запрет эксплуатации мини-рынка



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тракторозаводский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Шамариной И.С.,

при секретаре Миловановой Е.И.,

с участием:

помощника прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда ФИО6.,

представителя ответчика ООО «<данные изъяты>» - ФИО3,

рассмотрев ДД.ММ.ГГГГ в открытом судебном заседании в г. Волгограде гражданское дело по иску прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда, действующего в интересах муниципального образования городской округ город-герой Волгоград, неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>» о запрете эксплуатации временного мини-рынка,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Тракторозаводского района г. Волгограда обратился в суд с иском в защиту интересов муниципального образования городской округ город-герой Волгоград, неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>» о запрете деятельности временного мини-рынка, расположенного по адресу: <адрес>

Свои требования мотивирует тем, что в ходе проведенной прокуратурой Тракторозаводского района г. Волгограда проверки соблюдения земельного законодательства на территории <адрес>, выявлены нарушения закона в деятельности ООО «<данные изъяты>». Проверкой установлено, что постановлением администрации Волгограда № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» предоставлен земельный участок площадью 1806 кв.м. по адресу: <адрес>. Участок предоставлен под строительство временного мини-рынка. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды на данный земельный участок. Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в указанный договор аренды земельного участка. Так, изменена площадь земельного участка, которая составила <данные изъяты> кв.м., а также целевое назначение земельного участка - эксплуатация временного мини-рынка. На момент проверки установлено, что разрешение на организацию рынка ООО «<данные изъяты>» не выдавалось, статус розничного рынка не получен. В ходе проверки также установлено, что на данном земельном участке размещены и функционируют более 10 объектов мелкорозничной торговли (киоски) и нестационарных объектов мелкорозничной сети, которые вместе образуют «<данные изъяты>» (согласно имеющейся вывеске). Таким образом, своими действиями ООО «<данные изъяты>» нарушает п. 5.1 Порядка размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, п.п. 2.2., 2.3., 2.6., 2.7. Порядка размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №. Также в ходе проверки установлено, что по данным МУП «<данные изъяты>», данный земельный участок, находится в санитарно - защитной зоне водовода питьевой воды Д=200мм и в охранной зоне бытовой канализации Д=350 мм. В соответствии со СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утвержденного постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, санитарно - защитная зона водоводов питьевой воды Д=200 мм составляет 3 м по свету от стенки трубы. Согласно СНиП 2.04.03-85* «Канализация. Наружные сети и сооружения», утвержденного постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ № охранная зона канализационных коллекторов бытовой канализации Д=350 мм составляет 3 метра от стенки трубы. Таким образом, в нарушение установленных норм, ООО «Эспас» эксплуатирует земельный участок, находящийся в охранных зонах инженерных коммуникаций (водовода питьевой воды и бытовой канализации), на котором расположены нестационарные объекты мелкорозничной сети и объекты мелкорозничной торговли и услуг, чем нарушает права неопределенного круга лиц - жителей Тракторозаводского района на бесперебойную подачу воды и водоотведение. В связи с чем, просит запретить деятельность временного мини-рынка ООО «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика - ООО «<данные изъяты>» в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что ООО «<данные изъяты>» не нарушает требований Порядка размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда, поскольку не осуществляет деятельность по организации розничного рынка. ООО «<данные изъяты>» заключило договор безвозмездного пользования с ИП ФИО4 для осуществления именно им деятельности. По обращению ООО «<данные изъяты>» в связи с изменением профиля вида деятельности торгового объекта с мини-рынка на торговый комплекс, мини-рынок «<данные изъяты>» исключен Департаментом потребительского рынка Администрации Волгограда из учета дислокации рынков г. Волгограда. Считает, что данным письмом Администрация Волгограда изменила целевое назначение использования земельного участка в договоре аренды. В связи с чем, считает требования прокурора необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Представители третьих лиц - ИП ФИО4, Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, МУП «Горводоканал г. Волгограда», Департамента потребительского рынка Администрации Волгограда, Администрации Тракторозаводского района г. Волгограда в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении слушания дела не просили.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд признает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено следующее.

Постановлением администрации Волгограда № 1496 от 12.11.1999 ООО «<данные изъяты>» предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>. Участок предоставлен под строительство временного мини-рынка. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды на данный земельный участок.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в указанный договор аренды земельного участка, а именно изменена площадь земельного участка, которая составила <данные изъяты> кв.м., а также целевое назначение земельного участка - эксплуатация временного мини-рынка.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 20.12.2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» (далее - Закон) розничный рынок - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.

Согласно ст. 4 Закона рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами. Планом должны предусматриваться места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы. Рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка (далее также - заявитель), на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Закона разрешение на право организации рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона управляющей рынком компанией разрабатывается и по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля, за обеспечением пожарной безопасности и охраной общественного порядка, утверждается паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности, в том числе антитеррористической безопасности.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст.14 Закона установлены требования к организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке.

Так, управляющей рынком компанией обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации требований.

Таким образом, законодателем введена особая процедура приобретения статуса рынка, направленная на защиту неопределенного круга лиц (граждан - потребителей) на обеспечение соблюдения их прав в сфере защиты прав потребителей, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иных предусмотренных законодательством РФ требований.

Частью 1 ст. 24 Закона предусмотрено, что организация розничного рынка, организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Федерального закона не позднее 1 августа 2007 года.

Из представленной Департаментом потребительского рынка администрации <адрес> информации установлено, что разрешение на организацию рынка ООО «<данные изъяты>» не выдавалось, статус розничного рынка не получен.

При этом постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. под строительство временного мини-рынка. В договоре земельного участка указан вид использования - строительство временного мини-рынка, а в дальнейшем, после внесенных изменений вид использования определен как эксплуатация временного мини-рынка.

Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение довод истца о том, что ООО «<данные изъяты>» не выполнил вышеуказанные требования Закона.

Кроме того, установлено, что на данном земельном участке размещены и функционируют более 10 объектов мелкорозничной торговли (киоски) и нестационарных объектов мелкорозничной сети, которые вместе образуют «<данные изъяты>» (согласно имеющейся вывеске).

Размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети на территории Волгограда осуществляется в соответствии с перечнем мест размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети на территории районов Волгограда, разработанным в соответствии с Порядком размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №.

В соответствии с п. 5.1 указанного Порядка перечень мест размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети на территории районов Волгограда должен содержать сведения о номере места, типе, специализации, адресе места расположения и периоде работы нестационарного объекта мелкорозничной сети.

В соответствии с п. 2.2. и 2.3. Порядка размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок), мобильные объекты на территории Волгограда размещаются в полной готовности или из крупных элементов высокой степени готовности без производства строительных работ. Групповое размещение объектов допускается только на территориях рынков, ярмарок в период их действия.

Согласно п. 2.6. Порядка размещение объектов производится согласно схемам.

Пунктом 2.7. Порядка установлено, что схемы утверждаются Волгоградской городской Думой.

Установлено, что указанные объекты не внесены в схему размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети и схему размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг. Разрешения на установку вышеуказанных объектов торговли администрацией Волгограда либо администрацией Тракторозаводского района не выдавались.

Таким образом, также нашел свое подтверждение довод истца о том, что своими действиями ООО «<данные изъяты>» нарушает п. 5.1 Порядка размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 20.02.2008 № 58/1458, п.п. 2.2., 2.3., 2.6., 2.7. Порядка размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 29.03.2006 № 29/589.

Учитывая изложенное, суд считает требования прокурора обоснованными, и считает возможным запретить деятельность временного мини-рынка ООО «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>

При этом суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что ООО «<данные изъяты>» не осуществляет деятельность по организации розничного рынка, которая требует специального разрешения, также согласно письма Департамента потребительского рынка Администрации Волгограда № от ДД.ММ.ГГГГ мини-рынок «<данные изъяты>» исключен из учета в дислокации рынков Волгограда в связи с изменением профиля деятельности торгового объекта, а кроме того, ООО «<данные изъяты>» имеет единственного контрагента в лице ИП ФИО4, которому в рамках договора № от ДД.ММ.ГГГГ передан в безвозмездное пользование весь земельный участок, а также расположенные на нем имущественные объекты, по следующим основаниям.

Так, в соответствии с договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок предоставлен ООО «<данные изъяты>» для строительства временного рынка.

Данным договором предусмотрено:

- п. 4.2.9. в случае передачи (продажи) строения или его части, расположенного на арендуемом земельном участке, другому юридическому или физическому лицу, Арендатор обязан в срок не более 5 календарных дней после совершения сделки уведомить Арендодателя об этом и ходатайствовать перед ним о переоформлении документов на землю;

- п. 5.1. этого договора Арендатор имеет право, с согласия Арендодателя, сдавать арендованный земельный участок или его часть в пользование третьим лицам на основании Договора;

- п. 3 и 4 неотъемлемой части договора «Ограничения, обременения, сервитуты в использовании земельного участка» запрещается использование земельного участка не по целевому назначению, установленному администрацией Волгограда, без ее согласия, а также запрещается передача землепользователем (арендатором) в пользование или аренду земельного участка третьему лицу без согласования с администрацией Волгограда (арендодателем).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» заключило договор безвозмездного пользования земельным участком с ИП ФИО4, согласно которому ООО «<данные изъяты>» передало ИП ФИО4 земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимости, движимое имущество, коммуникативные сооружения и сети для организации розничной торговли, бытового обслуживания населения (торговый комплекс) на срок до ДД.ММ.ГГГГ, при этом ИП ФИО4 обязан возмещать все затраты ООО «<данные изъяты>» связанные с оплатой коммунальных услуг, а также платежей связанных с арендой земельного участка (п. 5.1.4. договора).

Данный договор с Администрацией Волгограда не согласовывался, поэтому суд не принимает во внимание данный договор, а действия ответчика по заключению данного договора в момент рассмотрения дела в суде относительно спорного земельного участка, суд расценивает как злоупотребление своими правами и процессуальными обязанностями, свидетельствует об умышленном затягивании производства по делу и явно нарушает право истца на разбирательство дела в разумный срок.

Кроме того, в соответствии с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, п. № установлена охранная зона для безопасной эксплуатации инженерных коммуникаций: водопровода диаметром 50мм по 5 м по обе стороны сооружения, канализации диаметром 150 и 300 м по 3 м по обе стороны сооружения, дождевой канализации по 3 м по обе стороны сооружения, электрокабеля 6 кВ по 1 м по обе стороны сооружения.

Однако в ходе проведения проверки прокуратурой района установлено, что земельный участок используемый ООО «<данные изъяты>» расположен в санитарно-защитной зоне водовода питьевой воды диаметром 200 мм и на коллекторе бытовой канализации диаметром 350 мм.

Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании материалами проверки систем водоснабжения и водоотведения, снятия контрольных показаний, а также схемой размещения питьевого водопровода и коллектора бытовой канализации относительно рынка ООО «<данные изъяты>».

В связи с тем, в нарушение установленных норм ООО «<данные изъяты>» эксплуатирует земельный участок, находящийся в охранных зонах инженерных коммуникаций, на котором расположены нестационарные объекты мелкорозничной сети и объекты мелкорозничной торговли и услуг, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Кроме того, на основании ст. 103 ГПК РФ с ООО «<данные изъяты>» в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда, действующего в интересах муниципального образования городской округ город-герой Волгоград, неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>» - удовлетворить.

Запретить деятельность временного мини-рынка ООО «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>

Взыскать с ООО «<данные изъяты>» в доход государства государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Тракторозаводский районный суд г. Волгограда в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения суда.

Судья И. С. Шамарина