О признаннии незаконным бездействия и возложении обязанности



Дело № 2-482/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июня 2011 года с.Староалейское

Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Проскурина Г.Л.

с участием заместителя прокурора Третьяковского района Чесноковой Н.А.

при секретаре Багмет Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Третьяковского района в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Староалейский топснаб» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Третьяковского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Староалейский топснаб» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.

В заявлении истец указал, что прокуратурой Третьяковского района проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации, направленного на соблюдении законодательства по обеспечению безопасного водоснабжения населения. Установлено, что водоснабжение с. Староалейское осуществляет МУП «Староалейский топснаб». Добыча воды осуществляется из двух скважин, переданных МУП из Староалейского сельсовета.

В соответствии со статьей 4 Закона Алтайского края от 08.12.2003 N 74-ЗС "О питьевом водоснабжении", субъектами правоотношений в области питьевого водоснабжения являются органы государственной власти Алтайского края; органы местного самоуправления; производители питьевой воды; собственники систем питьевого водоснабжения; потребители питьевой воды.

В силу статьи 7 ЗАК № 74- ЗС, потребители питьевой воды имеют право: на обеспечение качественной питьевой водой из систем питьевого водоснабжения в пределах норм питьевого водоснабжения; требовать от производителей питьевой воды устранения нарушенных прав на своевременное обеспечение качественной питьевой водой.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Российская Федерация является правовым государством и, следовательно, обязана обеспечить безопасность гражданам охрану их прав и интересов, а также гарантировать эффективные способы восстановления этого права, в том числе путем судебной защиты.

Согласно статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со статьей 27 "Водного кодекса Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

Согласно статье 9 Закона № 74-ЗС, производители питьевой воды осуществляют деятельность по использованию водных объектов для удовлетворения нужд потребителей в соответствии с лицензией на пользование недрами и лицензионным соглашением, с лицензией на водопользование и договором на пользование водными объектами. Требования к выбору источников, используемых для централизованного питьевого водоснабжения, устанавливаются санитарными правилами и нормативами.

В силу ст. 13 вышеназванного Закона, эксплуатация систем питьевого водоснабжения осуществляется производителями питьевой воды. Производители питьевой воды, осуществляющие эксплуатацию систем питьевого водоснабжения, отвечают за поддержание их в технически исправном состоянии.

В соответствии со статьей 18 "О питьевом водоснабжении", охрана источников и систем питьевого водоснабжения от загрязнения является обязательным условием безопасности и безвредности питьевой воды и обеспечивается выполнением санитарных требований и мероприятий по предотвращению загрязнения и истощения поверхностных и подземных водных объектов, а также созданием зон санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения, соблюдением режима, предусмотренного для этих зон. Проекты зон санитарной охраны источников, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, их границы и режим утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В силу п.1.4-1.6 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (вместе с "СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002), ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов

ЗСО.

Согласно п. 1.11 - 1.12 вышеназванного Постановления, проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, проект ЗСО разрабатывается специально.

В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

В силу ст. 1.12.1 Постановления, текстовая часть должна содержать:

а) характеристику санитарного состояния источников водоснабжения;

б) анализы качества воды в объеме, предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами;

в) гидрологические данные (основные параметры и их динамика во времени) - при поверхностном источнике водоснабжения или гидрогеологические данные - при подземном источнике;

г) данные, характеризующие взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними;

д) данные о перспективах строительства в районе расположения источника хозяйственно - питьевого водоснабжения, в том числе жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов;

е) определение границ первого, второго и третьего поясов ЗСО с соответствующим обоснованием и перечень мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных организаций, индивидуальных предпринимателей, с определением источников финансирования;

ж) правила и режим хозяйственного использования территорий, входящих в зону санитарной охраны всех поясов.

Вместе с тем, согласно ответа территориального отдела Управления Роспотребнадзора по АК, заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения - артезианских скважин, расположенных <данные изъяты>, подающих воду в с. Староалейское не выдавались.

Следовательно, проекта ЗСО не имеется, зоны санитарной охраны не определены, охрана источников питьевого водоснабжения не производится, поскольку производиться оно должно в соответствии с проектом зоны санитарной охраны.

Согласно п. 3.2.1.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (вместе с "СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002), здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса.

В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса ЗСО при их вывозе.

Вместе с тем, на территории водозабора имеется распределительная площадка в которой расположена электрозадвижка для перекрытия подачи воды, имеется уличный туалет. Канализации либо водонепроницаемых приемников нечистот и бытовых отходов на территории водозабора нет, что подтверждается объяснениями ФИО., мастера водопровода МУП «Староалейский топснаб».

Вышеназванное нарушает права неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду и водоснабжение, соответствующее санитарно- эпидемиологическим нормам.

Прокурор просит признать незаконным бездействие МУП «Староалейский топснаб» выразившееся в использовании водопровода, состоящего из двух артезианских скважин глубиной 24 и 25 метров, расположенных <данные изъяты>, при отсутствии разработанного проекта зоны санитарной охраны указанного источника питьевого водоснабжения. Обязать МУП «Староалейский топснаб» разработать проект зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения с. Староалейское, с целью санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Установить ответчику срок исполнения решения суда до 01.10.2011 года.

В судебном заседании заместитель прокурора Третьяковского района Чеснокова Н.А. исковые требования поддержала, просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика МУП «Староалейский топснаб» Жукова О.В. иск признали частично, суду пояснила, что МУП «Староалейский топснаб» предпринимал организационные меры по зоне санитарной охраны источника питьевого водоснабжения с. Староалейское. В случае удовлетворения требований просит установить срок исполнения до 1 ноября 2011 года.

Третье лицо Администрация Староалейского сельсовета в судебное заседание не явились, согласно заявлению просит рассмотреть дело в их отсутствие, возражений не имеет.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив письменные доказательства, пришел к следующему.

Согласно статье 9 Закона Алтайского края "О питьевом водоснабжении" № 74-ЗС, производители питьевой воды осуществляют деятельность по использованию водных объектов для удовлетворения нужд потребителей в соответствии с лицензией на пользование недрами и лицензионным соглашением, с лицензией на водопользование и договором на пользование водными объектами. Требования к выбору источников, используемых для централизованного питьевого водоснабжения, устанавливаются санитарными правилами и нормативами.

Согласно ст. 13 Закона Алтайского края "О питьевом водоснабжении" № 74-ЗС, эксплуатация систем питьевого водоснабжения осуществляется производителями питьевой воды. Деятельность производителей питьевой воды по эксплуатации систем питьевого водоснабжения, расположенных на территории Алтайского края, регулируется Правилами эксплуатации систем питьевого водоснабжения, утверждаемыми органами исполнительной власти Алтайского края в пределах своей компетенции. Производители питьевой воды, осуществляющие эксплуатацию систем питьевого водоснабжения, отвечают за поддержание их в технически исправном состоянии.

В соответствии со статьей 18 "О питьевом водоснабжении", охрана источников и систем питьевого водоснабжения от загрязнения является обязательным условием безопасности и безвредности питьевой воды и обеспечивается выполнением санитарных требований и мероприятий по предотвращению загрязнения и истощения поверхностных и подземных водных объектов, а также созданием зон санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения, соблюдением режима, предусмотренного для этих зон. Зоны санитарной охраны устанавливаются на всех источниках питьевого водоснабжения, а также для систем питьевого водоснабжения независимо от форм собственности в целях предупреждения случайного или умышленного загрязнения воды. На территориях зон санитарной охраны не допускается сброс в источники питьевого водоснабжения сточных вод при содержании в них загрязняющих веществ и биологических агентов сверх нормативов, установленных санитарными правилами и нормами для источников питьевого водоснабжения. Организация зон санитарной охраны, порядок их проектирования и эксплуатации, установление границ входящих в них территорий (поясов и полос) и соответствующих им режимов охраны вод, определение комплекса санитарно-охранных мероприятий, в том числе перечня ограничений и запретов на различные виды деятельности в пределах поясов и полос, регламентируется санитарными правилами и нормами. Проекты зон санитарной охраны источников, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, их границы и режим утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Согласно ответа территориального отдела Управления Роспотребнадзора по АК, заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения - артезианских скважин, расположенных на юго-востоке за чертой села, подающих воду в с. Староалейское не выдавались (л.д. 39).

Суд приходит к выводу, что иск прокурора обоснован и подлежит удовлетворению, поскольку проекта зоны санитарной охраны не имеется, зоны санитарной охраны не определены, охрана источников питьевого водоснабжения не производится, поскольку производиться оно должно в соответствии с проектом зоны санитарной охраны.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковое заявление прокурора Третьяковского района в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Староалейский топснаб» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МУП «Староалейский топснаб» выразившееся в использовании водопровода, состоящего из двух артезианских скважин глубиной 24 и 25 метров, расположенных <данные изъяты>, при отсутствии разработанного проекта зоны санитарной охраны указанного источника питьевого водоснабжения.

Обязать МУП «Староалейский топснаб» разработать проект зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения с. Староалейское, с целью санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Установить МУП «Староалейский топснаб» срок исполнения решения суда до 01 ноября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней через Третьяковский районный суд.

Судья : Г.Л. Проскурин