных средств, их экономией, возникшим финансовым кризисом, суд считает не состоятельными по вышеизложенным основаниям, и не принимает их во внимание.
В понятие отопления п.6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 включает поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к названным Правилам, а также продажу твердого топлива при наличии печного отопления.
Нормативом потребления коммунальных услуг является месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в настоящих Правилах. В свою очередь коммунальные ресурсы - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг (п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
Из толкования приведенных норм следует, что орган местного самоуправления вправе утвердить или изменить нормативы потребления твердого топлива и отопления в целом только в соответствии с порядком, установленным Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года. При этом не имеет значения, используются ли утвержденные нормативы для расчета платы за коммунальные услуги, либо в целях предоставления мер социальной поддержки в виде льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг определенным категориям граждан.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое прокурором постановление администрации Третьяковского района от 27 января 2009 года № 21 «Об установлении нормативов отопления твердым топливом (уголь, дрова)» противоречит постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» и утвержденным этим постановлением Правилам, которые имеют большую юридическую силу.
В соответствии с частями 2 и 3 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При этом в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» содержатся разъяснения о том, что суд может признать нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, если такой акт применялся до вынесения решения суда и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.
Принимая во внимание, что оспариваемое постановление применялось в Третьяковском районе более одного года, на основании него были рассчитаны тарифы, в соответствии с которыми население производило оплату услуг по отоплению жилых домов, суд полагает необходимым признать это постановление недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно подп.6 п.1 ст.333.19 НК РФ при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: для физических лиц – 200 рублей, для организаций - 4000 рублей.
Учитывая организационно-правовой статус администрации Третьяковского района суд считает необходимым взыскать государственную пошлину с данного заинтересованного лица в размере 4000 рублей в доход муниципального образования в соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ, п. 2 ст. 61.1 БК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление прокурора Третьяковского района в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования Третьяковский район о признании незаконным, противоречащим законодательству, не действующим и не подлежащим применению нормативного правового акта - постановления администрации Третьяковского района Алтайского края от 27 января 2009 года № 21 «Об установлении нормативов отопления твердым топливом (уголь, дрова)» удовлетворить.
Постановление администрации Третьяковского района Алтайского края от 27 января 2009 года № 21 «Об установлении нормативов отопления твердым топливом (уголь, дрова)» признать незаконным, противоречащим законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с администрации Третьяковского района Алтайского края в доход муниципального образования в лице комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Третьяковского района Алтайского края государственную пошлину в сумме 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме через Третьяковский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 14 марта 2010 года.
Судья О.И.Каплунова