О признании действий незаконным и возложении обязанности



Дело № 2-271/2012

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К ОЙ Ф Е Д Е Р А Ц И И

21 мая 2012 года с.Староалейское

Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Волжениной Т.Н.

с участием заместителя прокурора Третьяковского района Чесноковой Н.А.

при секретаре Ткачевой А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Третьяковского района в интересах Зырянова Г.П. к Администрации Третьяковского района в лице её органа комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов о признании действий незаконными и возложении обязанностей,

у с т а н о в и л:

Прокурор Третьяковского района обратился в суд с заявлением в интересах Зырянова Г.П. к Администрации Третьяковского района в лице её органа комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов о признании действий незаконными и возложении обязанности.

В заявлении истец указал, что прокуратурой Третьяковского района при рассмотрении заявления Зырянова Г.П. выявлено, что администрацией Третьяковского района в лице комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению жильем отказано в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Зырянов Г.П. является инвалидом Великой Отечественной войны.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5- ФЗ "О ветеранах" инвалиды войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем.

Зырянов Г.П. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ комиссия по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению жильем, приняла решение об отказе в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании подпункта 2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся жилых помещений).

В ходе заседания комиссии установлено, что Зырянов Г.П. собственного жилья не имеет, он его продал ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время проживает с семьей сына ФИО1 (<адрес>). Квартира общей площадью 45,9 кв.м, пригодна для проживания 45,9 кв.м. : 3= 15,3 кв.м.-что боее учетной нормы на одного человека по Корболихинскому сельсовету (15 кв. м) ФИО1 и его жена ФИО2 продали данное жилье ДД.ММ.ГГГГ своему сыну.

Указанные обстоятельства и послужили основаниями для отказа в постановке на учет Зырянову Г.П. в качестве нуждающегося.

Прокурор считает, что решение комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению жильем, об отказе Зырянову Г.П. в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании подпункта 2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным по следующим основаниям.

Согласно статье 52-54 Жилищного кодекса РФ признание нуждающимися в жилых помещениях и принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган. С заявлением о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве I нуждающихся в улучшении жилищных условий, непредставление данных документов является основанием для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается соответствующим законом субъекта РФ.

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1)       не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2)          являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3)     проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4)          являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Ррссийской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Зырянов Г.П. собственного жилья не имеет. Квартира, в которой он проживает, расположенная в <адрес> принадлежит на праве собственности лицам, которые не являются членами семьи Зырянова Г.П..

Таким образом, Зырянов Г.П. является в силу п.п. 1,2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимся в жилом помещении и оснований для отказа в признании его таковым у Комиссии не имелось.

Статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав граждан которые обратились к нему с заявление о защите прав, в том числе в части обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Прокурор обращается в суд, поскольку мера судебного понуждения является единственно возможным способом восстановить нарушенные права Зырянова Г.П.

Прокурор просит признать незаконными действия органа местного самоуправления - администрации Третьяковского района в лице комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению жильем, выразившиеся в отказе поставить на учет Зырянова Г.П. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Обязать ответчика поставить Зырянова Г.П. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с момента подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец заместитель прокурора Третьяковского района Чеснокова Н.А. доводы заявления поддержала и просила его удовлетворить.

Истец Зырянов Г.П. просил признать незаконными действия жилищной комиссии, обязать поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, суду пояснил, что он проживал с женой в <адрес>, где они имели собственное жилье, после смерти жены жить одному стало тяжело в столь преклонном возрасте, он решил переехать жить к сыну в <адрес>, в связи с чем продал дом в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрировался ДД.ММ.ГГГГ по месту проживания у сына ФИО1 в <адрес>. С сыном не сложились отношения и он ушел проживать в квартиру, которую ему предоставили от СПК, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировался по месту проживания в <адрес>, откуда его забрала дочь к себе по месту жительства, где он проживал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и был зарегистрирован по месту проживания <адрес>, откуда вновь переехал в <адрес>, но квартира принадлежит внуку, членом семьи которого Г.П. никогда не являлся. У ФИО3 имеется жена ФИО4 и двое несовершеннолетних детей ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В квартире, расположенной по <адрес> принадлежащей ФИО3 в настоящее время проживает также ФИО1 и его жена ФИО2.

Представитель ответчика администрации Третьяковского района в лице комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению жильем ФИО7., юрист администрации - ФИО8 исковые требования не признали по причинам, указанным в решении об отказе.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив письменные доказательства, пришел к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Алтайского края от 9 декабря 2005 года № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5- ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно ст. 1 закона Алтайского края от 14 сентября 2006 года № 92-30 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления), определенных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильем граждан, меры социальной поддержки по обеспечению жильем которых установлены статьями 14, 16 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года; а так же граждан, меры социальной поддержки по обеспечению жильем которых установлены статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, путем предоставления им субсидий на приобретение (строительство) жилья (далее – «граждане - получатели субсидий») установлен Постановлением администрации Алтайского края от 6 октября 2006 г. № 407 «Об утверждении положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае», указанное постановление принято во исполнение Постановления Правительства РФ от 15 октября 2005 года № 614 «Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».

Согласно п. 2 Положения субсидии предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

На основании, постановления Администрации Третьяковского района № 91/1 от 09.04.2010 года учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, следующих категорий - ветераны, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, осуществляется Комиссией по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

На учет в улучшении жилищных условий принимаются ветераны, признанные по основаниям ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях (п. 1 раздела II Положения, утвержденного постановлением Администрации района № 91/1 от 09.04.2010 года). Учет граждан ведется в соответствии с законом Алтайского края № 115-ЗС от 09.12.2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и Положением.

В судебном заседании установлено, что Зырянов Г.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением (л.д. 9).

Зырянов Г.П. собственного жилья не имеет, жилой дом в <адрес> он продал после того, как умерла жена ДД.ММ.ГГГГ. и зарегистрировался по месту проживания у сына ФИО1 в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. С сыном не сложились отношения и он ушел проживать в квартиру, которую ему предоставили от СПК и зарегистрировался ДД.ММ.ГГГГ по мессу проживания в <адрес>, проживал один, нуждался в помощи и его забрала дочь жить к себе по месту жительства, где он проживал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и был зарегистрирован по месту проживания в <адрес>, затем вновь переехал в <адрес>. В настоящее время проживает в <адрес> (л.д. 15) с семьей сына ФИО1 в квартире, которая принадлежит ФИО3 и ФИО4 на праве общей долевой собственности. Квартира общей площадью 45,9 кв.м. (л.д. 21-22). Данную квартиру ФИО3 и ФИО4 приобрели ДД.ММ.ГГГГ по ипотеке, используя материнский капитал, для улучшения своих жилищных условий, Зырянов Г.П. не является членом данной семьи.

ДД.ММ.ГГГГ Зырянов Г.П. обратилась к главе района с письменным заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий (л.д. 7).

ДД.ММ.ГГГГ комиссией по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению жильем (далее комиссия) отказано в удовлетворении заявления Зырянова Г.П. по основаниям подп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ: «предоставлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях» (л.д. 23-24).

При рассмотрении заявления Зырянова Г.П. было учтено, что Зырянов Г.П. не имеет собственного жилья, он его продал ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время проживает с семьей сына ФИО1. (<адрес>). Квартира общей площадью 45,9 кв.м, пригодна для проживания 45,9 кв.м. : 3= 15,3 кв.м.-что более учетной нормы на одного человека по Корболихинскому сельсовету (15 кв. м) ФИО1 и его жена ФИО2 продали данное жилье ДД.ММ.ГГГГ своему сыну, в этот период в 2011 году Зырянов Г.П. не проживал в семье сына, повлиять на решение о продаже не мог, в то же время он не являлся сособственником данного жилья, проживал в другом месте.

При установленных судом обстоятельствах суд не находит, что Зырянов Г.П. преднамеренно ухудшил свои жилищные условия, продавая в ДД.ММ.ГГГГ после смерти жены принадлежащий ему на праве собственности дом, так как в преклонном возрасте остался один, нуждался в помощи и хотел проживать с сыном, умысла ухудшить свои жилищные условия у него не было, после того, как не сложились отношения с сыном, сначала переехал в предоставленную ему квартиру по социальному найму, а затем переехал жить к дочери в <адрес>, где также не сложились отношения, поэтому он вернулся в <адрес>, однако за указанный период времени его сын продал квартиру своему сыну и снохе. Другого жилья у ФИО1- сына истца не имеется, указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (л.д.17-22)

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Зырянов Г.П. не имеет в собственности жилья, проживает в квартире, которая ему не принадлежит, она также не принадлежит сыну истца, а принадлежит его внуку, членом семьи которого Зырянов Г.П. не является, поэтому рассчитывать норму площади на трех проживающих, без учета собственников жилья и их несовершеннолетних детей суд находит неправильным. При указанных обстоятельствах, суд находит, что Зырянов Г.П. как ветеран ВОВ нуждается в улучшении жилищных условий и ему необоснованно отказано в постановке на учет в качестве нуждающего в улучшении жилищных условий.

Согласно статье 52-54 ЖК РФ признание нуждающимися в жилых помещениях и принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган. С заявлением о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, непредставление данных документов является основанием для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается соответствующим законом субъекта РФ.

Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. В данном случае собственником жилья является семья внука истца в составе 4 человек, Зырянов Г.П. не является членом его семьи и никогда не жил в данной семье, сын истца жилья в собственности не имеет.

Согласно Указу Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 года, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших/ умерших/ инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5- ФЗ « О ветеранах».

Таким образом, действия администрации Третьяковского района в лице комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, выразившиеся в отказе поставить на учет Зырянова Г.П. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, незаконны. Следует обязать администрацию Третьяковского района в лице комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов поставить Зырянова Г.П. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с момента подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковое заявление прокурора Третьяковского района в интересах Зырянова Г.П. к Администрации Третьяковского района в лице её органа комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов о признании действий незаконными и возложении обязанностей удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации Третьяковского района в лице комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению жильем, выразившиеся в отказе поставить на учет Зырянова Г.П. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию Третьяковского района в лице комиссии по рассмотрению заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов поставить Зырянова Г.П. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с момента подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Третьяковский районный суд Алтайского края.

Решение в окончательной форме изготовлено 28 мая 2012 года.

Судья: Т.Н. Волженина