РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Волгоград ДД.ММ.ГГГГ
Судья Тракторозаводского районного суда г. Волгограда Сергеев С.С.
при секретаре Орловой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в г. Волгограде гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, Территориальному Управлению по <данные изъяты> району г. Волгограда Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, Федеральной службе по труду и занятости об установлении размера ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью,
У С Т А Н О В И Л:
Фомин В.Г. обратился в суд с указанным иском, мотивируя его тем, что он является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидом 2-ой группы, в связи с чем, имеет право на получение ежемесячных компенсационных выплат в возмещение вреда здоровью. Согласно решения <данные изъяты> районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ему был установлен размер компенсации по возмещению вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. с последующей индексацией на срок до переосвидетельствования. В настоящее время он прошел переосвидетельствование, с ДД.ММ.ГГГГ и бессрочно ему установлена вторая группа инвалидности в связи с заболеванием, связанным с пребыванием на Чернобыльской АЭС, ему назначена компенсация по возмещению вреда здоровью в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Однако данная сумма назначена ответчиком ТУ по <данные изъяты> району г. Волгограда УСЗН Администрации Волгоградской области без учета перерасчета для инвалидов второй группы. Поэтому истец просит суд назначить ему ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. с последующей индексацией, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и бессрочно.
Истец Фомин В.Г. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие, на иске настаивал.
Представитель ответчика - Территориального Управления по <данные изъяты> району г. Волгограда УСЗН Администрации Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных возражениях указал, что Решением <данные изъяты> районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью по 3 группе инвалидности Фомину В.Г. была пересчитана с учетом индексов роста величины прожиточного минимума по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ - 1,27. Последующая индексация с ДД.ММ.ГГГГ произведена исходя из роста уровня инфляции, установленного в федеральном бюджете на текущий год. Решением суда установлено назначить к выплате Фомину В.Г. с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., с последующей индексацией указанной суммы согласно действующему законодательству РФ, до очередного медицинского переосвидетельствования, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ
С ДД.ММ.ГГГГ размер, установленный по решению суда, был проиндексирован в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 21.12.2007г. №914, от 17.03.2008г. №181, от 03.09.2008г. №655, от 24.12.2008г. №992, от 07.07.2009г. №545, от 16.12.2009г.№1024 и составил <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Данное решение суда исполняется по настоящее время.
В связи с указанным, все обстоятельства дела в отношении порядка индексации возмещения вреда уже были рассмотрены в судебном порядке, решение вступило в законную силу. Оснований для пересмотра установленных судом юридически значимых фактов оснований не имеется.
На основании заявления и справки МСЭ-2009 № от ДД.ММ.ГГГГ, поступивших в территориальное управление по <данные изъяты> району ДД.ММ.ГГГГ, Фомину В.Г. к выплате установлена с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда по второйгруппе инвалидности в размере, установленном Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (л.д. ).
Представитель ответчика УСЗН администрации Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменное возражение, аналогичное возражению Территориального Управления по <данные изъяты> району г. Волгограда УСЗН Администрации Волгоградской области (л.д. ).
Представитель ответчика Федеральной службы по труду и занятости в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.25 ст.14, ст.5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции закона от 12.02.2001г.) право на выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют: инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан, указанных в п.п.1, 2 ч.1 ст.13 и п.2 ст.29 указанного Закона в следующих размерах: инвалиды 1 группы - 5000 рублей, инвалиды 2 группы - 2500 рублей, инвалиды 3 группы - 1000 рублей. Государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда, с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Отсюда следует, что индексация возмещения вреда здоровью может быть произведена с учетом величины прожиточного минимума по Волгоградской области за период с 01 января 2002 г. по 31 декабря 2004 г.
Дальнейшая индексация ежемесячной суммы возмещения вреда должна производиться с применением индексов роста инфляции, согласно п.3 ст.2 Федерального Закона от 26 апреля 2004 года «О внесении изменений в ст.5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в ст.2 Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», размеры выплат ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ.
В силу ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В судебном заседании установлено следующее :
Фомин В.Г. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, являлся инвалидом 3-ей группы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.8), а также решением <данные изъяты> районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4-7). ДД.ММ.ГГГГ Фомину В.Г. установлена вторая группа инвалидности бессрочно, в связи с чем, ему назначена компенсация по возмещению вреда здоровью в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., что подтверждается сведениями отраженными в письменных возражениях ответчиков, копией справки ГУ МСЭ по Волгоградской области филиал № (л.д. 9).
Из возражений представленных Территориальным Управлением по <данные изъяты> району г. Волгограда Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, УСЗН администрации Волгоградской области следует, что компенсация по возмещению вреда здоровью назначена Фомину В.Г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.12.2009 N 1024 "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" согласно которому ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС инвалидам II группы установлена в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. с учетом индексации.
Суд принимает доводы истца и представленный им расчет и не может согласиться с доводами ответчиков по следующим основаниям.
Согласно правовой позиции изложенной Конституционным судом РФ в Определении № 364 -О от 04.10.2004 г. положения части 3 статьи 5 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предполагают придания обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) - на период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года - к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений.
В случае, если применение установленного Законом порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению - для указанного периода - размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации.
Установление истцу размера ежемесячной компенсационной выплаты в сумме равной <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. фактически нарушает его права и интересы, поскольку указанный размер меньше суммы ежемесячной компенсационной выплаты рассчитанной истцом с применением индексов установленных Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 N 326 "О порядке индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм", а также индекса роста величины прожиточного минимума с 2001 по 2002 г. (1,27) рассчитанного в соответствии с единой методикой Комитетом по труду Администрации Волгоградской области по заданию Минтруда РФ и Государсмтвенного комитета по статистике от 23.12.2002 г. № 8684-ВЯ/АС-06-21/5730.
Таким образом, наиболее благоприятными для Фомина В.Г. критериями индексации для расчета ежемесячных компенсационных выплат будет применение индексов:
С 01.01.2002 г. - 1,27;
С 01.01.2003 г. - 1,12;
С 01.01.2004 г. - 1.1;
С 01.01.2005 г. - 1,11;
С 01.01.2006 г. - 1,09;
С 01.01.2007 г. 1,08;
С 01.01.2008 г. - 1,105;
С 01.01.2009 г. - 1,13;
С 01.01.2010 г. - 1,1
Соответственно предусмотренный п. 15 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 (в ред. от 24.07.2009 г., с изм. от 10.11.2009 г.) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС для инвалидов II группы в сумме <данные изъяты> рублей следует проиндексировать следующим образом :
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Отсюда следует, что размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Фомину В.Г. должен составлять ежемесячно по <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. с последующей индексацией в установленном законом порядке.
При этом суд не может согласиться с требованием Фомина В.Г. о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. с ДД.ММ.ГГГГ поскольку заявление Фомина В.Г. и справка МСЭ -2009 № от ДД.ММ.ГГГГ поступили в Территориальное Управление по <данные изъяты> району г. Волгограда УСЗН Администрации Волгоградской области 10.11.2010 г.
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 21.08.2001 N 607 (в ред. от 20.06.2005) "О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
Таким образом, ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью Фомину В.Г. в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. должна быть назначена с 01 декабря 2010 года.
Согласно п.2 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 872 (с изм. от 31.10.2009 г. ) «О финансовом обеспечении в 2007 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» Федеральная служба по труду и занятости осуществляет выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на 2007 год.
Указанным постановлением Правительства РФ утверждены Правила финансового обеспечения в 2010 году (согласно Постановление Правительства РФ от 31.10.2009 г. N 868) расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Правила финансового обеспечения).
В соответствии с п.3 Правил финансового обеспечения выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда осуществляется путем перечисления в установленном порядке соответствующих средств со счета Управления Федерального казначейства по г. Москве, на счета получателей, открытые в организациях (филиалах, структурных подразделениях) Сбербанка России, или по желанию получателей через организации федеральной почтовой связи (далее - плательщики).
Согласно п.4 Правил финансового обеспечения органы в сфере социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (далее - органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации), на основании информации органов социальной защиты населения, принимающих решение о выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в соответствии с Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года № 607 либо на основании вступившего в законную силу решения судебного органа об изменении размера денежной компенсации, составляют реестры по каждому из плательщиков, в которых указываются итоговая потребность в средствах федерального бюджета, а также в отношении каждого получателя денежной компенсации. Заверенные надлежащим образом реестры передаются в Федеральную службу по труду и занятости, которая направляет сводные реестры плательщикам, осуществляющим доставку ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в размерах, указанных в соответствующих реестрах. Ответственность за предоставление недостоверной, необоснованной и несвоевременной информации о надлежащей к выплате денежной компенсации в возмещение вреда и о потребности в бюджетных ассигнованиях на эти цели возлагается на органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд находит, что следует:
- Обязать Территориальное Управление по <данные изъяты> району г. Волгограда УСЗН Администрации Волгоградской области установить ФИО1 ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 01 декабря 2010 года в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. с последующей ежегодной индексацией в соответствии с действующим законодательством.
- Обязать УСЗН Администрации Волгоградской области включать ФИО1 в списки граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, для выплаты Фомину В.Г. ежемесячной денежной компенсации за вред здоровью, начиная с 01 декабря 2010 года по <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп. ежемесячно и представлять указанные списки в Федеральную службу по труду и занятости, включив в указанные списки Фомина В.Г. с указанием причитающихся ему к выплате сумм в указанных размерах.
Суд считает возможным освободить ответчиков от уплаты государственной пошлины по делу в доход государства, так как нет их вины в несвоевременной индексации «инвалидам-чернобыльцам» (в том числе Фомина В.Г.) указанной компенсации, а, кроме того, суд учитывает, что финансирование организаций ответчиков является строго целевым.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
- Обязать Территориальное Управление по <данные изъяты> району г. Волгограда УСЗН Администрации Волгоградской области установить ФИО1 ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 01 декабря 2010 года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с последующей ежегодной индексацией в соответствии с действующим законодательством.
- Обязать УСЗН Администрации Волгоградской области включать ФИО1 в списки граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, для выплаты Фомину В.Г. ежемесячной денежной компенсации за вред здоровью, начиная с 01 декабря 2010 года по <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп. ежемесячно и представлять указанные списки в Федеральную службу по труду и занятости, включив в указанные списки Фомина В.Г. с указанием причитающихся ему к выплате сумм в указанных размерах.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Тракторозаводский районный суд г. Волгограда.
Судья : подпись С.С.Сергеев
Копия верна, судья С.С.Сергеев