О признании незаконными действий и возложении обязанности



Дело № 2-415/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 мая 2011 года с. Староалейское

Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Каплуновой О.И.

при секретаре Ткачевой А.М.

с участием прокурора Третьяковского района Губского А.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Третьяковского района в интересах Раченков С.А. к Государственному Учреждению Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконными действий и возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Прокурор Третьяковского района обратился в суд с иском в интересах Раченков С.А. к Государственному Учреждению Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконными действий и возложении обязанности.

Исковые требования обосновывает следующим образом.

Раченков С.А. является инвалидом и в силу своего стояния здоровья не может осуществлять защиту своих прав самостоятельно.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона №178 - ФЗ от 17.07.1999 года «О государственной социальной помощи» Раченков С.А. имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого набора социальных услуг включено предоставление гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

Согласно ч. 2 ст. 6.5 Закона сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг) удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты, осуществляемой в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с ч.2 ст. 6.3 указанного закона периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.

Согласно п. 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2004 года № 328 при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ по месту жительства до 1 декабря текущего года.

ДД.ММ.ГГГГ Раченков С.А. обратился в филиал № 7 Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с письменным заявлением и справкой для получения путевки формы 070/у о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, которая ему не была представлена.

В силу ст. 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование социальных услуг.

Закон не ограничивает право граждан, имеющих право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, не обеспеченные таким лечением в текущем году, окончанием года, поскольку такое право осталось нереализованным из-за бездействия государственных органов и не ставит возможность получения путевки на текущий год в зависимость от того, собирается ли он воспользоваться санаторно-курортным лечением в следующем году.

Нарушив право истца на получение путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году, Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обязано предоставить такую путевку в последующем.

Истец просит признать действия Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по не предоставлению Раченков С.А. путевки на санаторно-курортное лечение незаконными.

Обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Раченков С.А. путевку санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета за 2010 год.

В судебном заседании истцы прокурор Третьяковского района Губский А.Л. и Раченков С.А. требования поддержали.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Направил в суд отзыв, согласно которого, иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника спора.

Выслушав истцов, проверив письменные доказательства, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Раченков С.А. является инвалидом второй группы и ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику за получением мер социальной поддержки в виде санаторно-курортного лечения, которое до настоящего времени ей предоставлено не было.

Согласно справке МСЭ-2007 от ДД.ММ.ГГГГ Раченков С.А. установлена вторая группа инвалидности бессрочно по общему заболеванию (л.д. 8).

В соответствии с п. 8 ст. 6.1 ФЗ «О государственной социальной помощи», правом на получение государственной социальной помощи, в виде набора социальных услуг пользуются инвалиды, в состав которой, в соответствии с п. 1 ст. 6.2 указанного закона входит и санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний.

Согласно справке для получения путевки от ДД.ММ.ГГГГ Раченков С.А., на основании медицинских показаний обратился в Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ за указанной мерой социальной помощи.

Справка для получения путевки от ДД.ММ.ГГГГ на имя Раченков С.А. подтверждает наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний к санаторно-курортному лечению в настоящее время (л.д. 45).

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.

Согласно п. 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2004 года № 328, при наличии справки для получения путевки, граждане обращаются с заявлениями о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ по месту жительства до 1 декабря текущего года.

Согласно п. 11 Постановления Правительства РФ № 864 от 29.12.2004 «О порядке финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и приравненных к ним граждан», средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату стоимости путевок санаторно-курортным учреждениям. Выдача гражданам путевок осуществляется Фондом социального страхования РФ при наличии медицинских показаний, справки учреждения здравоохранения. Объем и условия оказания санаторно-курортной помощи, а также длительность пребывания граждан в санаторно-курортном учреждении в зависимости от заболевания устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Право на обращение с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение Раченков С.А., а также право на получение путевки, ответчиком не оспаривается.

Реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставиться в зависимость от финансирования.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых фонду из федерального бюджета. Также Законом не ограничено право граждан на получение набора социальных услуг, в том числе право выбора социальных услуг, включенных в перечень услуг, предусмотренных ст. 6.2 указанного Закона.

Таким образом, недостаточность финансирования не может служить основанием для отказа гражданину в предоставлении ему мер социальной помощи, установленных федеральным законом.

В соответствии с ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск прокурора Третьяковского района в интересах Раченков С.А. к Государственному Учреждению Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконными действий и возложении обязанности удовлетворить.

Признать действия Государственного Учреждения Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по не предоставлению Раченков С.А. путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году незаконным.

Обязать Государственное Учреждение Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Раченков С.А. путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год за счет средств федерального бюджета.

Взыскать с Государственного Учреждения Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации госпошлину в доход комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Третьяковского района Алтайского края в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме через Третьяковский районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 04 июня 2011 года.

Судья О.И.Каплунова