о взыскании суммы компенсационных выплат



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Тракторозаводский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Севериной Н.А.

при секретаре ФИО3

с участием истца ФИО2

представителей ответчиков ФИО4, ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Территориальному управлению социальной защиты населения по <адрес>, Управлению социальной защиты населения <адрес> о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд к Территориальному управлению социальной защиты населения по <адрес>, Управлению социальной защиты населения <адрес> с иском, в котором просит обязать территориальное управление социальной защиты населения по <адрес> выплачивать ему ежемесячную социальную льготу на оплату жилья с ДД.ММ.ГГГГ в размере 780руб. 35коп. с последующим ежегодным перерасчетом в зависимости от увеличения жилищно-коммунальных платежей; выплатить ему недополученную сумму на оплату
жилья в размере 5374руб. 29коп.; внести соответствующие изменения в реестре на выплаты социальной льготы на оплату ЖКХ; обязать отделение по <адрес> управления федерального казначейства по <адрес> на основании предоставляемых списков произвести единовременную выплату в размере 5374руб. 29коп. и выплачивать ежемесячно социальную льготу в размере 780руб. 35коп.

В обоснование своих требований истец сослался на следующие обстоятельства.

С 1994г. он является инвалидом-чернобыльцем 2-ой группы. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» он имеет право на 50% компенсацию на оплату жилищно-коммунальных услуг, а именно: «оплата в размере 50% занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях, в том числе и членам их семей, проживающих с ними; оплата в размере 50% за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией. В соответствии с информационным письмом УСЗН по <адрес> до начала выплат мне было начислено 757 руб. Однако, потом при вступлении закона <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ №-ОД в силу и началом выплат мер социальной поддержки данная сумма была пересмотрена и ему было назначена социальная поддержка в размере 460руб. в месяц в соответствии с постановлением ФИО1 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ В сентябре 2009г. ему был сделал перерасчет сумм социальной поддержки в сторону уменьшения до 424 руб. За 2010г. социальная поддержка по оплате жилья назначена в размере 474 руб. Полагает, что за 2009г. ему была не доплачена социальная поддержка в размере 2923руб. 52коп. За январь-август 2010г. ему начислена социальная поддержка на оплату ЖКХ и выплачивается в размере 474руб. С начала года выплачено 3792руб. Общая не доплата с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 2923,52+2450,77 = 5374руб. 29коп.

В дальнейшем истец ФИО2 обратился в суд с иском, в котором изменил свои требования и просит считать предельной суммой предоставления льготы по оплате за ЖКХ в соответствии с постановлениями правительства № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ в следующих размерах: за 2009г. - 5 4*34,9/2=942руб. 30коп., за 2010г. - 60,4*34,9/2 = 1053руб. 98коп., на 2011г. -73,4*34,9/2- 1280руб. 83коп. В настоящее время просит обязать территориальное управление социальной защиты населения по <адрес> выплатить ему не дополученную сумму на оплату жилья (в соответствии с расчетом) в размере 6424руб. 48коп.; внести соответствующие изменения в реестре на выплаты социальной льготы на оплату ЖКХ; выплачивать за ноябрь-декабрь 2010г. суммы возмещения за ЖКХ в размере 740руб. 12 коп. с последующим перерасчетом по итогам года; назначить на 2011г. сумму возмещения за оплату ЖКХ в размере средне-годовой суммы по итогам 2010г. с последующим перерасчетом в конце года; обязать отделение по <адрес> управления федерального казначейства по <адрес> на основании предоставляемых
списков произвести единовременную выплату в размере 6424руб. 48коп.

В судебном заседании истец ФИО2 поддержал свои измененные исковые требования и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - Территориального управления социальной защиты населения по <адрес> ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования ФИО2 не признала. Суду пояснила, что ФИО2 состоит на учете по категории «ЧАЭС-инвалиды», является получателем ежемесячной денежной выплаты на оплату части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги за счет денежных средств, поступающих в виде субвенций из федерального бюджета. В <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ осуществлен переход на денежную форму предоставления гражданам льготных категорий мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляются гражданам в денежной форме в виде ежемесячных денежных выплат. С января по май 2009г. ФИО2 получал ЕДВ на оплату ЖКУ в размере 460 рублей. С июня 2009г. ему предоставляется скидка в размере 50% на оплату водоотведения. Размер ЕДВ на ЖКУ с июня 2009г. составил 487 руб. В июле 2009г. ФИО2 произведена доплата ЕДВ на оплату ЖКУ с января по май 2009г. в размере 135руб. За девять месяцев им были получены федеральные средства на оплату жилищно-коммунальных услуг на сумму 4383руб. Фактические среднемесячные расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг ФИО2 составили 1641руб., соответственно скидка 50% на оплату жилищно-коммунальных услуг - 424руб., т.е. за период январь-сентябрь 2009г. общая сумма выплаты должна была составить 3816руб. Проавансированные ФИО2 суммы в размере 567руб. учтены в зачет осуществления последующей выплаты ЕДВ на оплату ЖКУ. В октябре 2010г. ФИО2 произведен перерасчет данной выплаты за 2009г. и 2010г. В итоге фактические среднемесячные расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг ФИО2 за период с января по декабрь 2009г. составили 1646руб., соответственно скидка на оплату жилищно-коммунальных услуг - 424руб. Фактические среднемесячные расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг ФИО2 за период с января по август 2010г. составили 1874руб., соответственно скидка на оплату жилищно-коммунальных услуг - 474руб. В результате произведенного перерасчета ЕДВ на оплату ЖКУ и с учетом выплаченных сумм ФИО2 в октябре 2010г. произведена доплата в размере 112руб. Поскольку считает исковые требования ФИО2 необоснованными, просит отказать ему в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения <адрес> ФИО5, действующий на основании доверенности, исковые требования ФИО2 не признал. Суду пояснил, что в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ осуществлен переход на денежную форму предоставления гражданам льготных категорий мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Законодательство федерального уровня инвалидам-чернобыльцам предусматривает оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, и оплату в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы. Поскольку инвалидам-чернобыльцам льгота по оплате жилищно-коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья сохранена, находит исковые требования ФИО2 не обоснованными и просит отказать ему в их удовлетворении.

Выслушав доводы истца, возражения представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования ФИО2 не обоснованными, не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению.

ФИО2 состоит на учете в территориальном управлении по <адрес> Волгограда Управления социальной защиты населения <адрес> по категории «ЧАЭС-инвалиды», является получателем ежемесячной денежной выплаты на оплату части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги за счет денежных средств, поступающих в виде субвенций из федерального бюджета.

Проживает один в приватизированной <адрес>, расположенной в <адрес> ТЗР площадью 34,9кв.м.

Согласно п.3 ст.14 Федерального Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантирована социальная поддержка в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; а также в отношении себя оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.

В соответствии с ответом, направленным в адрес Управления социальной защиты населения <адрес> письмом Минрегионразвития от ДД.ММ.ГГГГ №-АД/14, при предоставлении гражданам, указанным в Законе Российской Федерации 1244-1 мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг необходимо учитывать размер федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения (установлен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №), применяемого в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджетам субъектов Российской Федерации, для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 3 ст.14 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению указанным в законе категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Из системного толкования действующего законодательства следует, что предусмотренные нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации размеры ЕДВ на оплату ЖКУ федеральным льготникам должны соответствовать двум критериям: 1) должны обеспечивать гарантированные федеральными законами меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг; 2) поскольку реализация субъектом РФ ЕДВ на оплату ЖКУ осуществляется за счет средств субвенций из федерального бюджета, предоставляемых для осуществления соответствующих полномочий, то предусмотренный общий объем ЕДВ на оплату ЖКУ не может превышать объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций федерального бюджета в виде субвенций для передачи субъекту Российской Федерации на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Данная статья регламентирует механизм образования и объем мер по обеспечению положений Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В частности, ею предусмотрено, что средства на реализацию переданных субъектам полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем данных средств по оплате жилищно-коммунальных услуг определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, утвержденных Правительством РФ федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ. Порядок расходования и учета указанных средств устанавливается Правительством РФ. В статье содержится императивное указание на строго целевой характер использования средств на реализацию указанных полномочий. Контроль за расходованием данных средств осуществляется Росфиннадзором Российской Федерации, т.е. федеральным органом. Следовательно, объем и механизм предоставления льгот этим вышеуказанным Законом и определены.

Кроме того, анализ положений данной статьи Федерального закона, а также упомянутых выше нормативных актов позволяет прийти к выводу о том, что предоставление льгот производится на основании и в пределах субвенции, выделяемой субъекту РФ, рассчитанной, в свою очередь, исходя из федерального стандарта предельной стоимости услуг и федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения.

Таким образом, на федеральном уровне реализация предусмотренных Законом льгот обеспечивается именно в указанном объеме, т.е. с учетом социальной нормы площади жилья, и возложение на органы социальной защиты населения ответственности по обязательствам Российской Федерации, не обеспеченным финансовыми средствами, а также бремени изыскания соответствующих средств на реализацию Закона (в том числе и за счет областного бюджета) незаконно, так как не предусмотрено действующим законодательством.

В <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ осуществлен переход на денежную форму предоставления гражданам льготных категорий мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Необходимость реформирования системы ЖКХ впервые была обозначена в феврале 2007 года в Послании Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Пр.-294, а также поручением Председателя Правительства РФ, а правовая основа для перехода предусмотрена принятым ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ».

Исполняя поручения Президента Российской Федерации и решения государственных органов власти федерального уровня по реформированию в стране системы ЖКХ, в ряде регионов, в том числе и в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляются гражданам в денежной форме в виде ежемесячных денежных выплат (ЕДВ на оплату ЖКУ). Нормы материального права, определяющие объем мер для каждой из категорий федеральных льготников, предусмотренные Федеральными законами, не были изменены, т.к. это относится к полномочиям Федерального центра.

Согласно постановления ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета», ЕДВ на оплату ЖКУ назначались гражданам индивидуально в размере 50 процентов от произведения величин общей площади жилого помещения и областного стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц по муниципальным районам и городским округам <адрес> (далее - стандарта) с учетом количества проживающих в семье граждан.

С января по май 2009г., из расчета стандарта, ФИО2 получал ЕДВ на оплату ЖКУ в размере 460руб.

С июня 2009г. в соответствии с письмом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-АД/14 ему предоставляется скидка в размере 50% на оплату водоотведения. Размер ЕДВ на ЖКУ с июня 2009 года составил 487руб.

В июле 2009г. в соответствии с вышеуказанным письмом ФИО2 произведена доплата ЕДВ на оплату ЖКУ с января по май 2009 года в размере 135руб.

Таким образом, за девять месяцев им были получены федеральные средства на оплату жилищно-коммунальных услуг на сумму 4383руб.

Согласно данным, представленными организациями ЖКХ, фактические среднемесячные расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг ФИО2 составили 1641руб., соответственно скидка 50% на оплату жилищно-коммунальных услуг - 424руб., т.е. за период январь-сентябрь 2009г. общая сумма выплаты должна была составить 3816руб.

В целях сохранения получателями объема мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленного действующим законодательством федерального уровня, ДД.ММ.ГГГГ в постановление ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения, прописавшие процедуру перерасчета ЕДВ на ЖКУ.

Согласно внесенным изменениям, в случае если расчетная сумма ЕДВ на оплату ЖКУ больше объема мер социальной поддержки, установленного действующим федеральным законодательством, производится перерасчет по представленными гражданами платежным документам о ежемесячной плате за жилищно-коммунальные услуги или по сведениям о ежемесячно начисленных суммах, полученных от организаций в согласованном сторонами формате в соответствии с заключенными соглашениями.

Проавансированные ФИО2 суммы в размере 567руб. учтены в зачет осуществления последующей выплаты ЕДВ на оплату ЖКУ.

В октябре 2010г. ФИО2 произведен перерасчет данной выплаты за 2009 и 2010годы. В итоге фактические среднемесячные расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг ФИО2 за период с января по декабрь 2009г. составили 1646руб., соответственно скидка на оплату жилищно-коммунальных услуг - 424руб.

Фактические среднемесячные расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг ФИО2 за период с января по август 2010г. составили 1874руб., соответственно скидка на оплату жилищно-коммунальных услуг - 474руб.

В результате произведенного перерасчета ЕДВ на оплату ЖКУ и с учетом выплаченных сумм ФИО2 в октябре 2010г. произведена доплата в размере 112руб.

Перерасчет ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг гражданам производится один раз в год. Перерасчет за прошедший период гражданам осуществляется не более чем за 3 года до месяца обращения, но не ранее ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку ФИО2 сохранена льгота по оплате жилищно-коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, суд не находит оснований для удовлетворения его исковых требований и полностью отказывает ФИО2 в иске.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

ФИО2 в иске к Территориальному управлению социальной защиты населения по <адрес> о возложении обязанности:

- выплачивать ему не дополученную сумму на оплату жилья в размере 6424руб. 48коп.;

- внести соответствующие изменения в реестр на выплаты социальной льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг;

- выплачивать ему за ноябрь-декабрь 2010г. суммы возмещения за жилищно-коммунальные услуги в размере 740руб. 12коп. с последующим перерасчетом по итогам года;

- назначить на 2011г. сумму возмещения за оплату жилищно-коммунальных услуг в размере средне-годовой суммы по итогам 2010г. с последующим перерасчетом в конце года отказать.

ФИО2 в иске к Управлению социальной защиты населения <адрес> о возложении обязанности произвести единовременную выплату в размере 6424руб. 48коп. отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Тракторозаводский районный суд <адрес>.

Федеральный судья - Н.А.Северина