О признании права на досрочную трудовую пенсию



Дело № 2-86/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 марта 2011 года с. Староалейское

Третьяковский районный суд Алтайского края в составе

председательствующего Каплуновой О.И.

при секретаре Багмет Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Королевой С.А. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда России в Третьяковском районе Алтайского края о признании права на досрочную трудовую пенсию,

у с т а н о в и л :

Королева С.А. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда России в Третьяковском районе Алтайского края о признании права на досрочную трудовую пенсию.

Как следует из заявления, ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ГУ УПФР в Третьяковском районе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно на основании пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ УПФР в Третьяковском районе в назначении пенсии Королевой С.А. отказано в связи с отсутствием требуемого для назначении пенсии /данные обезличены/ стажа. Ответчик не включил в стаж /данные обезличены/ деятельности истицы время работы в должности /данные обезличены/ /наименование обезличено/ райкома комсомола с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Решение ГУ УПФР истица считает незаконным.

В соответствии со статьями 27, 28 Закона пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при наличии педагогического стажа не менее 25 лет. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 статьи 28 Закона и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781. Списки, утвержденные данным Постановлением, не содержат в перечне указанные должности.

Однако, в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года № 2-п в целях реализации пенсионных прав педагогических и медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативно правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Королева С.А. работала на выборной должности /данные обезличены/ /наименование обезличено/ РК ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. До указанного периода и после него истица занимается /данные обезличены/ деятельностью.

В спорный период времени действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым утверждалось Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утратившее юридическую силу с 1 октября 1993 года.

В соответствии с п. 1 п.п. «а», «д» Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в комсомольских органах, если непосредственно до нее, или непосредственно после нее следовала педагогическая деятельность.

Согласно п. 3.1 инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения при применении п.п. «а» п. 1 Положения следует иметь ввиду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных органах относится, в том числе, работа в качестве освобожденного секретаря комсомольской организации.

Поскольку истица работала на выборной должности в райкоме комсомола /наименование обезличено/ района в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», то есть до ДД.ММ.ГГГГ, она считает, что данный период работы подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение ей пенсии. С условием выполнения данной работы непосредственно с детьми Положение зачет в стаж работы в данных должностях не связывает. Королева С.А. указала, что фактически она занималась работой с детьми, в её должностные обязанности входила организация детских спортивных мероприятий, работа с пионерскими организациями, спортивными клубами и т.п. Кроме того, непосредственно до избрания /данные обезличены/ райкома комсомола она работала /данные обезличены/ в школе и непосредственно после выборной работы в райкоме комсомола продолжила /данные обезличены/ деятельность.

Истица не согласна с выводами комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан о том, что она не выработала необходимый стаж /данные обезличены/ деятельности в размере 2/3 (16 лет 8 месяцев) требуемого для назначения пенсии на момент прекращения действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, поскольку такое требование законом не предусмотрено.

Согласно п. 4 Положения время работы, указанной в п.1 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Королева С.А. считает, что за нею сохранено право на льготную пенсию, основываясь на Определение Конституционного Суда РФ от 06 марта 2003 года № 107-0.

Стаж работы Королевой С.А. на должностях, дающих право на льготную пенсию, признанный Пенсионным Фондом составляет <данные изъяты>, что составляет более <данные изъяты> необходимого стажа (более <данные изъяты>) для назначения пенсии.

Истица считает, что условия для назначения досрочной пенсии соблюдены, она имеет право на назначение пенсии досрочно. Королева С.А. просит суд признать за нею право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с /данные обезличены/ деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ, обязать ГУ УПФР в Третьяковском районе назначить ей трудовую пенсию с указанного времени.

В судебном заседании истица Королева С.А. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного Фонда России в Третьяковском районе Алтайского края Южанин А.А. иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил в иске отказать.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив письменные доказательства, пришел к следующему.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ст. 15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ст. 18 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (далее Комиссия) ГУ УПФР в Третьяковском районе Алтайского края Королевой С.А. отказано в назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия выработки требуемого стажа /данные обезличены/ деятельности 25 лет (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №, решение от ДД.ММ.ГГГГ №, л.д. 14-15, 16).

Установлено, что в стаж с льготными условиями труда Королевой С.А. засчитаны периоды работы :

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности /данные обезличены/ в средней школе /наименование обезличено/;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности /данные обезличены/ в /наименование обезличено/ средней школе.

Ответчик посчитал стаж /данные обезличены/ деятельности у Королевой С.А. – <данные изъяты>, страховой стаж - <данные изъяты> (сведения о трудовом стаже, л.д. 21 оборот).

Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в /наименование обезличено/ райкоме ВЛКСМ в должности /данные обезличены/ ответчик не засчитал в /данные обезличены/ стаж, позволяющий назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Ответчик мотивирует свои доводы тем, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с /данные обезличены/ деятельностью определяется в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, действующей на весь период работы. При этом требуемые для назначения пенсии 25 лет должны быть выработаны непосредственно в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью определяется в последовательности действия Списков:

- за периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж исчислялся в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463;

- за периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ применялись Списки и Правила исчисления сроков выслуги, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1067 (в ред. постановления Правительства РФ от 01.02.2001 года № 79);

- с ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж работы исчисляется в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.

Разделами «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» данного Списка должность «/данные обезличены/ райкома комсомола» и наименование учреждения «райком комсомола» не предусмотрены. Разделами «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» Списков, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, и Списком и правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1067, должность «секретарь райкома комсомола» и наименование учреждения «райком комсомола» также не предусмотрены. С учетом этого ответчик считает, что правовых оснований для зачета в специальный стаж периода работы в должности /данные обезличены/ /наименование обезличено/ райкома комсомола с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нет. Кроме того, ответчик указывает, что в соответствии с пунктом 4 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, действовавшим до 1 октября 1993 года, выборная работа в комсомольских организациях засчитывалась при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в должностях, предусмотренных Перечнем. Ответчик считает, что на ДД.ММ.ГГГГ работа, дающая право, на пенсию в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, составляет у Королевой С.А. <данные изъяты>, вместо требуемых <данные изъяты>.

Трудовая пенсия по старости назначается в соответствии с ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с подп.19 п. 1 ст. 27 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом19 пункта1 статьи27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года.

Должность «/данные обезличены/ райкома комсомола» не указана в Списке. Не предусматривалась вышеуказанная должность и действовавшими до 01 января 2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Однако, согласно подп. а п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 (действовавшим с 03.08.1972 года по 30.09.1993 года), учителям и другим работникам просвещения выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, засчитывалась в стаж работы по специальности.

В соответствии с п. 4 Положения время работы, указанной в пп. 1, 2 и 3 (выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах) время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П (п. 2), а также ряде его определений, ст. 6 (ч.2), 15(ч. 4), 17(ч. 1), 18, 19 и 55(ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего /данные обезличены/ работники, в том числе истица Королева С.А., не могли предвидеть в дальнейшем исключение из /данные обезличены/ стажа выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах.

С учетом этого обстоятельства и исходя из приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации период работы Королевой С.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в /наименование обезличено/ райкоме комсомола в должности /данные обезличены/ подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с /данные обезличены/ деятельностью. При этом суд учитывает условие соблюдения механизма его зачета, то есть истцом должно быть выработано не менее <данные изъяты> стажа (или <данные изъяты>), требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Королева С.А. выработала <данные изъяты> указанного стажа, что подтверждается результатами расчета стажа, представленными ответчиком (л.д.21 оборот).

/данные обезличены/ работники не могут ставиться в неравные условия или ограничиваться в своих пенсионных правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет.

Суд критически относится к доводам ответчика в лице его представителя Южанина А.А. в полном объеме по изложенным основаниям, а также в связи с тем, что данные доводы состоят в противоречии с законодательством как действовавшим ранее, так и с законодательством, применяемом в период обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.

Суд считает, что решение Комиссии в отношении Королевой С.А. от ДД.ММ.ГГГГ не подлежит применению, так как оно принято без учета положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского Автономного округа и жалобами ряда граждан.

С учетом изложенного подлежат удовлетворению требования Королевой С.А. о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с /данные обезличены/ деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности на ответчика о назначении пенсии по старости со дня обращения с таким заявлением к ответчику. Таким днем суд считает ДД.ММ.ГГГГ (согласно письменного заявления (л.д. 25 оборот).

В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (статья19 Федерального закона №173-ФЗ).

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск Королевой С.А. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда России в Третьяковском районе Алтайского края о признании права на досрочную трудовую пенсию удовлетворить.

Признать за Королевой С.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с /данные обезличены/ деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на ГУ Управление Пенсионного Фонда России в Третьяковском районе Алтайского края обязанность о назначении Королевой С.А. пенсии по старости со дня обращения с таким заявлением к ответчику, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня провозглашения через Третьяковский районный суд.

Судья О.И.Каплунова