О признании водопровода бесхозяйным имущество, обязании администрации Новоалейского сельсовета поставить водопровод на учет, обязании администрации Третьяковского района определить эксплуатационный орган



Дело № 2-721/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 ноября 2011 года с.Староалейское

Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Волжениной Т.Н.

при секретаре Ткачевой А.М.

с участием прокурора Третьяковского района Губского А.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Третьяковского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Новоалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края, администрации Третьяковского района, СПК «Истоки Алея» о признании водопровода бесхозяйным имуществом, обязании администрации Новоалейского сельсовета поставить водопровод на учет в органе государственной регистрации, обязании Администрации Третьяковского района Алтайского края определить эксплуатирующую организацию,

у с т а н о в и л:

Прокурор Третьяковского района Алтайского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Новоалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края, Администрации Третьяковского района, к СПК «Истоки Алея» о признании водопровода бесхозяйным имуществом, обязании администрации Новоалейского сельсовета поставить водопровод на учет в органе государственной регистрации, обязании Администрации Третьяковского района Алтайского края определить эксплуатирующую организацию.

В заявлении истец указал, что прокуратурой Третьяковского района в ходе проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории Новоалейского сельсовета выявлено бесхозное имущество, предназначенное для водоснабжения населения <адрес>.

Ранее указанное имущество состояло на балансе СПК «..................». В ДД.ММ.ГГГГ СПК «..................» отказался от водопровода.

В настоящее время СПК «..................» хозяйственную деятельность не осуществляет.

Водопровод, расположенный в <адрес>, осуществляет водоснабжение жителей в <адрес>, водопровод включает в себя 6 водонапорных башен, 6 скважин и водопроводные сети, протяженностью 9036 м.

Обслуживание водопровода, согласно объяснению главы Новоалейского сельсовета, своими силами осуществляет администрация, помощь техникой оказывает ООО «..................», с целью надлежащего обеспечения населения водой.

Бездействие администрации Новоалейского сельсовета, выражающееся в отказе взять на себя обязательства по обслуживанию водопровода и организации водоснабжения населения <адрес> является незаконными по следующим основаниям.

В соответствии с п. 4 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, помимо прочих, относится, организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.

Аналогичная обязанность органа местного самоуправления предусмотрена ст.3 Устава муниципального образования Новоалейский сельсовет Третьяковского района АК.

Согласно п. 19 ст. 35 Устава к полномочиям администрации сельсовета относится, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.

Не принятие администрацией Новоалейского сельсовета обязательств по обслуживанию водопровода <адрес> создаёт ситуацию, когда объект жизнеобеспечения находится в бесконтрольном состоянии, что ставит в затруднительные условия потребителей <адрес> и может привести к опасности для здоровья людей и тяжелыми последствиями.

Вышеуказанные обстоятельства по непринятию администрацией муниципального образования Новоалейский сельсовет Третьяковского района эффективных мер по обслуживанию водопровода в <адрес> в ходе отопительного периода ДД.ММ.ГГГГ влечёт возникновение чрезвычайной ситуации на территории <адрес>.

Согласно п.1 ч.2, ст.50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для водоснабжения населения, водоотведения,

Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учёта муниципального имущества устанавливаются федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В данном случае СПК «..................» отказался от права собственности на водопровод <адрес>.

В силу ч.2 ст.225 ГК РФ право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» недвижимое имущество, права на которое подлежат государственной регистрации - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землёй так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.

Водопровод <адрес> является недвижимым имуществом, поскольку обладает всеми его признаками. А именно, является сооружением, связанным с землёй так, что его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.

В силу ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозной недвижимой вещи на учет органа, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п. 21 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Отсутствие собственника водопровода <адрес>, бесконтрольность его использования может создать в Третьяковском районе чрезвычайную ситуацию.

В целях предотвращения чрезвычайной ситуации в районе, связанной с отсутствием организации, осуществляющей водоснабжение в <адрес>, бесконтрольностью за поступлением воды потребителям, направлению ситуации по водоснабжению на самотёк, необходимо установить эксплуатирующую водопровод организацию.

Администрация Новоалейского сельсовета учредителем предприятия жилищно - коммунального хозяйства не является.

Поскольку администрация Третьяковского района является учредителем ряда организаций жилищно - коммунального комплекса, именно ей целесообразно определить организацию, эксплуатирующую бесхозное имущество - водопровод до оформления администрацией сельсовета права собственности.

Гражданские права в силу п. 2 ст. 1 ГК РФ могут быть ограничены только на основании федерального закона.

В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствие с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В связи с миграционными процессами круг лиц, проживающих в <адрес> постоянно меняется и его невозможно индивидуализировать. Поэтому невозможно определить круг лиц, чьи права нарушены бездействием органов местного самоуправления.

Таким образом, прокурор Третьяковского района счел необходимым обратиться в Третьяковский районный суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В данном случае заявление прокурора является способом защиты конституционных прав на охрану здоровья и благополучную среду обитания, экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие, а также жилищных прав неопределенного круга лиц и не является вмешательством в деятельность администрации Новоалейского сельсовета Третьяковского района.

Прокурор просит признать водопровод, состоящий из 6 водонапорных башен, 6 скважин и водопроводных сетей, протяженностью 9036 м., осуществляющий водоснабжение жителей в <адрес> бесхозным имуществом.

Обязать администрацию муниципального образования Новоалейский сельсовет Третьяковского района Алтайского края поставить водопровод, состоящий из водонапорных башен, скважин и водопроводных сетей, на учёт в органе государственной регистрации.

Обязать администрацию Третьяковского района Алтайского края определить эксплуатирующую указанный водопровод организацию до оформления администрацией Новоалейского сельсовета права собственности относительно него.

Судом привлечен для участия в судебном заседании в качестве ответчика СПК «Истоки Алея».

В судебном заседании прокурор Третьяковского района Губский А.Л. исковые требования уточнил, просит обязать администрацию Новоалейского сельсовета поставить водопровод на учет в органе государственной регистрации как бесхозяйный и обязать администрацию Новоалейского сельсовета определить эксплуатирующую организацию, требования к администрации Третьяковского района об обязании определить эксплуатирующую организацию, он снял.

Представитель ответчика Администрации Новоалейского сельсовета в суд не явился, о дне судебного заседания извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просил.

Представитель ответчика Администрации Третьяковского района Алтайского края о дне судебного заседания извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просил.

Представитель ответчика СПК «Истоки Алея» о дне судебного заседания извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просил.

Согласно ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив письменные доказательства, пришел к следующему.

В судебном заседании установлено, что водопровод, расположенный в <адрес>, осуществляет водоснабжение жителей в <адрес>, водопровод включает в себя 6 водонапорных башен, 6 скважин и водопроводные сети, протяженностью 9036 м., бывший собственник водопровода ответчик СПК «Истоки Алея» в апреле 2011 года отказался от водопровода. Водопровод как объект недвижимости на балансе МО «Новоалейский сельсовет» не стоит.

В соответствии с п. 4 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, помимо прочих, относится, организация в границах поселения водоснабжения населения,

Согласно п. 19 ст. 35 Устава сельсовета к полномочиям администрации Новоалейского сельсовета относится, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.

Не принятие администрацией Новоалейского сельсовета обязательств по обслуживанию водопровода <адрес> создаёт ситуацию, когда объект жизнеобеспечения находится в бесконтрольном состоянии, что ставит в затруднительные условия потребителей <адрес> и может привести к опасности для здоровья людей и тяжелыми последствиями.

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно п. 2, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют территориальные органы Федеральной государственной службы в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Согласно 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество.

Суд, считает, что СПК «Истоки Алея» как собственник, отказался от права собственности на водопровод, расположенный в <адрес>, поэтому водопровод является бесхозяйным имуществом., имуществом, собственник от которого отказался.

В силу ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, помимо прочих, относится, организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, поэтому администрация Новоалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края обязана поставить на учет в органе государственной регистрации водопровод и определить эксплуатирующую организацию водопровода, для обеспечения населения села водой.

При установленных обстоятельствах суд считает, что уточненные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 225 ГК РФ, ст. 195-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Третьяковского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Новоалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края об обязании администрации Новоалейского сельсовета поставить водопровод на учет в органе государственной регистрации как бесхозяйное имущество, обязании определить эксплуатирующую организацию удовлетворить.

Обязать администрацию Новоалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края поставить водопровод, находящийся в с. Новоалейское Третьяковского района Алтайского края. состоящий из 6 водонапорных башен, 6 скважин и водопроводных сетей, протяженностью 9036 м., осуществляющий водоснабжение жителей в с. Новоалейское Третьяковского района Алтайского края на учёт в органе государственной регистрации как бесхозяйное имущество, обязать определить эксплуатирующую организацию данного водопровода.

Взыскать с администрации Новоалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края госпошлину в сумме 200 рублей в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме, с подачей жалобы в Третьяковский районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Т.Н. Волженина