О возложении обязанности выплатить недополученную зар. плату



Дело № 2-448/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

14 июня 2011 года с. Староалейское

Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Каплуновой О.И.

при секретаре Березовенко Г.И.

с участием прокурора Третьяковского района Губского А.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Третьяковского района в защиту трудовых прав, интересов Скосыревой Л.С. к МУК «Первокаменское», администрации Первокаменского сельсовета Третьяковского района Алтайского края о возложении обязанности выплатить недополученную заработную плату,

у с т а н о в и л :

Прокурор Третьяковского района обратился в суд с иском в защиту трудовых прав, интересов Скосыревой Л.С. к МУК «Первокаменское», администрации Первокаменского сельсовета Третьяковского района Алтайского края о возложении обязанности выплатить недополученную заработную плату.

В заявлении указал, что с 1 августа 2009 года размер должностного оклада <данные изъяты> повысился, однако размер заработной платы Скосыревой Л.С. остался на прежнем уровне.

В представленной в прокуратуру информации указано, что в штатное расписание закладывалось прогнозируемое увеличение заработной платы с 01.08.2009 года, но фактическое увеличение заработной платы не произошло, так как не было распоряжений вышестоящих органов.

Согласно штатному расписанию муниципального учреждения культуры «Первокаменское» с 01 августа 2009 года оплата ставки <данные изъяты> увеличивается с <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рублей. Фактически же после 1 августа 2009 года заработная плата исчислялась из ставки <данные изъяты> рублей, то есть заработная плата Скосыревой Л.С. выплачивалась в меньшем размере, нежели положено. Ежемесячная недоплата составляла <данные изъяты>, всего за 5 месяцев 2009 года недоплата по заработной плате составила <данные изъяты>. Данная недоплата подлежит взысканию в пользу материальной истицы.

Истец просит признать бездействия МУК «Первокаменское» по не начислению и невыплате зарплаты с 1 августа 2009 года до 01 января 2010 года в установленном штатном расписании размере, незаконными; взыскать с МУК «Первокаменское» в пользу Скосыревой Л.С. <данные изъяты> как недополученную заработную плату в 2009 году.

Определением суда от 09 июня 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Первокаменского сельсовета Третьяковского района Алтайского края.

В судебном заседании истец прокурор Третьяковского района Губский А.Л. уточнил фамилию истца, просил правильно считать истца Скосырева, а не Скосарева, как указано в иске. Иск полностью поддержал и настаивал на его удовлетворении.

Истец Скосырева Л.С. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика МУК «Первокаменское» Сазонова З.И., представитель соответчика администрации Первокаменского сельсовета Третьяковского района Васильев Е.А. иск не признали и просили в его удовлетворении отказать.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, проверив письменные доказательства, считает иск необоснованным и удовлетворению не подлежащим.

В соответствии со ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В судебном заседании установлено, что Скосырева Л.С. принята <данные изъяты> с 01 марта 2005 года (л.д. 7), работает в указанной должности до настоящего времени, состоит в штате МУК «Первокаменское».

Учредителем учреждения культуры является Первокаменская сельская администрация Третьяковского района (п. 1.2. Устава МУК «Первокаменское») (л.д. 14-19).

В соответствии с п. 1.1 Положения об оплате труда работников муниципального учреждения культуры «Первокаменское» Положение о системе оплаты труда работников муниципального учреждения культуры разработано в соответствии со статьями 135, 144, 145 Трудового кодекса Российской Федерации и регулирует правоотношения в сфере оплаты труда работников муниципального учреждения культуры «Первокаменское», финансируемого за счет средств местного бюджета.

Согласно ст. 60 Бюджетного кодекса РФ доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств (ст. 44 БК РФ).

МУК «Первокаменское» является юридическим лицом. Согласно п. 5.1. Устава источниками финансовых средств Учреждения культуры являются:

- ассигнования учредителя из местного бюджета на основании утвержденной сметы доходов и расходов;

- средства от предусмотренных Уставом платных форм культурной деятельности;

- пожертвования, средства, полученные по завещанию от юридических и физических лиц;

- средства от разрешенной Уставом предпринимательской деятельности;

-другие доходы и поступления, не запрещенные законодательством РФ.

В соответствии с п.1, 2 ст. 9 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:

установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;

установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;

в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.

К бюджетным полномочиям муниципальных районов помимо полномочий, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, относятся:

установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации нормативов отчислений доходов в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством о налогах и сборах и (или) законами субъектов Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов.

При планировании бюджета администрации Первокаменского сельсовета Третьяковского района на 2009 год было составлено штатное расписание МУК «Первокаменское» (л.д. 9), которое согласовано с главой сельсовета и утверждено директором МУК. Указанным штатным расписанием было запланировано увеличение с 01 августа 2009 года ставки заработной платы <данные изъяты> с <данные изъяты> рубля до <данные изъяты> рублей.

Решением Первокаменского сельского Совета депутатов от 15 декабря 2008 года № 16 «О бюджете сельсовета на 2009 год» утвержден бюджет муниципального образования «Первокаменский сельсовет» Третьяковского района (л.д. 49).

В соответствии с п. 14 указанного Решения установлено, что нормативные и иные правовые акты, влекущие дополнительные расходы за счет средств сельсовета на 2009 год, а также сокращающие его доходную базу, реализуются и применяются только при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в сельский бюджет и при сокращении расходов по конкретным статьям сельского бюджета на 2009 год, а также после внесения соответствующих изменений в настоящее Решение.

Согласно Приложениям № 4, 5 к Решению от 15 декабря 2008 года № 16 запланированы расходы на 2009 год МУК «Первокаменское» в размере 748400 рублей (л.д. 53).

24 декабря 2008 года была утверждена бюджетная смета МУК «Первокаменское» на 2009 год в сумме 748400 рублей, в том числе утверждены расходы на заработную плату в сумме 465 000 рублей (л.д. 56-57).

Согласно отчета об исполнении бюджета на 01 января 2010 года (л.д. 58-61) бюджет МУК «Первокаменское» выполнен на 73 % при плане 729600 рублей, а именно фактически исполнен на сумму 532898 рублей 40 копеек, дефицит бюджета составил - 196701 рубль 60 копеек. Данные обстоятельства подтверждены ведомственной структурой расходов бюджета Первокаменского сельсовета (л.д. 62), пояснительной запиской к отчету об исполнении бюджета за 2009 год (л.д. 63), а также пояснениями свидетелей ФИО13 (<данные изъяты>), ФИО14 (<данные изъяты>), а также пояснениями представителя ответчика МУК «Первокаменское» Сазоновой З.И., представителя соответчика администрации Первокаменского сельсовета Третьяковского района Васильева Е.А., которые пояснили, что планируемого повышения заработной платы в августе 2009 года не произошло, поскольку 2009 год являлся кризисным годом. Бюджет МО «Первокаменский сельсовет» Третьяковского района является дотационным. В связи с отсутствием денежных средств на повышения уровня заработной платы Администрацией Алтайского края не издавалось распоряжение об увеличении заработной платы работникам бюджетной сферы. Соответственно не издавалось такое распоряжение на уровне бюджета Третьяковского района, администрации Первокаменского сельсовета. При отсутствии указанных локальных нормативных актов у директора МУК «Первокаменское» отсутствовали правовые основания для издания приказа об увеличении ставки заработной платы <данные изъяты> Скосыревой Л.С.

Свидетель ФИО14. также пояснила, что при планировании бюджета на 2009 год расходы по МУК «Первокаменское» были изначально запланированы в размере 748400 рублей, но впоследствии вносилось изменение в бюджет, расходы снижены до 729600 рублей.

В соответствии со ст. 219 Бюджетного кодекса РФ исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с соблюдением требований настоящего Кодекса.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

- принятие бюджетных обязательств;

- подтверждение денежных обязательств;

- санкционирование оплаты денежных обязательств;

- подтверждение исполнения денежных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

С учетом изложенного, суд принимает доводы представителя ответчика Сазоновой З.И. и представителя соответчика Васильева Е.А. о том, что отсутствовали основания для увеличения ставки заработной платы <данные изъяты> Скосыревой Л.С. Судом установлено, что фактически повышения заработной платы в 2009 году не было. То обстоятельство, что в штатное расписание не были внесены изменения, в частности, о размере ставки с 01 августа 2009 года <данные изъяты> с <данные изъяты> рублей на <данные изъяты> рубль, не является основанием для начисления заработной платы истцу исходя из ставки <данные изъяты> рублей. Штатное расписание составляется, в том числе, для планирования расходов на будущий год, является прогнозируемым документом. Увеличение заработной платы <данные изъяты> с 01 августа 2009 года являлось предположительным фактом. Поскольку фактически увеличение заработной платы не произошло, не могла быть увеличена ставка <данные изъяты>.

Исследованные в совокупности доказательства позволяют суду считать иск прокурора необоснованным и не подлежащим удовлетворению. В удовлетворении иска следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В иске прокурору Третьяковского района в защиту трудовых прав, интересов Скосыревой Л.С. к МУК «Первокаменское», администрации Первокаменского сельсовета Третьяковского района Алтайского края о возложении обязанности выплатить недополученную заработную плату, отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме через Третьяковский районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 19 июня 2011 года.

Судья О.И.Каплунова