О признании действий незаконными и возложении обязанностей



Дело № 2-429/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 мая 2011 года с.Староалейское

Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Проскурина Г.Л.

с участием прокурора Третьяковского района Губского А.Л.

при секретаре Багмет Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Третьяковского района в интересах Букрей Л.Я. к Администрации Третьяковского района в лице комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов о признании действий незаконными и возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Третьяковского района обратился в суд с заявлением в интересах Букрей Л.Я. к Администрации Третьяковского района в лице комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов о признании действий незаконными и возложении обязанности.

В заявлении истец указал, что выявлен необоснованный отказ в постановке на учет Букрей Л.Я. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Букрей Л.Я. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ комиссия по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению жильем, приняла решение об отказе Букрей Л.Я. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании подпункта 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся жилых помещений). В ходе заседания комиссии установлено, что Букрей Л.Я. проживает в квартире дочери ФИО вместе с ней по адресу <адрес>. Квартира общей площадью <данные изъяты> кв. м, пригодна для проживания. <адрес> квартиры (<данные изъяты> кв.м.) более установленной учетной нормы на одного человека по Шипунихинскому сельсовету (15,0 кв. м.). Указанное обстоятельство и послужило основанием для отказа в постановке на учет Букрей Л.Я в качестве нуждающейся. Решение комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению жильем, об отказе Букрей Л.Я. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании подпункта 2 п.1 ст. 54 ЖК РФ от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным по следующим основаниям. Согласно статье 52-54 Жилищного кодекса РФ признание нуждающимися в жилых помещениях и принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган. С заявлением о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, непредставление данных документов является основанием для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается соответствующим законом субъекта РФ. Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):-не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; -проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Букрей Л.Я. собственного жилья не имеет, проживает в качестве члена семьи ФИО (дочери) в принадлежащей последней на праве собственности квартире по адресу <адрес>. Вместе с тем указанная квартира находится в общей долевой собственности ФИО и ФИО2, которым принадлежит соответственно по 1\2 доли указанной квартиры. ФИО2 является внуком материального истца. Статья 31 ЖК РФ не предусматривает внуков в перечне лиц, которые могут быть отнесены к членам семьи без установления такого факта. В связи с чем при разрешении вопроса о нуждаемости Букрей Л.Я. в жилье необходимо было исходить из доли общей площади, принадлежащей только ее дочери — <данные изъяты> м. кв. Таким образом, на каждого члена семьи приходится менее учетной нормы.

Прокурор просит признать незаконными действия органа местного самоуправления - администрации Третьяковского района в лице комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению жильем, выразившиеся в отказе поставить на учет Букрей Л.Я. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязать ответчика поставить Букрей Л.Я. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании прокурор Третьяковского района Губский А.Л. доводы заявления поддержал и просил его удовлетворить.

Истец Букрей Л.Я. просила признать незаконными действия жилищной комиссии, обязать поставить ее на учет в качестве нуждающейся.

Представитель ответчика администрации Третьяковского района в лице комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению жильем Мелиев И.А. удовлетворение заявленных требований оставил на усмотрение суда.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив письменные доказательства, пришел к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Алтайского края от 9 декабря 2005 года № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Бурей Л.Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является постоянным жителем <адрес>, имеет в составе семьи ФИО (глава) (л.д. 9).

Заявительница является вдовой ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, что подтверждается удостоверением (л.д. 8).

Букрей Л.Я. проживает в квартире двухквартирного дома, расположенного на земельном участке, расположенном в <адрес>.

Квартира находится в общей долевой собственности ФИО, которая является дочерью заявителя, и ФИО2, который является внуком заявителя. Общая площадь квартиры <данные изъяты> кв.м (л.д. 15).

ДД.ММ.ГГГГ Букрей Л.Я. обратилась к главе района с письменным заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению жильем (далее комиссия) отказано в удовлетворении заявления Букрей Л.Я. отказано по основаниям подп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть в связи с тем, что заявительница предоставила документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях (л.д. 11).

При рассмотрении заявления Букрей Л.Я. было учтено, что Букрей Л.Я. проживает в квартире дочери ФИО, общая площадь квартиры (<данные изъяты> м2) более установленной учетной нормы на одного человека по Шипунихискому сельсовету.

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно решению Шипунихинского сельского Совета депутатов Третьяковского района Алтайского края от 29 декабря 2007 года № 10 «О нормативных показателях для признания граждан малоимущими и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» установлена норма предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина – 33 кв.м общей площади жилого помещения; на каждого члена семьи из двух и более человек 15 кв.м общей площади жилого помещения.

Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Поскольку ФИО принадлежит ? доля в общей долевой собственности, то при расчете площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи, следовало исходить из общей площади квартиры приходящейся на ФИО, т.е. из <данные изъяты> м2. В связи с чем довод прокурора о том, что на Букрей Л.Я. приходится менее учтенной нормы общей площади жилого помещения (<данные изъяты> м2) является обоснованным.

Таким образом действия Администрации Третьяковского района в лице комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, выразившиеся в отказе поставить на учет Букрей Л.Я. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, незаконны. Также следует обязать Администрацию Третьяковского района в лице комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов поставить Букрей Л.Я. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковое заявление прокурора Третьяковского района в интересах Букрей Л.Я. к Администрации Третьяковского района в лице комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов о признании действий незаконными и возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконными действия органа местного самоуправления - администрации Третьяковского района в лице комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению жильем, выразившиеся в отказе поставить на учет Букрей Л.Я. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию Третьяковского района в лице комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов поставить Букрей Л.Я. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней через Третьяковский районный суд.

Судья : Г.Л. Проскурин