Дело № 2-149/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 февраля 2011 года с. Староалейское
Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Каплуновой О.И.
с участием помощника прокурора Третьяковского района Федорищева Р.И.
при секретаре Ткачевой А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Третьяковского района в интересах Морозовой Г.В. к Открытому акционерному обществу «Алтайкрайэнерго», филиалу ОАО «Алтайкрайэнерго» Змеиногорские межрайонные электрические сети, Управлению социальной защиты населения по Третьяковскому району о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию по оплате электроэнергии,
у с т а н о в и л:
Прокурор Третьяковского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Морозовой Г.В. к Открытому акционерному обществу «Алтайкрайэнерго», филиалу ОАО «Алтайкрайэнерго» Змеиногорские межрайонные электрические сети, Управлению социальной защиты населения по Третьяковскому району о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию по оплате электроэнергии.
В обоснование иска указал, что в ходе проведения законности при применении нормативов потребления электроэнергии установлено следующее.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Как следует из ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.35 постановления администрации Алтайского края от 19.01.2006 года № 9 «Об утверждении положения о Главном управлении экономики и инвестиций Алтайского края» управление осуществляет государственное регулирование предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», иными нормативными правовыми актами цен (тарифов), надбавок, наценок, устанавливает индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению.
Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006 года №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в многоквартирных и жилых домах, за исключением жилых домов, оборудованных электроплитами.
Данные нормативы введены в действие с 01.01.2007 года (п.2 Решения от 25.10.2006 года №10).
Вместе с тем, при расчете мер социальной поддержки Морозовой Г.В. с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения искового заявления за потребленную электрическую энергию применяется норматив потребления <данные изъяты> кВт в месяц, установленный решением Староалейского сельского совета депутатов от 11.08.2006 года «О нормативах потребления жилищно-коммунальных услуг», которое в настоящий момент не действует.
Таким образом, незаконное применение ответчиком норматива потребления по электроснабжению в размере 54 кВт приводит к необоснованному уменьшению размера денежной компенсации по оплате коммунальных услуг по электроснабжению, предусмотренной законодательством.
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах»).
До принятия Закона Алтайского края от 08.05.2008 года №37-3C, согласно п. 4 ч. 1 ст. 3 Закон Алтайского края от 03.12.2004 года № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставлялись меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).
В силу п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 03.12.2004 года № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» (в редакции Закона Алтайского края от 08.05.2008 года №37-3C) ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).
В соответствии со ст. 2, ч.ч. 7-9 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 года №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 ЖК РФ срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи.
В силу ч. 3 ст. 7 Закона Алтайского края от 27.12.2007 года №156-ЗС суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации - поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока.
Прокурор просит признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» по применению норматива потребления электроэнергии <данные изъяты> кВт/ч в месяц для предоставления мер социальной поддержки в отношении Морозовой Г.В. с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения искового заявления; обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» произвести Морозовой Г.В. перерасчет за период с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения дела в суде платы за услуги по электроснабжению исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25.10.2006 года №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению»; обязать Управление социальной защиты населения по Третьяковскому району выплатить Морозовой Г.В. денежную компенсацию за период с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения дела в суде согласно произведенному перерасчету оплаты электроснабжения.
В судебном заседании истец помощник прокурора Третьяковского района Федорищев Р.И. исковые требования уточнил, просил признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» по применению норматива потребления электроэнергии <данные изъяты> кВт/ч в месяц для предоставления мер социальной поддержки в отношении Морозовой Г.В. с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения искового заявления; обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» произвести Морозовой Г.В. перерасчет за период с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения дела в суде платы за услуги по электроснабжению исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25.10.2006 года №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению»; обязать Управление социальной защиты населения по Третьяковскому району выплатить Морозовой Г.В. денежную компенсацию за период с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения дела в суде согласно произведенному перерасчету оплаты электроснабжения.
Истица Морозова Г.В. в судебное заседание не явилась, о времени, дате и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просила.
Представитель ответчика Открытого акционерного общества «Алтайкрайэнерго», представитель ответчика филиала ОАО «Алтайкрайэнерго» «Змеиногорские межрайонные электрические сети», представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Третьяковскому району в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте рассмотрения гражданского дела уведомлены надлежащим образом. Исковые требования не признают по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав истца помощника прокурора Третьяковского района Федорищева Р.И., проверив письменные доказательства, пришел к следующему.
Истица Морозова Г.В. имеет звание «Ветеран труда» и имеет право на льготы по оплате коммунальных услуг, согласно представленных списков (л.д. 11), она получала возмещение по оплате за электроэнергию по нормативу <данные изъяты> кВт/ч в месяц, установленное решением Староалейского сельского совета депутатов от 11.08.2006 года «О нормативах потребления жилищно-коммунальных услуг», данное решение отменено.
В соответствии со ст. 2, ч.ч. 7-9 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 года №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 ЖК РФ срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций.
Нормативы потребления электроэнергии утверждены Решением главного Управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006 года №10, которые действуют с 01.01.2007 года.
Соглашение между энергоснабжающей организацией и органами социальной защиты заключено ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-16). С ДД.ММ.ГГГГ необходимо было рассчитывать компенсацию льготополучателям по новым тарифам, однако, филиал ОАО «Алтайкрайэнерго» «Змеиногорские межрайонные электрические сети» продолжает рассчитывать размер компенсации по прежним нормативам, не производит новый расчет, который зависит от количества комнат в квартире и количества проживающих, ссылаясь на отсутствие таких сведений в энергоснабжающей организации, что является нарушением прав истца на получение компенсации за потребленную энергию в качестве мер социальной поддержки. Исходя из характеристики жилого помещения, занимаемого Морозовой Г.В. (количества комнат, проживающих лиц) норматив потребления услуг по электроснабжению согласно решению №10 от 25.10.2006 года Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края составляет <данные изъяты> кВт/ч.
С учетом изложенного, подлежит удовлетворению иск прокурора Третьяковского района в интересах Морозовой Г.В. к Открытому акционерному обществу «Алтайкрайэнерго», филиалу ОАО «Алтайкрайэнерго» Змеиногорские межрайонные электрические сети о признании незаконными действий по применению норматива потребления, так как норматив потребления ответчиком применялся в меньшем объеме, чем предусмотрено законодательством, а Управлением социальной защиты населения по Третьяковскому району компенсация производилась не в полном объеме по представленным энергоснабжающей организации спискам.
Уточненные исковые требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск прокурора Третьяковского района в интересах Морозовой Г.В. к Открытому акционерному обществу «Алтайкрайэнерго», филиалу ОАО «Алтайкрайэнерго» Змеиногорские межрайонные электрические сети, Управлению социальной защиты населения по Третьяковскому району о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию по оплате электроэнергии удовлетворить.
Признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» по применению норматива потребления электроэнергии <данные изъяты> кВт/ч в месяц для предоставления мер социальной поддержки в отношении Морозовой Г.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» произвести Морозовой Г.В. перерасчет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ платы за услуги по электроснабжению исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006 года №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» в размере <данные изъяты> кВт/ч.
Обязать Управление социальной защиты населения по Третьяковскому району выплатить льготополучателю Морозовой Г.В. сумму компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно произведенному перерасчету оплаты электроснабжения.
Взыскать с ОАО «Алтайкрайэнерго» в доход комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Третьяковского района Алтайского края государственную пошлину в сумме /сумма обезличена/.
Взыскать с Управления социальной защиты населения по Третьяковскому району в доход комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Третьяковского района Алтайского края государственную пошлину в сумме /сумма обезличена/.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней через Третьяковский районный суд.
Судья О.И.Каплунова