Об обязании создать сециальную службу по вопросам похоронного дела



Дело № 2-797/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Староалейское 28 ноября 2011 года

Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Каплуновой О.И.

при секретаре Глушковой Е.А.

с участием прокурора Третьяковского района Губского А.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о возложении обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела и определить стоимость и качество услуг, предоставляемых на безвозмездной основе,

у с т а н о в и л :

Прокурор <адрес> района в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> об обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела и определить стоимость и качество услуг, предоставляемых на безвозмездной основе.

В заявлении указал, что в прокуратуру района поступило обращение Врио начальника отделения полиции по <адрес>, в котором указано о самоустранении органов местного самоуправления района от исполнения требований закона связанного с погребением умерших.

В прокуратуру также поступают неоднократные обращения от глав сельских поселений, в которых ставится вопрос о невозможности захоронения лиц, у которых отсутствуют родственники, ввиду отсутствия на эти цели расходных обязательств в бюджетах.

В результате прокурорской проверки исполнения администрацией Третьяковского муниципального района требований законодательства о погребении и похоронном деле, выявлены нарушения действующего законодательства, которые требуют судебного вмешательства.

Согласно п. 17 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» (далее Закон), супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

В пункте 2 данной статьи Закона закреплено положение о том, что вышеуказанные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела, что исключает законную возможность сельским поселениям оказывать подобного рода услуги.

Пункт 3 этой же статьи гласит, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств:

- Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

- Федерального бюджета - на погребение умерших наработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не работавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;

- Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан;

- Бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.

В соответствии со ст. 29 Закона, органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с Законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

В нарушение указанных требований Закона, на территории <адрес> до настоящего времени не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела и не определена стоимость и качество услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению.

Указанные нарушения препятствуют реализации закрепленных в Законе прав жителей <адрес> на получение на безвозмездной основе гарантированного Законом перечня услуг по погребению.

Представленная главой района информация о том, что погребение организовано сельскими советами свидетельствует об отсутствии понимания необходимости организовать оказание ритуальных услуг в соответствии с требованиями закона.

Принятия судебного решения по данному вопросу является необходимым, поскольку проблема захоронений является актуальной, сельские поселения в силу отсутствия необходимого имущества (транспорт, материал для погребения) рабочей силы для осуществления захоронений не могут обеспечивать соблюдения закона в данной сфере.

Учитывая, что органы местного самоуправления не являются специализированной службой то им затраты на погребение не возмещаются.

Истец считает, что нельзя не обратить внимания на моральный аспект рассматриваемых общественных отношений, которые обязывают организовать вопросы похоронного дела так, чтобы граждане нуждающихся в таковых (подпадающих к установленной законом категории) не испытывали трудностей в поиске средств и способов захоронений.

Учитывая, что нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан, проживающих на территории <адрес>, персональный состав которых постоянно изменяется, настоящее заявление предъявляется в суд в интересах неопределенного круга лиц.

Прокурор просит обязать администрацию <адрес> создать специализированную службу по вопросам похоронного дела и определить стоимость и качество услуг, предоставляемых на безвозмездной основе согласно установленному в пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» гарантированному перечню услуг по погребению. Установить ответчику срок для исполнения судебного решения 3 месяца.

В судебном заседании истец прокурор <адрес> Губский А.Л. исковые требования полностью, просит обязать администрацию <адрес> района Алтайского края создать специализированную службу по вопросам похоронного дела и определить стоимость и качество услуг, предоставляемых указанной службой на безвозмездной основе согласно установленному гарантированному перечню услуг по погребению. Установить ответчику срок для исполнения судебного решения 3 месяца.

Представитель ответчика Администрации <адрес> района Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения гражданского дела уведомлен надлежащим образом.

Выслушав истца, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, так и получение родственниками умершего платных ритуальных услуг у любого лица, с последующим получением социального пособия либо без получения такового.

Услуги по погребению, в том числе осуществление захоронения умерших и изготовление могил, могут оказывать как частные лица (юридические и физические), так и специально созданные организации - специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством (статьями 9 и 25 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Указом Президента РФ от 29.06.1996 года № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших») в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

В силу статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 29.06.1996 года № 1001 органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Статьей 6 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ установлено, что погребение может быть исполнено родственником покойного или лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела. Это означает, что иные организации (например, МУП «<данные изъяты>» л.д. 36) также могут по договору предоставлять комплекс услуг в рамках гарантированного перечня с соответствующим возмещением из муниципального бюджета. Однако такие организации (даже с наделением их статусом специализированной службы) не могут являться специализированными службами муниципального образования, поскольку они не созданы органом местного самоуправления в установленном порядке.

В соответствии с Рекомендациями о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002 (рекомендованы Протоколом НТС Госстроя России от 25.12.2001 № 01-НС-22/1) специализированные службы по вопросам похоронного дела - службы, создаваемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности этих служб определяется создавшими их органами.

Согласно ст.15 Закона Алтайского края от 9 сентября 2002 года № 58-ЗС «О погребении и похоронном деле в Алтайском крае» (в редакции от 31 марта 2010 года) органы местного самоуправления муниципальных районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления муниципальных районов, поселений и городских округов.

По терминологии гражданского законодательства создание специализированной службы не означает обязательно учреждение какой-либо муниципальной организации (предприятия или учреждения). Согласно п. 5.13 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002 (рекомендованы Протоколом НТС Госстроя России от 25.12.2001 № 01-НС-22/1) специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам РФ и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке.

Органы местного самоуправления могут являться учредителями, то есть участвовать в создании муниципальных унитарных предприятий (Федеральный закон от 14.11.2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»), немуниципальных организаций, открытых акционерных обществ (последнее в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»), и межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (ст. 68 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Выбор организационно-правовой формы для специализированной службы должен определяться сформированностью в муниципальном образовании конкурентной среды для организаций, оказывающих ритуальные услуги. В одном муниципальном образовании таких специализированных организаций может быть несколько (к примеру, у них может быть разделение по ритуалам, территориям, они могут ведать различными местами погребения и т.п). Соответственно, такие организации могут быть созданы в разных организационно-правовых формах.

При отсутствии возможностей по созданию соответствующих служб, по мнению ФАС России (письмо ФАС РФ от 30.09.2009 года № АК/34001 «О разъяснении применения антимонопольного законодательства»), органы местного самоуправления могут наделять хозяйствующие субъекты статусом специализированных служб, если хозяйствующие организации добровольно принимают обязательство осуществлять деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению любого умершего независимо от опережающего или последующего бюджетного финансирования их деятельности. Наделение статусом неотделимо от возникновения у хозяйствующего субъекта права на получение возмещения расходов из муниципального бюджета по факту каждого захоронения за счет сумм не выплачиваемого социального пособия на погребение.

Согласно ст. 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Таким образом, создание специализированной службы по вопросам похоронного дела в <адрес> должно быть осуществлено с учетом того, что целью деятельности такой службы является осуществление погребения умерших и оказание услуг по погребению (ст. 25, 29 ФЗ от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ), в частности: оказание гарантированных гражданам услуг по погребению на безвозмездной основе (ст. 9 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ), погребение умерших, не имеющих родственников либо личность которых не установлена (ст. 12 ФЗ от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ). К ведению специализированной службы по вопросам похоронного дела отнесены функции принятия решений о погребении умерших на общественных кладбищах (ст. 18 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ), определение возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения (ст. 7 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ), в том числе, по смыслу ч. ч. 1 и 2 ст. 7 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ, предоставление места для захоронения. Порядок деятельности такой службы должен определяться органом местного самоуправления, который вправе самостоятельно финансировать деятельность этой службы и давать такой службе обязательные для исполнения указания, либо иным образом иметь возможность определять решения, принимаемые такой службой, контролировать ее финансово-хозяйственную деятельность.

Отсутствие подобной службы в <адрес> нарушает права жителей муниципального образования на выбор исполнителя ритуальных услуг ввиду отсутствия конкуренции между отсутствующей специализированной организацией, оказывающей услуги на безвозмездной основе и существующими хозяйствующими субъектами, преследующими цель извлечения прибыли на рынке ритуальных услуг.

Согласно ст. 10 Закона Алтайского края от 9 сентября 2002 года № 58-ЗС «О погребении и похоронном деле в Алтайском крае» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются:

1) выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти;

2) доставка силами и транспортом специализированной службы по вопросам похоронного дела тела умершего в морг, при этом выдача тела умершего по требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти;

3) предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения. В случае поиска супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней.

Органы местного самоуправления, специализированные службы по вопросам похоронного дела обязаны оказывать содействие лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего на территории иного населенного пункта или на территории иностранного государства.

Лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, предоставляется право на получение гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе либо социального пособия на погребение.

Невыполнение или нарушение норм, предусмотренных настоящим Законом, влечет административную ответственность в соответствии с законом Алтайского края (ст. 18).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств:

Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

федерального бюджета - на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;

Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей;

бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

Поскольку специализированная служба по вопросам похоронного дела в <адрес> не создана, а также не определена стоимость и качество услуг, предоставляемых указанной службой на безвозмездной основе, суд считает иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о возложении обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела и определить стоимость и качество услуг, предоставляемых на безвозмездной основе удовлетворить.

Обязать Администрацию <адрес> района Алтайского края создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в <адрес> в организационно-правовой форме по выбору ответчика, с учетом того, что порядок деятельности такой службы должен определяться органом местного самоуправления, который вправе самостоятельно финансировать деятельность этой службы и давать такой службе обязательные для исполнения указания; либо иным образом иметь возможность определять решения, принимаемые такой службой; контролировать ее финансово-хозяйственную деятельность по бесплатному оказанию ритуальных услуг в установленном законодательством объеме.

Установить ответчику срок для исполнения судебного решения 3 месяца с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней через Третьяковский районный суд.

Судья О.И.Каплунова