И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 17 мая 2012 года с. Староалейское Третьяковский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Каплуновой О.И. при секретаре Мартыновой О.А. с участием заместителя прокурора Третьяковского района Чесноковой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Третьяковского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО /.../ о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании её с территориальным органом государственного пожарного надзора, у с т а н о в и л: Прокурор Третьяковского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО /.../ о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании её с территориальным органом государственного пожарного надзора. Истец просит признать незаконным бездействие ООО /.../ по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму работников учреждения; обязать ООО /.../ разработать и согласовать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму с /.../ г. Змеиногорска и районам. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для исполнения указанных действий до 01 июня 2012 года. В судебном заседании истец заместитель прокурора Третьяковского района Чеснокова Н.А. исковые требования уточнила, просила обязать ООО /.../ согласовать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму с /.../ г. Змеиногорска и районам. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для исполнения указанных действий до 01 июля 2012 года. Представитель ответчика ООО /.../ в судебное заседание не явился, поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признает. Представитель третьего лица /.../ г. Змеиногорска и районам в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Ходатайств об отложении дела не поступало. Суд, выслушав пояснения заместителя прокурора Третьяковского района Чесноковой Н.А., проверив письменные доказательства, пришел к следующему. В силу статьи 6 ФЗ «О пожарной безопасности» и пункта 6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 820, обязанность по контролю за соблюдением пожарной безопасности входит в компетенцию Государственной противопожарной службы, которые не наделяют органы государственного пожарного надзора правом обращаться в суд с требованиями об устранении нарушений правил пожарной безопасности, не ограничивают полномочия прокурора по обращению в суд. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Пожарная безопасность - это состояние защищенности жизни, здоровья и имущества физических или юридических лиц от пожара, которое обеспечивается системой мер противопожарной безопасности и поддерживается путем выполнения требований, установленных специальными нормативными правовыми актами. В ходе проведенной прокурорской проверки соблюдения требований пожарной безопасности объектов в ООО /.../ установлены нарушения. В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Согласно ст. 3 ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности. В силу ст. 25 ФЗ «О пожарной безопасности» обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Пунктом 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 868 от 11.07.2004, установлено, что МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациям Приказом МЧС России № 645 от 12.12.2007 утверждены Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» устанавливающие требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, к которым относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. В соответствии с пунктом 4 названных норм, основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (пожарно-технический минимум). Согласно пунктам 31, 34, 35, 39, 40, 51, 52, 53 норм пожарной безопасности, руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации позволяющих выработать практические навыки по предупреждению по спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагается на ее руководителя, организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства. Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ организаций, не находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется территориальными органами государственного пожарного надзора. Как усматривается из материалов гражданского дела ООО /.../ разработана Программа обучения пожарно-техническому минимуму ООО /.../ которая утверждена директором ООО /.../ Вместе с тем, данная программа не согласована с государственным инспектором /.../ по г. Змеиногорску и районам (в программе отсутствует отметка о согласовании). Отсутствие в ООО /.../ согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму представляет собой неисполнение возложенной на него статьей 25 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обязанности в области обеспечения пожарной безопасности, обязанностей в сфере антитеррористической защищенности, в результате чего создаются условия, при которых Общество не может гарантировать безопасность работников организации и ставит под угрозу их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара. При таких обстоятельствах, суд считает уточненный иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Уточненный иск прокурора Третьяковского района удовлетворить. Обязать ООО /.../ согласовать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму с /.../ 10 г. Змеиногорска и районам. Установить срок для исполнения решения до 01 июля 2012 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Третьяковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья О.И. Каплунова