Дело № 2-143/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 февраля 2011 года с. Староалейское
Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Волжениной Т.Н.
с участием помощника прокурора Третьяковского района Федорищева Р.И.
при секретаре Ткачевой А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Третьяковского района в интересах Горбуновой Л.Я. к Открытому акционерному обществу «Алтайкрайэнерго», филиалу ОАО «Алтайкрайэнерго» Змеиногорские электрические сети, Управлению социальной защиты населения по Третьяковскому району о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию по оплате электроэнергии,
у с т а н о в и л:
Прокурор Третьяковского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Горбуновой Людмилы Яковлевны к Открытому акционерному обществу «Алтайкрайэнерго», филиалу ОАО «Алтайкрайэнерго» Змеиногорские электрические сети, Управлению социальной защиты населения по Третьяковскому району о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию по оплате электроэнергии.
В обоснование иска указано, что прокурором Третьяковского района в ходе проведения законности при применении нормативов потребления электроэнергии установлено следующее.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Как следует из ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.35 постановления администрации Алтайского края от 19.01.2006 №9 «Об утверждении положения о Главном управлении экономики и инвестиций Алтайского края» управление осуществляет государственное регулирование предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", иными нормативными правовыми актами цен (тарифов), надбавок, наценок, устанавливает индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению.
Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006 г. №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в многоквартирных и жилых домах, за исключением жилых домов, оборудованных электроплитами.
Данные нормативы введены в действие с 01.01.2007 (п.2 Решения от 25.10.2006 №10).
Вместе с тем, при расчете мер социальной поддержки с апреля 2008 г. применяется норматив потребления 54 кВт в месяц, установленный решением Староалейского сельского совета депутатов от 11.08.2006 г. «О нормативах потребления жилищно-коммунальных услуг», которое в настоящий момент не действует.
Таким образом, незаконное применение ответчиком норматива потребления по электроснабжению в размере 54 кВт приводит к необоснованному уменьшению размера денежной компенсации по оплате коммунальных услуг по электроснабжению, предусмотренной законодательством.
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах»).
До принятия Закона Алтайского края от 08.05.2008 г. №37-3C, согласно п. 4 ч. 1 ст. 3 Закон Алтайского края от 03.12.2004 г. № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставлялись меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).
В силу п. 4 ч. 1 ст. 3 Закон Алтайского края от 03.12.2004 г. № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» (в редакции Закона Алтайского края от 08.05.2008 №37-3C) ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг)
В соответствии со ст. 2, ч.ч. 7-9 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 г. №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 ЖК РФ срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи.
В силу ч. 3 ст. 7 Закона Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации- поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока.
Прокурор просит признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» по применению норматива потребления электроэнергии 54 кВт/ч в месяц для предоставления мер социальной поддержки в отношении Горуновой Л.Я. с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения искового заявления.
Обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» произвести перерасчет Горбуновой Л.Я. за период с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения искового заявления платы за услуги по электроснабжению исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25.10.2006 г. №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению».
Обязать Управление социальной защиты населения по Третьяковскому району выплатить Горбуновой Л.Я. сумму компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения искового заявления согласно произведенному перерасчету оплаты электроснабжения.
Помощник прокурора Третьяковского района Федорищев Р.И. в судебном заседании исковые требования поддержал, просит произвести перерасчет Горбуновой Л.Я. по день вынесения решения суда, так как соглашение имело место 31 марта 2008 года, а ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» не выплачивает компенсацию, то на данного ответчика следует возложить обязать произвести расчет в отношении Горбуновой Л.Я. в соответствии с установленными тарифами, а выплату компенсации по произведенным расчетам возложить на Управление социальной защиты населения по Третьяковскому району. Обоснование иска, изложенные в исковом заявлении полностью подтвердил, просит исковые требования удовлетворить.
Истица Горбунова Л.Я. о дне судебного заседания извещена надлежащим образом, в суд не явилась, об отложении судебного заседания не просила.
Представитель ответчика Открытого акционерного общества «Алтайкрайэнерго», представитель ответчика филиала ОАО «Алтайкрайэнерго» «Змеиногорские межрайонные электрические сети» Фролов Е.В, о дне судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, в суд направлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что исковые требования ответчик не признает, так в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №306 дается понятие норматива потребления коммунальных услуг - это месячный объем потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края в пределах своей компетенции приняло Решение от 25.10.2006 г. № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» (далее Решение...). Пунктом 3 данного Решения определено, что нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги. Таким образом, основанием применения указанных нормативов является именно отсутствие прибора учета у потребителя.
В соответствии с п. 5.4 «Положения о Главном управлении экономики и инвестиций Алтайского края», утвержденным Постановлением Администрации Алтайского края от 19.01.2006 г. № 9, действовавшем до 03 июля 2009 г., и Постановлением Администрации Алтайского края от 03.07.2009 г. № 292, данный орган принимает правовые акты и дает разъяснения юридическим и физическим лицам. В своем разъяснении от 27.03.2007 г. № к/2601/09-04 Главное управление экономики и инвестиций указало, что нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги. В разъяснении от 21.07.2009 г. № к/7012/09-03 Главное управление экономики и инвестиций подтвердило данную позицию, указав, что меры социальной поддержки граждан не относятся к его полномочиям.
Кроме того, Главалтайсоцзащита, орган, непосредственно участвующий в осуществлении контроля за назначением, перерасчетом, выплатой компенсаций и других мер социальной поддержки в своем разъяснении от 04.04.2007 г. № 13-1-2664/12 указало о неприменении при предоставлении мер социальной поддержки Решения Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006 г. № 10 и о необходимости руководствоваться нормативами потребления электроэнергии и газа, утвержденными органами местного самоуправления.
Таким образом, применяя в отношении истца норматив потребления 54 кВт/ч в соответствии с решением Староалейского сельского Совета депутатов от 11.08.2006 г. «О нормативах потребления жилищно-коммунальных услуг» ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» незаконных действий не совершало и прав истца не нарушало. Считает, что иск прокурора Третьяковского района в интересах гр. Горбуновой Л.Я. удовлетворению не подлежит.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Третьяковскому району Чесноков В.М., исковые требования не признал, так как Управление социальной защиты не производит расчеты, а по представленному расчету Алтайкрайэнерго компенсация выплачивалась ежемесячно полностью.
Суд, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении гражданского дела, проверив письменные доказательства, пришел к следующему.
Истица Горбунова Л.Я. имеет звание «Ветеран труда» и имеет право на льготы по оплате коммунальных услуг, согласно представленных ответчиком списков, она получала возмещение по оплате за электроэнергию по нормативу 54 кВт.ч в месяц, установленный решением Староалейского сельского совета депутатов от 11.08.2006 г. «О нормативах потребления жилищно-коммунальных услуг», данное решение отменено.
В соответствии со ст. 2, ч.ч. 7-9 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 г. №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 ЖК РФ срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций
Нормативы потребления электроэнергии утверждены Решением главного Управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006 года №10, которые действуют с 01.01. 2007 года соглашение между энергоснабжающей организацией и органами социальной защиты имело место 31 марта 2008 года, с 01.04.2008 года необходимо было рассчитывать компенсацию по новым тарифам, однако филиал ОАО «Алтайкрайэнерго» «Змеиногорские межрайонные электрические сети» продолжает рассчитывать размер компенсации по прежним нормативам, не производит новый расчет, который зависит от количества комнат в квартире и количества проживающих, ссылаясь на отсутствие таких сведений в энергоснабжающей организации, что является нарушением прав на получение компенсации за потребленную энергию в качестве мер социальной поддержки. Исходя из характеристики жилого помещения, занимаемого (количества комнат, проживающих лиц) норматив потребления услуг по электроснабжению согласно решению №10 от 25.10.2006 г Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края составляет 105 кВт.ч. (количество коман 2, количество проживающих лиц -1).
В связи с изложенным, подлежат удовлетворению исковые требования прокурора Третьяковского района в интересах Горбуновой Л.Я. к Открытому акционерному обществу «Алтайкрайэнерго», филиалу ОАО «Алтайкрайэнерго» Змеиногорские электрические сети о признании незаконными действий по применению норматива потребления, так как норматив потребления ответчиком применялся в меньшем объеме, чем предусмотрено законодательством, а Управлением социальной защиты населения по Третьяковскому району компенсация производилась не в полном объеме по представленным энергоснабжающей организации спискам.
Суд считает, что исковые требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
В силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поскольку в силу ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, за исключением (Верховного Суда РФ), подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов, с ответчика ОАО «Алтайкрайэнерго» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме /сумма обезличена/ в доход муниципального образования в лице комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации ............ района Алтайского края. Управление социальной защиты населения по Третьяковскому району от уплаты госпошлины освобождено в силу закона.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Третьяковского района в интересах Горбуновой Л.Я. к Открытому акционерному обществу «Алтайкрайэнерго», филиалу ОАО «Алтайкрайэнерго» Змеиногорские электрические сети, Управлению социальной защиты населения по Третьяковскому району о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию по оплате электроэнергии удовлетворить.
Признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» по применению норматива потребления электроэнергии 54 кВт/ч в месяц для предоставления мер социальной поддержки в отношении с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения искового заявления.
Обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» произвести Горбуновой Л.Я. перерасчет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по день рассмотрения искового заявления) платы за услуги по электроснабжению исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25.10.2006 №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» в размере 105 кВт.ч.
Обязать Управление социальной защиты населения по Третьяковскому району выплатить Горбуновой Л.Я. сумму компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по день рассмотрения искового заявления) согласно произведенному перерасчету оплаты электроснабжения.
Взыскать с ОАО «Алтайкрайэнерго» в доход комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации ............ района Алтайского края государственную пошлину в сумме /сумма обезличена/.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня провозглашения с подачей жалобы в Третьяковский районный суд.
Судья: Т.Н. Волженина