О признании бездействий по государственной охране объектов культурного наследия незаконным и возложение обязанностей



Дело № 2 – 197/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

25 февраля 2011 года с. Староалейское

Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Каплуновой О.И.

при секретаре Багмет Н.Н.

с участием прокурора Третьяковского района Губского А.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Третьяковского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новоалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края о признании бездействия по государственной охране объектов культурного наследия незаконными и возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Третьяковского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новоалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края о признании бездействия по государственной охране объектов культурного наследия незаконными и возложении обязанности.

Из заявления следует, что прокуратурой Третьяковского района проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в сельском поселении «/наименование обезличено/».

Установлено, что на территории указанного сельского поселения расположены объекты культурного наследия местного (муниципального) значения, а именно /наименование обезличено/ завод (в 5 км к ЮЗ от <адрес>) и /наименование обезличено/ форпост (в 3-х км западнее <адрес>).

В соответствии со ст. 9.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов;

- государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;

- определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

Согласно п. 13 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения относится к вопросам местного значения поселения.

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, согласно п.п. 12, 13 ч. 2 ст. 33 ФЗ от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, в том числе, контроль за состоянием объектов культурного наследия.

Статьей 39 Закона установлено, что соответствующие органы охраны объектов культурного наследия обязаны осуществлять контроль за состоянием объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия и проводить один раз в пять лет обследование состояния и фотофиксацию объектов культурного наследия, включенных в реестр, в целях разработки ежегодных и долгосрочных программ сохранения данных объектов культурного наследия.

В нарушение указанных положений закона органами местного самоуправления сельского поселения «/наименование обезличено/» обследование состояния и фотофиксация объектов культурного наследия местного (муниципального) значения а именно /наименование обезличено/ завода (в 5 км к ЮЗ от <адрес>) и /наименование обезличено/ форпоста (в 3-х км западнее <адрес>) до настоящего времени не проводились, программы, направленные на использование, популяризацию, сохранение объектов культурного наследия в сельском поселении «/наименование обезличено/» не разрабатывались и не утверждались.

Согласно п. 14 ч.1 ст. 3 Устава муниципального образования /наименование обезличено/ сельсовета сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения отнесена к вопросам местного значения поселения. В силу п. 31 ч. 1 ст. 34 Устава указанные полномочия возложена на администрацию сельсовета, которая и является надлежащим ответчиком по делу.

Гражданам Российской Федерации согласно ст. 7 ФЗ № 73-ФЗ гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации, каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия.

Государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Круг лиц, чьи права нарушены бездействием органов местного самоуправления определить не представляется возможным, так как нарушены гарантированные государством права граждан Российской Федерации, которых в силу многочисленности, а так же постоянно меняющегося состава, не возможно индивидуализировать.

Прокурор просит признать незаконными бездействия администрации Новоалейского сельсовета, выразившиеся в не проведении обследования состояния и фотофиксации объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, а именно /наименование обезличено/ завода (в 5 км к ЮЗ от <адрес>) и /наименование обезличено/ форпоста (в 3-х км западнее <адрес>) незаконными; обязать администрацию Новоалейского сельсовета обследовать состояние и произвести фотофиксацию объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, а именно /наименование обезличено/ завода (в 5 км к ЮЗ от <адрес>) и /наименование обезличено/ форпоста (в 3-х км западнее <адрес>); обязать администрацию Новоалейского сельсовета разработать программу сохранения объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, а именно /наименование обезличено/ завода (в 5 км к ЮЗ от <адрес>) и /наименование обезличено/ форпоста (в 3-х км западнее <адрес>).

В судебном заседании истец прокурор Третьяковского района Губский А.Л. полностью поддержал исковые требования и настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика администрации Новоалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом.

Суд, выслушав истца, проверив письменные доказательства, пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании установлено, что муниципальное образование «/наименование обезличено/» входит в состав /наименование обезличено/ района Алтайского края, что подтверждается копией Устава (л.д. 7-10).

Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28 декабря 1994 года № 169 «Об историко-культурном наследии Алтайского края» охраняемыми памятниками истории и культуры объявлены находящиеся на территории края объекты, имеющие историческую, культурную и научную ценность. Согласно Приложения 1 к Постановлению от 28 декабря 1994 года № 169 к памятникам истории в /наименование обезличено/ районе отнесены /наименование обезличено/ форпост ДД.ММ.ГГГГ, расположенный в 3 км западнее <адрес>, и /наименование обезличено/ завод, выполн. <данные изъяты>., расположенный в 5 км к ЮЗ от <адрес>. Современное использование указанных объектов – возможен экскурсионный показ (л.д. 12).

Согласно п. 13 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст. 9.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов;

- государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;

- определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, контроль за состоянием объектов культурного наследия (п. 12, 13 ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).

Согласно ст. 39 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ установлено, что соответствующие органы охраны объектов культурного наследия обязаны осуществлять контроль за состоянием объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия и проводить один раз в пять лет обследование состояния и фотофиксацию объектов культурного наследия, включенных в реестр, в целях разработки ежегодных и долгосрочных программ сохранения данных объектов культурного наследия.

Органами местного самоуправления сельского поселения «/наименование обезличено/» обследование состояния и фотофиксация объектов культурного наследия местного значения - /наименование обезличено/ завода, расположенного в 5 км к ЮЗ от <адрес>, и /наименование обезличено/ форпоста, расположенного в 3-х км западнее <адрес>, до настоящего времени не проводились, не разрабатывались и не утверждались программы, направленные на использование, популяризацию, сохранение объектов культурного наследия в сельском поселении «/наименование обезличено/».

Согласно п. 14 ч.1 ст. 3 Устава муниципального образования /наименование обезличено/ сельсовета сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения отнесена к вопросам местного значения поселения.

В силу п. 31 ч. 1 ст. 34 Устава указанные полномочия возложены на администрацию сельсовета.

Поскольку ответчик бездействует в нарушение указанных требований закона, суд считает иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению. Администрация Новоалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края в установленные сроки не представила суду возражения против иска, что суд оценивает, как признание ответчиком данного иска.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск прокурора Третьяковского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новоалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края о признании бездействия по государственной охране объектов культурного наследия незаконными и возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконными бездействия администрации Новоалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края, выразившиеся в не проведении обследования состояния и фотофиксации объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - /наименование обезличено/ завода, расположенного в 5 км к ЮЗ от <адрес> и /наименование обезличено/ форпоста, расположенного в 3-х км западнее <адрес>, незаконными.

Обязать администрацию Новоалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края обследовать состояние и произвести фотофиксацию объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - /наименование обезличено/ завода, расположенного в 5 км к ЮЗ от <адрес>, и /наименование обезличено/ форпоста, расположенного в 3-х км западнее <адрес>.

Обязать администрацию Новоалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края разработать программу сохранения объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - /наименование обезличено/ завода, расположенного в 5 км к ЮЗ от <адрес>, и /наименование обезличено/ форпоста, расположенного в 3-х км западнее <адрес>.

Взыскать с администрации Новоалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края в доход комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации /наименование обезличено/ района Алтайского края государственную пошлину в сумме /сумма обезличена/.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней через Третьяковский районный суд.

Судья О.И.Каплунова