О признании незаконными действий и возложении обязанностей



Дело № 2-731/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

24 ноября 2011 года с.Староалейское

Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Волжениной Т.Н.

при секретаре Ткачевой А.М.

с участием истца заместителя прокурора Третьяковского района Чесноковой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Третьяковского района в интересах Зубаировой М.Л., Зубаирова Р.Р. к Открытому акционерному обществу «СК Алтайкрайэнерго», Филиалу ОАО «СК Алтайкрайэнерго» «Змеиногорские межрайонные электрические сети», администрации Третьяковского района Алтайского края, администрации Староалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края о признании незаконными действий и возложении обязанностей,

у с т а н о в и л :

Прокурор Третьяковского района обратился в суд с иском в интересах Зубаирова Р.Р. и Зубаировой М.Л. к Открытому акционерному обществу «СК Алтайкрайэнерго», Филиалу ОАО «СК Алтайкрайэнерго» «Змеиногорские межрайонные электрические сети», о признании незаконными действий и возложении обязанностей.

В заявлении истец указал, что в прокуратуру Третьяковского района обратилась Зубаирова М.Л. с жалобой на отказ филиала ОАО «Алтайкрайэнерго» «Змеиногорские межрайонные электрические сети» на выдачу технологических условий на присоединение к электрической сети на жилой дом, расположенный в <адрес>, к электрическим сетям.

Зубаиров Р.Р. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ОАО «СК Алтайкрайэнерго» с заявлением о выдаче технических условий на присоединение к электрическим сетям, в присоединении, согласно письму ответчика от ДД.ММ.ГГГГ было отказано.

Согласно позиции Открытого акционерного общества «СК Алтайкрайэнерго» (далее ОАО) присоединение к электрическим сетям указанного домостроения невозможно в связи с необходимостью строительства дополнительной линии электропередач, а так же строительством трансформаторной подстанции. ОАО полагает, что обязанность по строительству указанных объектов инфраструктуры лежит на органах местного самоуправления в соответствии с полномочиями, определенными федеральным законом № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в связи с чем Зубаирову было предложено обратиться в администрацию Староалейского сельсовета, что фактически возможно оценить как уклонение от заключения с заявителем договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям.

В соответствие со ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 года утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а так же объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила), которые определяют в соответствии со ст. 26 указанного закона порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В силу п. 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно заявлению, поданному Зубаировым Р.Р. в ОАО «СК Алтайкрайэнерго» заявленная мощность, принадлежащих ему энергопринимающих устройств составляет 6 кВт, следовательно, истец относится к категории заявителей, физических лиц, указанных в п. 14 Правил.

Таким образом, в соответствии с абз. 2 п. 3 Правил ОАО «СК Алтайкрайэнерго» обязано было заключить договор с Зубаировым независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя.

В соответствии с п. 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

Одним из существенных условий указанного договора в силу п. 16 Правил является срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Условия быта, труда и отдыха относятся к социальным факторам среды обитания человека.

Согласно ст. 8 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статья 23 названного закона определяет, что жилые помещения должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания.

Наличие в жилом помещении электричества напрямую влияет на состояние среды обитания. В современных условиях нормальная жизнедеятельность невозможна без применения электричества для освещения жилища, а так же использования различных бытовых приборов для удовлетворения первичных потребностей человека: приготовления пищи, осуществления водоснабжения и т.п.

Прокурор просит признать незаконными действия ОАО «СК Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» по уклонению от заключения с Зубаировым Р.Р. договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям; обязать ОАО «СК Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» заключить с Зубаировым Р.Р. договор на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя, расположенных в <адрес>, к электрическим сетям.

Судом в ходе рассмотрения дела удовлетворено ходатайство прокурора, к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация Третьяковского района Алтайского края, администрация Староалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края.

В судебном заседании истец заместитель прокурора Чеснокова Н.А. иск полностью поддержала, просила признать незаконными действия ОАО «СК Алтайкрайэнерго» в лице его Филиала ОАО «СК Алтайкрайэнерго» «Змеиногорские межрайонные электрические сети» по уклонению от заключения с Зубаировым Р.Р. договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям; обязать ОАО «СК Алтайкрайэнерго» в лице его Филиала ОАО «СК Алтайкрайэнерго» «Змеиногорские межрайонные электрические сети» заключить с Зубаировым Р.Р. договор на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя, расположенных в <адрес>, к электрическим сетям, договор следует обязать заключить с момента обращения с заявлением в ОАО «СК Алтайкрайэнерго», то есть с ДД.ММ.ГГГГ

Истцы Зубаирова М.Л., Зубаиров Р.Р. иск прокурора полностью поддержали, просят его удовлетворить, так как их семья проживает в зимних условиях без электричества, они имеют маленьких детей, при наличии близко расположенных электрических сетях им отказали в присоединении.

Представитель ответчика ОАО «СК межрайонные электрические сети» Чернышова Е.В. иск не признала и просит в иске отказать.

Представитель ответчика ОАО «СК Алтайкрайэнерго» Ляпунов А.А. исковые требования не признает, просит в иске отказать. Считает, что нарушена процедура предоставления земельного участка. В соответствии с земельным законодательством при проведении работ по формированию земельного участка орган местного самоуправления должен был получить технические условия на присоединение земельного участка к сетям инженерно-технического обслуживания.

Представители ответчиков администрации Третьяковского района Котова Т.В., администрации Староалейского сельсовета Третьяковского района Кожевникова К.А. иск не признали ввиду того, что на органы местного самоуправления не возлагается обязанность по присоединению энергопринимающих устройств к жилым домам граждан.

Свидетель ФИО1., глава администрации ................... сельсовета пояснил суду, что в обязанности органов местного самоуправления входит только организация электроснабжения населения и поселений, но не заключение договора технологического присоединения. Заявленная мощность, принадлежащих Зубаирову Р.Р. энергопринимающих устройств составляет 6 кВт, следовательно, он относится к категории заявителей, физических лиц, указанных в п. 14 Правил. Расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 500 метров в сельской местности. Данные условия соблюдены, от существующих электрических сетей, принадлежащих ответчику расстояние 170 метров до дома Зубаировых, <адрес> уже застроена, электрические сети существуют, то есть электроснабжение улицы организовано.

Суд, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, проверив письменные доказательства, пришел к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает:

правила выбора сетевой организации, которой принадлежат объекты электросетевого хозяйства с необходимым классом напряжения на соответствующей территории, к которой следует обращаться заинтересованным в технологическом присоединении лицам и которая не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора;

процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам;

правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора;

состав технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики;

ответственность сетевых организаций за несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения.

По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.

Соблюдение технических условий, необходимых для технологического присоединения, в том числе требования о возможности воздействия систем противоаварийной и режимной автоматики на энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики, а также требований о поддержании в надлежащем техническом состоянии оборудования и устройств, установленных в соответствии с выданными техническими условиями, носит длящийся характер и является обязательным для сторон после выполнения мероприятий по технологическому присоединению.

Стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в части технологического присоединения должно предусматриваться раскрытие сетевыми организациями:

информации, являющейся существенной для принятия юридическими и физическими лицами решений об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, в том числе о предполагаемом размере платы за технологическое присоединение и сроках реализации мероприятий по технологическому присоединению, а также согласованных с системным оператором планов развития сетевой инфраструктуры;

сведений о полученных заявках на технологическое присоединение, результатах их рассмотрения, плановых и фактических сроках реализации мероприятий по технологическому присоединению.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Зубаиров Р.Р. обратился в ОАО «СК Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» с заявлением о выдаче технических условий на присоединение к электрическим сетям. В удовлетворении заявления было отказано, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8). Согласно которому заявителю было отказано в выдаче технических условий на присоединение к электрическим сетям ОАО «СК Алтайкрайэнерго». Разъяснено, что получить технические условия на электроснабжение строящегося индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по <адрес> в <адрес> заявитель может в администрации <адрес>, на которую действующим законодательством возложена обязанность по получению технических условий на электроснабжение земельных участков, выделенных под строительство жилых домов, которые проданы, сданы в аренду или выставлены на торги.

Отказ был мотивирован тем, что присоединение к электрическим сетям домостроения Зубаирова Р.Р, расположенного по адресу <адрес>, невозможно в связи с необходимостью строительства дополнительной линии электропередач, а так же строительством трансформаторной подстанции, полагая, что обязанность по строительству указанных объектов инфраструктуры лежит на органах местного самоуправления в соответствии с полномочиями, определенными федеральным законом № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Зубаировым было предложено обратиться в администрацию Староалейского сельсовета, что фактически является уклонением от заключения с заявителем договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям.

Постановлением Правительства РФ № 861 от 27 декабря 2004 года утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а так же объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила), которые определяют в соответствии со ст. 26 ФЗ № 35-ФЗ от 26.03.2003 года порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В силу п. 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с п. 14 Правил, в заявке, направляемой заявителем-физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15кВт включительно (с учетом ранее присоединенной вданной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых ииных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:

а)фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б)место жительства заявителя;

в)сведения, предусмотренные подпунктами«б» и «и» пункта9 настоящих Правил;

г)максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.

В соответствии с заявлением Зубаировой М.Л. в адрес ОАО «Алтайкрайэнерго» заявленная мощность принадлежащих ей энергопринимающих устройств составляет 5 кВт, то есть истец относится к категории заявителей - физических лиц, указанных в п. 14 Правил.

В соответствии с п. 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

Одним из существенных условий указанного договора в силу п. 16 Правил является срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В соответствии с п. 2.1 Устава ОАО «СК Алтайкрайэнерго» Общество воздано в целях оказания услуг по технологическому присоединению потребителей электрической энергии. Согласно п. 2.2. Устава для достижения целей, указанных в п. 2.1 Устава, Общество осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке выдачу технических условий на проектирование и строительство объектов энергоснабжения, монтаж, наладку и ремонт энергообъектов потребителей.

В соответствии с п.п. 1.1 Положения о порядке создания, функционирования, реорганизации и ликвидации Филиала ОАО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» «Змеиногорские межрайонные электрические сети» Филиал создан в соответствии с Уставом Общества с целью исполнения части функций Общества за пределами местонахождения Общества и является обособленным подразделением вышеназванного Общества.

В соответствии с п.2.4 Положения Филиал имеет подчиненное ему внутреннее структурное подразделение, расположенное вне места дислокации Филиала и создаваемое для выполнения технологических функций Староалейский участок электрических сетей (Староалейский УЭС).

Согласно п. 3.2. Положения Филиал осуществляет монтаж, наладку и ремонт энергообъектов, электроэнергитического оборудования и энергоустановок потребителей, выдачу технических условий на проектирование и строительство объектов энергоснабжения.

Согласно свидетельства о государственной регистрации юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица путем реорганизации в форме выделения Открытое акционерное общество «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» (ОАО «СК Алтайкрайэнерго» ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в соответствии с абз. 2 п. 3 Правил ОАО «СК Алтайкрайэнерго» в лице его Филиала ОАО «СК Алтайкрайэнерго» «Змеиногорские межрайонные электрические сети» обязано было заключить договор с Зубаировым Р.Р. независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя.

С учетом данных обстоятельств суд считает, что органы местного самоуправления не обязаны в силу закона заключать с истцом договор на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям.

В силу ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии с п. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений.

Как усматривается из приведенных норм закона, в обязанности органов местного самоуправления входит только организация электроснабжения населения и поселений, но не заключение договора технологического присоединения. В соответствии с пунктом 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Срок действия предоставленных технических условий и срок платы за подключение устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на два года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка в течение года с момента получения технических условий и информации о плате за подключение должен определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий.

В силу пункта 9 приведенной статьи орган местного самоуправления не позднее чем за тридцать дней до дня проведения соответствующих торгов, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение, а также о плате за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия, Постановлением от 27 декабря 2004 г. N 861 утвердило Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.

В силу п. 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Исходя из вышеизложенных законоположений, суд приходит к выводу о том, что обязанность предоставлять заинтересованным лицам технические условия возлагается на органы местного самоуправления, только в указанных в законе случаях, когда правообладатель земельного участка не определен. По делу установлено, что истец Зубаиров Р.Р. является правообладателем земельного участка, выделенного ему органами местного самоуправления для обслуживания жилого дома (л.д.37), ему дано разрешение на строительство дома (л.д.36), имеется договор аренды земельного участка (л.д. 32-34).

Общий порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса проведение работ по формированию земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта включает в том числе определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Суд исходит из того, что у ответчика имеется обязанность в силу с ч. 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", п. 30.1, 30.4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, пунктом 3, 12.1, 14, 34 Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861, подготовить технические условия на электроснабжение жилого дома, заключить договор на технологическое присоединение и произвести технологическое присоединение.

Что касается даты заключения договора с момента подачи заявления в энергоснабжающую организацию с ДД.ММ.ГГГГ, то суд приходит к следующему. Анализ п.1 ст.425 ГК РС показывает, что договор действует с момента вступления в силу и на будущее, по общему правилу он не имеет обратной силы. Условия, установленные договором, становятся обязательными для сторон именно с момента его вступления в силу, поэтому договор не может быть заключен на прошедшее время, поэтому в этой части требования прокурора не подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного, суд считает иск прокурора к ОАО «СК Алтайкрайэнерго», Филиалу ОАО «СК Алтайкрайэнерго» «Змеиногорские межрайонные электрические сети» о признании незаконными действий и возложении обязанностей законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению. Из числа ответчиков следует исключить администрацию Третьяковского района и администрацию Староалейского сельсовета. Срок исполнения для заключения договора следует установить в течение семи дней со дня вступления решения в законную силу, как это указано в исковых требованиях.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск прокурора Третьяковского района удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ОАО «СК Алтайкрайэнерго» в лице Филиала ОАО «СК Алтайкрайэнерго» «Змеиногорские межрайонные электрические сети» по уклонению от заключения с Зубаировым Р.Р., Зубаировой М.Л. договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям.

Возложить обязанность на ОАО «СК Алтайкрайэнерго» в лице Филиала ОАО «СК Алтайкрайэнерго» «Змеиногорские межрайонные электрические сети» заключить с Зубаировым Р.Р., Зубаировой М.Л. договор на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя, расположенных в <адрес>, к электрическим сетям в течение семи дней со дня вступления решения в законную силу, в удовлетворении остальной части исковых требований прокурору отказать.

Взыскать с ОАО «СК Алтайкрайэнерго» в лице Филиала ОАО «СК Алтайкрайэнерго» «Змеиногорские межрайонные электрические сети» в доход комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Третьяковского района Алтайского края государственную пошлину в сумме /сумма обезличена/.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме через Третьяковский районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 29 ноября 2011 года.

Судья Т.Н. Волженина