Дело № 2-628/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 августа 2011 года с. Староалейское Третьяковский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего Волжениной Т.Н. при секретаре Ткачевой А.М. с участием прокурора Третьяковского района Губского А.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Третьяковского района в интересах Жабиной М.С. к Администрации Третьяковского района в лице комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей –инвалидов, по обеспечению жильем о признании бездействия органов местного самоуправления незаконным и возложении обязанности, у с т а н о в и л : Прокурор Третьяковского района в интересах Жабиной М.С. обратился в суд с иском к Администрации Третьяковского района в лице комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей –инвалидов, по обеспечению жильем о признании бездействия незаконным и возложении обязанности. В обоснование иска указал, что в соответствии с ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5- ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию указанных полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Согласно ст. 1 закона Алтайского края от 14 сентября 2006 года N 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления), определенных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильем граждан, меры социальной поддержки по обеспечению жильем которых установлены статьями 14, 16 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года; а так же граждан, меры социальной поддержки по обеспечению жильем которых установлены статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей –инвалидов, путем предоставления им субсидий на приобретение (строительств) жилья, (далее- «граждане-получатели субсидий») установлен Постановлением администрации Алтайского края от 6 октября 2006 г. N 407 «Об утверждении положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае», указанное постановление принято во исполнение Постановления Правительства РФ от 15 октября 2005 года N 614 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (далее- Положение). Согласно п. 2 Положения субсидии предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах". На основании постановления Администрации Третьяковского района № 91\1 от 09.04.2010 учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, следующих категорий- ветераны, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, осуществляется Комиссией по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов На учет в улучшении жилищных условий принимаются ветераны, признанные по основаниям ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях (п. 1, раздела II Положения, утвержденного постановлением Администрации района № 91\ 1 от 09.04.2010). Учет граждан ведется в соответствии с законом Алтайского края № 115-ЗС от 09.12.2005 г. «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и Положением. Жабина М.С., являющаяся вдовой ветерана ВОВ, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий со времени подачи заявления, с 28.01.2011 года (постановление администрации Третьяковского района № 26 от 01.02.2011) в связи с тем, что жилой дом, в котором она проживает, признан непригодным для проживания. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В судебном заседании прокурор просит признать бездействия администрации района в лице ее органа комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, по обеспечению жильем, выразившееся по не включению в список Жабиной М.С. на получение субвенции, выделяемой в бюджет Третьяковского района на осуществление государственных полномочий по обеспечению ветеранов жильем, обязать администрацию Третьяковского района в лице ее органа комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, по обеспечению жильем включить Жабину М.С. в список получателей субвенции во внеочередном порядке. Истец Жабина М.С. о дне судебного заседания извещена надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просила. Председатель комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, по обеспечению жильем –Мелиев И.А. о дне судебного заседания извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просил. Представитель ответчика Администрации Третьяковского района Котова Т.В. исковые требования не признала, пояснила, что комиссия формирует список, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Жабина М.С. включена в данный список на получение субсидии и получит субсидию в порядке очереди. Заслушав пояснения лиц. участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании Жабина М.С. как вдова участника Великой Отечественной войны обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признана в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий со времени подачи заявления, с 28.01.2011 года (постановление администрации Третьяковского района № 26 от 01.02.2011) в связи с тем, что жилой дом, в котором она проживает, признан непригодным для проживания. Дата постройки дома 1960 год, по своему техническому состоянию дом находится в ветхом состоянии, в связи с физическим износом является непригодным к проживанию (л.д.53-59) Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются, в том числе, меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» Российской Федерации передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 1). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи. Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2005 года N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, согласно пункту 5 которых форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Установление формы и порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Формой предоставления названных мер социальной поддержки, согласно пункту 1 постановления Администрации Алтайского края, является социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения. Порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей –инвалидов, путем предоставления им субсидий на приобретение (строительство) жилья, установлен Постановлением администрации Алтайского края от 6 октября 2006 г. N 407 «Об утверждении положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае», указанное постановление принято во исполнение Постановления Правительства РФ от 15 октября 2005 года N 614 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (далее- Положение). Согласно п. 2 Положения субсидии предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах". Жабина М.С. является вдовой участника Великой отечественной войны, имеет в собственности жилой дом, который признан в установленном законом порядке аварийным, Жабина М.С. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поэтому должна быть обеспечена жильем вне очереди, в том числе она имеет право улучшить жилищные условия путем получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения во вне очередном порядке, так как проживает в аварийном доме, другого жилья не имеет. Однако администрация района в лице ее органа комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, по обеспечению жильем не включило в список Жабину М.С. на получение субвенции, выделяемой в бюджет Третьяковского района на осуществление государственных полномочий по обеспечению ветеранов жильем незаконно, без учета того, что она проживает в аварийном доме, где проживать опасно, поэтому следует обязать администрацию Третьяковского района в лице ее органа комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, по обеспечению жильем включить Жабину М.С. в список получателей субвенции во внеочередном порядке. Суд находит, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 195-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие администрации Третьяковского района, в лице ее органа - комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению жильем, выразившееся во вне включении в список Жабиной М.С. на получение субвенции, выделяемой в бюджет Третьяковского района на осуществление государственных полномочий по обеспечению ветеранов жильем. Обязать администрацию Третьяковского района в лице ее органа комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, по обеспечению жильем включить Жабину М.С. в список получателей субвенции во внеочередном порядке. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме, с подачей жалобы в Третьяковский районный суд. Решение в окончательной форме изготовлено 31 августа 2011 года. Судья Т.Н. Волженина