Дело № 2-74\2012 Р Е Ш Е Н И Е 27 января 2012 года с. Староалейское Третьяковский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Каплуновой О.И. с участием заместителя прокурора Третьяковского района Чесноковой Н.А. при секретаре Ткачевой А.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Волжениной Т.А. о признании незаконным решения Избирательной комиссии муниципального образования /данные обезличены/ район от ДД.ММ.ГГГГ, у с т а н о в и л : Волженина Т.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Избирательной комиссии муниципального образования /данные обезличены/ район от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявления указала, что решением Избирательной комиссии муниципального образования /данные обезличены/ район от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты /данные обезличены/ районного Совета депутатов шестого созыва по основаниям, предусмотренным пп. а п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно пп. а п. 6.4 ст. 38 вышеуказанного закона недействительными признаются: а) подписи избирателей, участников референдума, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению местного референдума. Считает, что данное основание ею не нарушено, она уведомляла избирательную комиссию муниципального образования о своем самовыдвижении, в избирательной комиссии ею получены подписные листы, и после этого произведен сбор подписей избирателей. Подписи избирателей ею собраны своевременно. Избирательной комиссией нарушен п. 1. ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем. Она не была извещена о неполноте предоставленных ею сведений или несоблюдении требований закона. Считает также, что нарушен п. 6 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума.О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума. Она не была извещена о соответствующей проверке подписей. Считает, что нарушено её конституционное право как гражданина РФ, быть избранным в органы местного самоуправления. Волженина Т.А. просит признать решение Избирательной комиссии муниципального образования /данные обезличены/ район от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты /данные обезличены/ районного Совета депутатов шестого созыва по основаниям, предусмотренным пп. а п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» незаконным. Обязать Избирательную комиссию муниципального образования /данные обезличены/ район зарегистрировать её в качестве кандидата в депутаты /данные обезличены/ районного Совета депутатов шестого созыва. В судебном заседании заявитель Волженина Т.А. доводы, указанные в заявлении поддержала в полном объеме, настаивала на его удовлетворении. Выступая в прениях, высказала мнение о своем согласии с решением Избирательной комиссии муниципального образования /данные обезличены/ район от ДД.ММ.ГГГГ. Представитель Избирательной комиссии муниципального образования /данные обезличены/ район Котова Т.В. с жалобой не согласна, решение Избирательной комиссии считает законным и обоснованным. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение заместителя прокурора /данные обезличены/ района Чесноковой Н.А., полагавшего, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. Согласно ч. 2 ст. 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным. Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане вправе обратиться за судебной защитой активного избирательного права (например, в связи с неправильностями в списках избирателей, непредставлением возможности получить информацию или проголосовать на избирательном участке), а также своего пассивного избирательного права (в частности, в связи с отказом в регистрации кандидатом), если считают эти права нарушенными. Решением /данные обезличены/ районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения об избирательной комиссии муниципального образования /данные обезличены/ район Алтайского края» Утверждено Положение об избирательной комиссии муниципального образования <адрес> (л.д. 18). В соответствии с разделом 2 Положения об избирательной комиссии муниципального образования /данные обезличены/ район Алтайского края (далее Положение) избирательная комиссия организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутатов, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального района, преобразования муниципального района (п. 2.2.) (л.д.19). В соответствии с разделом 4 Положения избирательная комиссия осуществляет на территории района контроль над соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; обеспечивает на территории района реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов и главы района, местных референдумов, изданием необходимой печатной продукции (л.д. 20, оборот). В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ В соответствии с п. 1, 2 ст. 156 «Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов» выборы в представительный орган муниципального образования назначает представительный орган муниципального образования. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. Данная норма состоит в соответствии с Федеральным законом, а именно с ч. 7 ст. 10 ФЗ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Решением /данные обезличены/ районного Совета депутатов /данные обезличены/ района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № назначены выборы депутатов районного Совета на ДД.ММ.ГГГГ. Данное решение обнародовано в районной массовой газете «/данные обезличены/» за ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25). После опубликования данного Решения с ДД.ММ.ГГГГ началась процедура регистрации кандидатов в депутаты районного Совета депутатов шестого созыва. В соответствии со ст. 34 ФЗ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ В соответствии со ст. 159 «Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов» самовыдвижение кандидата производится путем уведомления об этом соответствующей окружной избирательной комиссии, в которой будет осуществляться регистрация кандидата, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидата, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 статьи 162 настоящего Кодекса. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о самовыдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, настоящим Кодексом, после поступления в нее заявления, составленного в соответствии с пунктами 2.1 и 4 статьи 158 настоящего Кодекса. Если кандидат одновременно выдвинут на других выборах, в заявлении сообщается о его выдвижении на других выборах. Вместе с заявлением кандидат представляет документы, указанные в пунктах 3 и 9 статьи 158 настоящего Кодекса. В соответствии с п. 1 ст. 38 ФЗ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ В силу п. 1 ст. 162 «Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов» регистрация кандидатов, выдвинутых по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, осуществляется окружными избирательными комиссиями, муниципальных списков кандидатов избирательной комиссией муниципального образования при наличии: 1) составленного (составленных) в соответствии с пунктом 4 статьи 158 настоящего Кодекса заявления (заявлений) кандидата (кандидатов) о его (об их) согласии баллотироваться по данному избирательному округу; 2) сведений, представленных в соответствии с пунктом 5 статьи 158 настоящего Кодекса; 3) необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей, решения политической партии, указанной в пунктах 5, 5.1 или 5.3 настоящей статьи, либо в порядке, указанном в пункте 6 настоящей статьи. Федеральное и региональное законодательство не предусматривает срок окончания регистрации кандидатов в депутаты. Руководствуясь п. 5 ст. 161 Кодекса АК, согласно которой сбор подписей должен быть закончен не позднее чем за 40 дней до дня голосования, избирательная комиссия путем подсчета установила день окончания сбора подписей – ДД.ММ.ГГГГ 18-00 часов. Данное обстоятельство подтверждено в судебном заседании представителем заинтересованного лица Котовой Т.В., и не отрицается заявителем Волжениной Т.А. ДД.ММ.ГГГГ Волженина Т.А. обратилась в муниципальную избирательную комиссию <адрес> с письменными заявлениями о регистрации её кандидатом в депутаты <адрес> Совета депутатов по избирательному округу № на основании подписей избирателей (л.д. 26, 27). При этом судом установлено, что одно заявление подписано заявителем ДД.ММ.ГГГГ и имеет отметку «вх. ДД.ММ.ГГГГ. подпись» (л.д. 27), второе заявление подписано ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26). К заявлениям Волженина Т.А. приложила копию диплома (л.д. 28), копию паспорта (л.д. 29), копию трудовой книжки (л.д. 30-31), а также протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32) и подписной лист (л.д. 33). Письменное заявление Волжениной Т.А. зарегистрировано в реестре поданных заявлений кандидатов в депутаты /данные обезличены/ РСД (л.д. 34-35), в соответствии с которым под порядковым номером 27 имеются сведения о Волжениной Т.А., номер наименования округа № <адрес>, дата и время подачи заявления – « ДД.ММ.ГГГГ - дата на заявлении, ДД.ММ.ГГГГ. 10-00 поступило в комиссию», субъект выдвижения – самовыдвиженец, указанные данные подтверждены личной подписью Волжениной Т.А., которая в судебном заседании после обозрения реестра полностью подтвердила данное обстоятельство. Волженина Т.А. также указала, что она не была лишена возможности ознакомится с информацией в реестре, реестр был заполнен в её присутствие. Согласно подписному листу кандидата в депутаты Волжениной Т.А. (л.д. 33) сбор подписей произведен в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 49 Кодекса АК комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов, муниципального списка кандидатов, выдвижения инициативы проведения референдума, отзыва требованиям Федерального закона, настоящего Кодекса, а также достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах. Комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов комиссии, работников аппарата комиссии, привлеченных специалистов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Такие заключения излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной. Комиссия отказывает в регистрации кандидата, краевого списка кандидатов, в проведении референдума, отзыва также в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, недостаточно для регистрации кандидата, краевого списка кандидатов, муниципального списка кандидатов, назначения референдума, отзыва. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы, членом соответствующей комиссии с правом решающего голоса, и представляется комиссии для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению комиссии. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке. В случае соответствия порядка выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов, муниципального списка кандидатов требованиям Федерального закона, настоящего Кодекса комиссия в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи, принимает решение о регистрации кандидата, краевого списка кандидатов, муниципального списка кандидатов в противном случае - об отказе в регистрации. ДД.ММ.ГГГГ избирательная комиссия провела проверку достоверности представленных подписей кандидатов в <адрес> Совет и установила недостоверность представленных подписей кандидата в депутаты Волжениной Т.А. Данная проверка проведена в короткие сроки с той целью, чтобы в случае выявления каких-либо недостатков в представленных документах кандидатов в депутаты, у них имелась возможность до окончания срока регистрации в избирательной комиссии ДД.ММ.ГГГГ 18-00 часов устранить указанные недостатки. В соответствии с п. 5 ст. 52 Кодекса АК основаниями отказа в регистрации кандидата, краевого списка кандидатов, муниципального списка кандидатов, в проведении референдума, отзыва является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, краевого списка кандидатов, муниципального списка кандидатов, инициативы проведения референдума, отзыва либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата, назначения референдума в случае, когда для их регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата, назначения референдума. ДД.ММ.ГГГГ в 17-20 час. Волженина Т.А. посредством телефонограммы уведомлена о том, что её документы и подписной лист рассмотрены, по результатам рассмотрения подписной лист не соответствует требованиям, установленным законодательством, ДД.ММ.ГГГГ на заседании рабочей группы и заседании комиссии будет принято соответствующее решение. О том, что данная информация поступила Волжениной Т.А. свидетельствует письменное доказательство копия журнала учета телефонограмм (исходящих, входящих) (л.д. 36, 37). Решением избирательной комиссии муниципального образования «/данные обезличены/» № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в регистрации кандидату в депутаты районного Совета депутатов /данные обезличены/ района шестого созыва Волжениной Т.А. (л.д. 39). К решению прилагается протокол проверки достоверности представленных подписей для регистрации кандидатов в /данные обезличены/ районный Совет депутатов (л.д. 40), согласно которому в отношении кандидата в депутаты Волжениной Т.А. установлено следующее: количество заявленных подписей – 12, количество представленных подписей – 12, количество проверенных подписей – 12, количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными – 12. В соответствии с ведомостью проверки достоверности документов для регистрации кандидатов в <адрес> Совет депутатов основанием для отказа в регистрации послужило нарушение п.п. а п. 6.4 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (л.д. 41). О принятом решении Волженина Т.А. была уведомлена устно ДД.ММ.ГГГГ, что подтвердила в судебном заседании представитель заинтересованного лица Котова Т.В. и не отрицает заявитель Волженина Т.А. Кроме того, ей вручено письменное уведомление (л.д. 10). В соответствии с подп. «а» п. 6.4 ст. 38 ФЗ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению местного референдума. В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 51 Кодекса АК подписи избирателей, собранные при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания в поддержку кандидата, краевого списка кандидатов, а также собранные в поддержку инициативы проведения референдума Алтайского края, отзыва депутата Законодательного Собрания до дня оплаты изготовления подписных листов; подписи избирателей, собранные до дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, либо до дня, следующего за днем заверения копии муниципального списка кандидатов избирательной комиссией муниципального образования, либо до дня, следующего за днем регистрации инициативной группы, созданной с целью проведения местного референдума. Анализ вышеназванных положений федерального и краевого законодательства свидетельствует о том, что сбор подписей до дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата - является нарушением закона. С учетом приведенных требований закона 12 подписей в подписном листе кандидата в депутаты Волжениной Т.А. обоснованно признаны недействительными избирательной комиссией. В соответствии с положениями ст.161 Кодекса АК если в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи избирателей, то их должно быть собрано 1 процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа, но не менее 10 подписей. Таким образом, для регистрации в качестве кандидата в депутаты заявителем представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей (0). Установленное обстоятельство в силу подп. «д» п.24 ст. 38 ФЗ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и п.5 ст.52 Кодекса АК является достаточным основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты /данные обезличены/ районного Совета депутатов шестого созыва Волжениной Т.А. Суд не принимает доводы Волжениной Т.А. о том, что она не была извещена избирательной комиссией о неполноте предоставленных ею сведений или несоблюдении требований закона, а также о том, что она не была извещена о соответствующей проверке подписей, поскольку указанные нарушения не влекут отмену обжалуемого решения избирательной комиссии. Согласно п. 1.1. ст. 38 ФЗ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и п. 10.1 ст. 49 Кодекса АК при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Извещение Волжениной Т.А. избирательной комиссией о неполноте предоставленных ею сведений или несоблюдении требований закона, а также о соответствующей проверке подписей, и соответственно её участие в проверке не могло повлиять на решение избирательной комиссии, так как заявителем нарушены требования закона по сбору подписей и оформлению подписного листа. Установленные обстоятельства позволяют суду считать решение избирательной комиссии муниципального образования /данные обезличены/ район № от ДД.ММ.ГГГГ принятым в соответствии с требованиями закона. Оснований для удовлетворения заявления Волжениной Т.А. суд не усматривает и отказывает ей. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Волжениной Т.А. о признании незаконным решения Избирательной комиссии муниципального образования /данные обезличены/ район от ДД.ММ.ГГГГ отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Третьяковский районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 27 января 2012 года. Судья О.И.Каплунова
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями от 20 октября 2011 г.) в соответствии с ч. 1 ст. 4 «Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов» гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.
самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, либо при внесении избирательного залога.