Дело № 2-803/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с.Староалейское 16 ноября 2011 года Третьяковский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего Каплуновой О.И. при секретаре Березовенко Г.И. с участием заместителя прокурора Третьяковского района Чесноковой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельсовета <адрес> района Алтайского края о признании бездействия и возложении обязанности, у с т а н о в и л : Прокурор <адрес> района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельсовета <адрес> района Алтайского края о признании бездействия и возложении обязанности. В заявлении указал, что прокуратурой <адрес> района проведена проверка исполнения на территории <адрес> района законодательства о безопасности дорожного движения. Статьёй 1 Федерального Закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются ст. 12 ФЗ № 196-ФЗ, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч. 2 ст. 12 ФЗ № 196-ФЗ). В силу ч. 4 ст. 6 ФЗ № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Согласно п. 6 ст. 13 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 ФЗ № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Дорожная деятельность определяется ст.3 ФЗ № 257-ФЗ как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно ст. 17 ФЗ № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов. Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утвержден Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года № 150. Настоящим Порядком определены состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги, полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспорта потоков, требованиям технических регламентов (п.1 Порядка). Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. В отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местно самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией (п.2 Порядка). Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год (п.4 Порядка). В нарушение указанных требований законодательства органами местного самоуправления <адрес> сельсовета оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения поселения никогда не проводили. Кроме этого статья 30 ФЗ № 196-ФЗ устанавливает, что государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с положениями Указа Президента РФ от 15.06.1998 года № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от форм собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества государства. Пункт 3 ст. 3 Закона Алтайского края от 16.07.1996 года № 32-ЗС «О безопасности дорожного движения в Алтайском крае» устанавливает, что органы местного самоуправления, в числе прочего, обеспечивают разработку в населенных пунктах комплексных схем организации дорожного движения, осуществляют мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог, находящихся в их ведении. Принимая во внимание, что в соответствии со ст. 4 ФЗ «О безопасности дорожного движения», законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, к данным правоотношениям, помимо изложенного выше применяются положения ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Раздел 1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» определяет, что настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности и дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Пункт 4.1.1 приведенного выше государственного стандарта предусматривает, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размешенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Согласно п. 1 Приказа МВД РФ от 08.06.1999 года № 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» Наставление определяет порядок осуществления контроля со стороны службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также за перевозкой крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов автомобильным транспортом в части обеспечения безопасности дорожного движения. Пункт 22 Приказа устанавливает, что заместитель начальника управления, отдела, отделения ГИБДД МВД, ГУВД, УВД, управления (отдела) внутренних дел района, города, округа, района в городе, курирующий деятельность службы дорожной инспекции и организации движения организует контроль за разработкой дислокаций дорожных знаков на дороги, утверждает их и дает предписания дорожным, коммунальным и другим организациям об установке (снятии) дорожных знаков. Из изложенного выше следует, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, должны быть оборудованы дорожными знаками, которые размещаются на территории муниципального образования в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией, которая в свою очередь должна быть утверждена (согласована) с органом, осуществляющим государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения – ГИБДД. Проведенной проверкой установлено, что муниципальным образованием <адрес> сельсовет дислокация дорожных знаков в установленном порядке не утверждена и не согласована. Отсутствие дислокации делает невозможным предъявление требований, направленных на оборудование автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов, находящихся в ведении органов местного самоуправления, необходимыми дорожными знаками. Бездействие органов местного самоуправления, выразившееся в не принятии мер по ремонту дорог местного значения, не проведению оценки технического состояния автомобильных дорог, отсутствии утвержденной в установленном порядке дислокации дорожных знаков нарушает права граждан на безопасность дорожного движения на территории муниципального образования, представляет угрозу их жизни, здоровью и имуществу, а также противоречит интересам общества и государства, так как провоцирует аварийные ситуации на дорогах. В соответствии со ст. 4 Конституции Российской Федерации, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15). Прокурор, выступая в защиту неопределенного круга лиц, интересов граждан, общества и государства, просит признать незаконным бездействие администрации <адрес> сельсовета, выразившееся в не проведении оценки технического состояния автомобильных дорог, отсутствии утвержденной в установленном порядке дислокации дорожных знаков; обязать администрацию <адрес> сельсовета утвердить и согласовать со структурным подразделением ОГИБДД межмуниципального отдела МВД РФ «<адрес>» в установленном порядке дислокацию дорожных знаков в муниципальном образовании <адрес> сельсовет; обязать администрацию <адрес> сельсовета провести оценку технического состояния автомобильных дорог муниципального образования <адрес> сельсовет. Установить срок для исполнения указанных требований 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании истец заместитель прокурора <адрес> Чеснокова Н.А. исковые требования полностью поддержала и просила их удовлетворить. Уточнила иск в части срока исполнения судебного решения, просила установить срок один год с момента вступления решения суда в законную силу для исполнения требований. Представитель ответчика администрации <адрес> сельсовета <адрес> района Алтайского края Костюков И.М. иск полностью признал, признание иска подтвердил письменным заявлением от 16 ноября 2011 года. Суд, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующему. В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивированной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. Представителю ответчика администрации <адрес> сельсовета <адрес> района Алтайского края Костюкову И.М. последствия принятия судом признания иска понятны, что подтверждается его письменным заявлением. Суд считает, что принятие судом признания иска представителем ответчика не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Суд принимает признание иска представителем ответчика администрации <адрес> сельсовета Костюковым И.М. Руководствуясь ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования прокурора <адрес> района в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельсовета <адрес> района Алтайского края о признании бездействия и возложении обязанности удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации <адрес> сельсовета, выразившееся в не проведении оценки технического состояния автомобильных дорог, отсутствии утвержденной в установленном порядке дислокации дорожных знаков. Обязать администрацию <адрес> сельсовета утвердить и согласовать со структурным подразделением ОГИБДД межмуниципального отдела МВД РФ «<адрес>» в установленном порядке дислокацию дорожных знаков в муниципальном образовании <адрес> сельсовет. Обязать администрацию <адрес> сельсовета провести оценку технического состояния автомобильных дорог муниципального образования <адрес> сельсовет. Установить срок для исполнения указанных требований один год с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня провозглашения через Третьяковский районный суд. Судья О.И.Каплунова