Дело № 2-382/2011 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 20 мая 2011 года с. Староалейское Третьяковский районный суд Алтайского края в составе : председательствующего Каплуновой О.И. при секретаре Столковой Е.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Третьяковского района в интересах неопределенного круга лиц – жителей с. Староалейское, муниципального образования «Староалейский сельсовет» к Староалейскому сельскому совету депутатов, администрации Староалейского сельсовета, муниципальному образованию Третьяковский район о признании бездействий незаконными и взыскании денежных средств, у с т а н о в и л : Прокурор Третьяковского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц – жителей с. Староалейское, муниципального образования «Староалейский сельсовет» к Староалейскому сельскому совету депутатов, администрации Староалейского сельсовета, муниципальному образованию Третьяковский район о признании бездействий незаконными и взыскании денежных средств. В заявлении указал следующее. В соответствие с решением Староалейского сельского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ в соответствие с «Положением о порядке управления объектами муниципальной собственности муниципальное образование сельское поселение «Староалейское» № 24 от 30.12.2005 года здание покровской церкви по адресу <адрес>, балансовой стоимостью /сумма обезличена/ в связи с отсутствием средств на его содержание и государственную регистрацию передано в собственность Третьяковского района в муниципальную собственность. ДД.ММ.ГГГГ между МО Третьяковской район Алтайского края и сельскохозяйственным производственным кооперативом колхоз «Алей» заключен договор купли-продажи муниципального имущества. Согласно п. 1.1 Договора продавец обязуется передать в собственность покупателя, признанного победителем аукциона по продаже муниципального имущества, а покупатель принять и оплатить по цене и на условиях настоящего договора объекты муниципального имущества, объединенные при продажи в один лот: здание ДД.ММ.ГГГГ ввода общей площадью <данные изъяты>, одноэтажное, кадастровый номер № и земельный участок, кадастровый номер №, площадью <данные изъяты>, находящиеся в собственности МО Третьяковский район Алтайского края, расположенные по адресу <адрес>. В силу п.3.1 Договора цена имущества установлена в соответствии с протоколом об итогах аукциона от ДД.ММ.ГГГГ и оставляет /сумма обезличена/. ДД.ММ.ГГГГ имущество передано продавцом покупателю. Прокурор считает действия органов местного самоуправления муниципального образования Староалейский сельсовет по отчуждению указанного имущества муниципальному образованию незаконными. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения относится к вопросам местного значения поселения. Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности в соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 35 Закона находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Статьей 51 указанного Закона установлено то, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты. В соответствии со статьей 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно ст.1 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Пунктом 5 ст. 13 указанного Закона установлено, что приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными данным Федеральным законом, в том числе путем продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, на конкурсе, посредством публичного предложения без объявления цены (п. 1 ст. 13) Такой способ приватизации, как безвозмездная передача имущества не предусмотрен. Согласно решению от 12.03.2010 года Староалейский сельский Совет депутатов при принятии решения об отчуждении указанного нежилого здания руководствовался «Положением о порядке управления объектами муниципальной собственности муниципальное образование сельское поселение «Староалейское» № 24 от 30.12.2005 года, которое является недействующим, что недопустимо. На момент принятия решения правоотношения, связанные с управлением муниципальным имуществом на территории Староалейского сельсовета были урегулированы Положением о порядке управления муниципальным имуществом, составляющим казну муниципального образования «Староалейский сельсовет» Третьяковского района Алтайского края, утвержденным решением Староалейского сельского Совета депутатов №61 от 23.09.2009 года. Согласно п. 5.4 указанного Положения движимое и недвижимое имущество казны сельсовета может быть предоставлено в собственность только в порядке приватизации. По правилам ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которые оформлены после введения в действие вышеуказанного Закона (ст.4). Поскольку право собственности муниципального образования Староалейский сельсовет на спорный объект недвижимости не был зарегистрирован в установленном порядке, органы местного самоуправления Староалейского сельсовета не имели права каким-либо образом распорядиться указанным имуществом. Прокурор считает действия органов местного самоуправления Староалейского сельсовета по отчуждению здания покровской церкви, расположенной по адресу <адрес>, в собственность муниципального образования Третьяковский район незаконными. При отсутствии финансовых средств на содержание данного имущества у органов местного самоуправления муниципального образования Староалейский сельсовет не имелось препятствий по отчуждению указанного имущества возмездно путем его приватизации в установленном законом порядке. Приобретение муниципальным образованием Третьяковский район права собственности на указанное нежилое помещение образует неосновательное обогащение. Неосновательное обогащение явилось результатом действий не только органов местного самоуправления Староалейского сельсовета, но и органов местного самоуправления муниципального образования Третьяковский район, что подтверждается решением Третьяковского районного совета депутатов № 10 от 17.02.2010 года «О прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества Третьяковского района на ДД.ММ.ГГГГ», согласно которому указанный объект недвижимого имущества включен в прогнозный план приватизации муниципального имущества Третьяковского района на ДД.ММ.ГГГГ, еще до принятия органами местного самоуправления решения Староалейского сельсовета о передаче данного имущества в собственность Третьяковского района. В соответствие с п. 1 ст. 1105 ГК РФ в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения. Согласно отчету № 17МО-ОЭ рыночная стоимость нежилого здания, расположенного по адресу <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ году (дату оценки) составила /сумма обезличена/. Истец считает, что МО Третьяковский район обязано возместить МО Староалейский сельсовет стоимость имущества, незаконно переданного в муниципальную собственность района, в размере /сумма обезличена/. Денежные средства местного бюджета предназначены для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. В соответствии со ст. 14 ФЗ № 131-Ф3 к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания и другие. Следствием недополучения денежных средств в такой значительной сумме, в условиях ежегодного дефицита финансовых ресурсов у сельского поселения, является ненадлежащее исполнение либо не исполнение органами местного самоуправления Староалейского сельсовета перечисленных задач, что затрагивает интересы неопределенного круга лиц, а именно населения <адрес>, круг которого в связи с постоянными миграционными процессами определить не представляется возможным. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов муниципальных образований, а также неопределенного круга лиц. В соответствии с ч. 1 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Правоотношения, сложившиеся между указанными органами местного самоуправления при передаче недвижимого имущества не являются экономическими и не связаны с получением материальной выгоды, поэтому данный спор подведомственен суду общей юрисдикции. Прокурор просит признать незаконным действия Староалейского сельского Совета депутатов и администрации Староалейского сельсовета по безвозмездному отчуждению здания, расположенного по адресу <адрес> в собственность МО Третьяковский район, а также взыскать с МО Третьяковский район в пользу МО Староалейский сельсовет денежные средства в размере /сумма обезличена/. В судебном заседании истец заместитель прокурора Третьяковского района Чеснокова Н.А. полностью поддержала иск по основаниям, изложенным в заявлении, настаивала на его удовлетворении. Представитель истца муниципальное образование «Староалейский сельсовет» Сусликов Ю.Г. иск поддержал в полном объеме. Представитель ответчика Староалейского сельского Совета депутатов Сапрыкина Л.Н., представитель ответчика администрации Староалейского сельсовета Кожевникова К.А. иск признали полностью. Представители муниципального образования Третьяковский район Никитенко Г.А., Котова Т.В. иск не признали. Кроме того, от представителя ответчика муниципальное образование Третьяковский район Котовой Т.В. поступило ходатайство об оставлении искового заявления без рассмотрения, так как данный спор относится к подведомственности Арбитражного суда. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив письменные доказательства, пришел к следующему. Прокурор обратился с данным иском в суд, указывая, что иск заявлен в интересах, в том числе, неопределенного круга лиц – жителей <адрес>. При этом в заявлении указал, что правоотношения, сложившиеся между указанными органами местного самоуправления при передаче недвижимого имущества, не являются экономическими и не связаны с получением материальной выгоды, в связи с этим спор подведомственен суду общей юрисдикции. Суд считает, что данный довод является преждевременным. В судебном заседании было установлено, что муниципальное образование «Староалейский сельсовет» Третьяковского района имеет два расчетных счета – бюджетный и внебюджетный. При поступлении денежных средств на бюджетный счет, они обезличиваются. Решение о распределении денежных средств принимает Староалейский Совет депутатов, а не единолично муниципальное образование «Староалейский сельсовет». Кроме того, представитель истца муниципальное образование «Староалейский сельсовет» Сусликов Ю.Г. пояснил, что в случае удовлетворения иска и поступления на счет муниципального образования /сумма обезличена/, данные средства будут направлены на оплату по оформлению документации, подтверждающей право собственности муниципального образования (гараж по <адрес>, два гаража по <адрес>, пять-шесть муниципальных квартир). Оставшиеся средства могут быть направлены на ремонт дорог, водопровода, на освещение улиц. Выслушав стороны, суд считает, что данный иск неподведомственен суду общей юрисдикции. Данный спор является иным экономическим спором, который подведомствен арбитражному суду. Ссылка прокурора на защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей <адрес>, является предположительной (исходя из пояснений представителя муниципального образования «Староалейский сельсовет» Сусликова Ю.Г.). Кроме того, распределение денежных средств относится к компетенции Староалейского сельского Совета депутатов, который выступает ответчиком по настоящему делу. С учетом дефицита бюджета денежные средства могут быть распределены на различные мероприятия, в том числе, на мероприятия, которые направлены в защиту интересов муниципального образования «Староалейский сельсовет», как юридического лица, а не в интересах неопределенного круга лиц. Согласно ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела. В соответствии со ст. 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами. Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке. Как усматривается из искового заявления и представленных материалов, сторонами по делу являются юридические лица, органы местного самоуправления. Предметом иска является признание незаконными действий органа местного самоуправления и взыскание денежных средств с муниципального образования Третьяковский район в пользу муниципального образования «Староалейский сельсовет». Спор является иным экономическим, поэтому подведомственен арбитражному суду. С учетом изложенного, суд считает необходимым прекратить производство по делу в связи с неподведомственностью. Руководствуясь ст.ст. 220 ГПК РФ, суд о п р е д е л и л : Производство по делу по иску прокурора Третьяковского района в интересах неопределенного круга лиц – жителей с. Староалейское, муниципального образования «Староалейский сельсовет» к Староалейскому сельскому совету депутатов, администрации Староалейского сельсовета, муниципальному образованию Третьяковский район о признании бездействий незаконными и взыскании денежных средств прекратить в связи с неподведомственностью. Разъяснить истцу право обратиться с данным требованием в Арбитражный суд Алтайского края, 656015, г. Барнаул, пр-т Ленина, 76. На определение может быть подана частная жалоба в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня провозглашения через Третьяковский районный суд. Судья О.И.Каплунова. Касс. представление отозвано, касс. производство по делу прекращено 06.07.2011 года