Дело № 2 – 197/2011
Р Е Ш Е Н И ЕИ М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
25 февраля 2011 года с. Староалейское
Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Каплуновой О.И.
при секретаре Багмет Н.Н.
с участием прокурора Третьяковского района Губского А.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Третьяковского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новоалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края о признании бездействия по государственной охране объектов культурного наследия незаконными и возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Третьяковского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новоалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края о признании бездействия по государственной охране объектов культурного наследия незаконными и возложении обязанности.
Из заявления следует, что прокуратурой Третьяковского района проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в сельском поселении «/наименование обезличено/».
Установлено, что на территории указанного сельского поселения расположены объекты культурного наследия местного (муниципального) значения, а именно /наименование обезличено/ завод (в 5 км к ЮЗ от <адрес>) и /наименование обезличено/ форпост (в 3-х км западнее <адрес>).
В соответствии со ст. 9.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов;
- государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
- определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.
Согласно п. 13 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения относится к вопросам местного значения поселения.
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, согласно п.п. 12, 13 ч. 2 ст. 33 ФЗ от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, в том числе, контроль за состоянием объектов культурного наследия.
Статьей 39 Закона установлено, что соответствующие органы охраны объектов культурного наследия обязаны осуществлять контроль за состоянием объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия и проводить один раз в пять лет обследование состояния и фотофиксацию объектов культурного наследия, включенных в реестр, в целях разработки ежегодных и долгосрочных программ сохранения данных объектов культурного наследия.
В нарушение указанных положений закона органами местного самоуправления сельского поселения «/наименование обезличено/» обследование состояния и фотофиксация объектов культурного наследия местного (муниципального) значения а именно /наименование обезличено/ завода (в 5 км к ЮЗ от <адрес>) и /наименование обезличено/ форпоста (в 3-х км западнее <адрес>) до настоящего времени не проводились, программы, направленные на использование, популяризацию, сохранение объектов культурного наследия в сельском поселении «/наименование обезличено/» не разрабатывались и не утверждались.
Согласно п. 14 ч.1 ст. 3 Устава муниципального образования /наименование обезличено/ сельсовета сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения отнесена к вопросам местного значения поселения. В силу п. 31 ч. 1 ст. 34 Устава указанные полномочия возложена на администрацию сельсовета, которая и является надлежащим ответчиком по делу.
Гражданам Российской Федерации согласно ст. 7 ФЗ № 73-ФЗ гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации, каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия.
Государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Круг лиц, чьи права нарушены бездействием органов местного самоуправления определить не представляется возможным, так как нарушены гарантированные государством права граждан Российской Федерации, которых в силу многочисленности, а так же постоянно меняющегося состава, не возможно индивидуализировать.
Прокурор просит признать незаконными бездействия администрации Новоалейского сельсовета, выразившиеся в не проведении обследования состояния и фотофиксации объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, а именно /наименование обезличено/ завода (в 5 км к ЮЗ от <адрес>) и /наименование обезличено/ форпоста (в 3-х км западнее <адрес>) незаконными; обязать администрацию Новоалейского сельсовета обследовать состояние и произвести фотофиксацию объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, а именно /наименование обезличено/ завода (в 5 км к ЮЗ от <адрес>) и /наименование обезличено/ форпоста (в 3-х км западнее <адрес>); обязать администрацию Новоалейского сельсовета разработать программу сохранения объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, а именно /наименование обезличено/ завода (в 5 км к ЮЗ от <адрес>) и /наименование обезличено/ форпоста (в 3-х км западнее <адрес>).
В судебном заседании истец прокурор Третьяковского района Губский А.Л. полностью поддержал исковые требования и настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика администрации Новоалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом.
Суд, выслушав истца, проверив письменные доказательства, пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании установлено, что муниципальное образование «/наименование обезличено/» входит в состав /наименование обезличено/ района Алтайского края, что подтверждается копией Устава (л.д. 7-10).
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28 декабря 1994 года № 169 «Об историко-культурном наследии Алтайского края» охраняемыми памятниками истории и культуры объявлены находящиеся на территории края объекты, имеющие историческую, культурную и научную ценность. Согласно Приложения 1 к Постановлению от 28 декабря 1994 года № 169 к памятникам истории в /наименование обезличено/ районе отнесены /наименование обезличено/ форпост ДД.ММ.ГГГГ, расположенный в 3 км западнее <адрес>, и /наименование обезличено/ завод, выполн. <данные изъяты>., расположенный в 5 км к ЮЗ от <адрес>. Современное использование указанных объектов – возможен экскурсионный показ (л.д. 12).
Согласно п. 13 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии со ст. 9.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов;
- государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
- определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, контроль за состоянием объектов культурного наследия (п. 12, 13 ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).
Согласно ст. 39 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ установлено, что соответствующие органы охраны объектов культурного наследия обязаны осуществлять контроль за состоянием объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия и проводить один раз в пять лет обследование состояния и фотофиксацию объектов культурного наследия, включенных в реестр, в целях разработки ежегодных и долгосрочных программ сохранения данных объектов культурного наследия.
Органами местного самоуправления сельского поселения «/наименование обезличено/» обследование состояния и фотофиксация объектов культурного наследия местного значения - /наименование обезличено/ завода, расположенного в 5 км к ЮЗ от <адрес>, и /наименование обезличено/ форпоста, расположенного в 3-х км западнее <адрес>, до настоящего времени не проводились, не разрабатывались и не утверждались программы, направленные на использование, популяризацию, сохранение объектов культурного наследия в сельском поселении «/наименование обезличено/».
Согласно п. 14 ч.1 ст. 3 Устава муниципального образования /наименование обезличено/ сельсовета сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения отнесена к вопросам местного значения поселения.
В силу п. 31 ч. 1 ст. 34 Устава указанные полномочия возложены на администрацию сельсовета.
Поскольку ответчик бездействует в нарушение указанных требований закона, суд считает иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению. Администрация Новоалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края в установленные сроки не представила суду возражения против иска, что суд оценивает, как признание ответчиком данного иска.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск прокурора Третьяковского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новоалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края о признании бездействия по государственной охране объектов культурного наследия незаконными и возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконными бездействия администрации Новоалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края, выразившиеся в не проведении обследования состояния и фотофиксации объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - /наименование обезличено/ завода, расположенного в 5 км к ЮЗ от <адрес> и /наименование обезличено/ форпоста, расположенного в 3-х км западнее <адрес>, незаконными.
Обязать администрацию Новоалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края обследовать состояние и произвести фотофиксацию объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - /наименование обезличено/ завода, расположенного в 5 км к ЮЗ от <адрес>, и /наименование обезличено/ форпоста, расположенного в 3-х км западнее <адрес>.
Обязать администрацию Новоалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края разработать программу сохранения объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - /наименование обезличено/ завода, расположенного в 5 км к ЮЗ от <адрес>, и /наименование обезличено/ форпоста, расположенного в 3-х км западнее <адрес>.
Взыскать с администрации Новоалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края в доход комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации /наименование обезличено/ района Алтайского края государственную пошлину в сумме /сумма обезличена/.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней через Третьяковский районный суд.
Судья О.И.Каплунова