Дело №2-2471/2010
Р е ш е н и е
Именем Российской Федерации
г.Волгоград «08» сентября 2010 года
Тракторозаводский районный суд г.Волгограда в составе
председательствующего судьи Старковой Е.М.,
при секретаре Феневой Л.В.,
с участием истца Тарасова Н.А., представителя истца Беляевой Н.С., представителя ответчика УФСИН России по Волгоградской области Актаевой Н.И., ФБУ «ИК №9 УФСИН по Волгоградской области» Харькиной М.А., представителя ФСИН России Жемчужновой Т.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасова ФИО15 к Федеральному бюджетному учреждению Исправительная колония №9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области, Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области о признании решения жилищно-бытовой комиссии незаконным, признании права на получение государственн6ого жилищного сертификата,
У с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском, мотивируя свои требования тем, что он проходил службу в Федеральном бюджетном учреждении исправительная колония №9 с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, до этого проходил военную службу, службу во внутренних войсках МВД России, в учреждении ЯР 154/19. Уволен со службы он ДД.ММ.ГГГГ по пункту «3» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации - по ограниченному состоянию здоровья. Во время прохождения службы в исправительной колонии №9 на совместном заседании администрации Совета трудового коллектива и жилищно-бытовой комиссии учреждения ЯР 154/9 он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен в очередь сотрудников колонии, нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи 3 (три) человека. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он и члены его семьи - жена ФИО10 и дочь Екатерина, проживают в общежитии, принадлежащем исправительной колонии №9, по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-9 ГУФСИН России по Волгоградской области он был включен в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 г.» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №, под номером 1 с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он был включен в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2010 году от УФСИН России по Волгоградской области (протокол заседания от ДД.ММ.ГГГГ№) и документы были направлены в Федеральную службу исполнения наказаний (далее - ФСИН России), впоследствии было сообщено, что установлена неправомерная постановка на учет и в связи с этим жилищное дело на предмет получения государственного жилищного сертификата далее рассматриваться во ФСИН России не будет.С отказом в предоставлении мне государственного жилищного сертификата он не согласен. В связи с изложенным проситпризнать за ним право на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 г.».
В судебном заседании истец уточнил исковые требования, поскольку ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области было принято решение об исключении его из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий ФБУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области, в связи с выявленной неправомерной постановкой на жилищный учет и нарушением жилищного законодательства (пункт 6 Постановления Администрации Волгоградской области и президиума Волгоградского облсовпрофа от ДД.ММ.ГГГГ № «О правилах учета граждан, нуждающихсявулучшениижилищных условий, и предоставлении жилых помещений в Волгоградской области») так как на момент постановки, на вышеуказанный учет на каждого члена семьи приходилось по 6, 54 кв.м., то считает указанное решение незаконным и необоснованным и проситпризнать решение жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ об исключении его из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий ФБУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области, в связи с выявленной неправомерной постановкой на жилищный учет незаконным и недействующим с момента принятия, признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 г.».
В судебном заседании представитель истца просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ФСИН России в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что в соответствии с Инструкцией о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдача сертификатов гражданам участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы, указанные в пп. «а» п.5 Правил, граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС по достижении ими предельного возраста пребывания на службе...ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах УИС, в которых они проходили службу, подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме по месту постановки на жилищный учет с приложением необходимых документов. По результатам проверки выносится решение о включении (отказе во включении) заявителей в число граждан - участников подпрограммы, далее организуется работа по составлению сводного списка. На заседании центральной жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ Тарасов Н.А. включен в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2010 году от УФСИН России по Волгоградской области (протокол заседания от ДД.ММ.ГГГГ №) и данный список направлен на рассмотрение в ФСИН России. При рассмотрении учетного дела истца в ФСИН России была выявлена неправомерная постановка на жилищный учет в 1997 году. Тарасов Н.А. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ в учреждении ЯР-154/9 с составом семьи 3 человека. Согласно справке Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и выписке из домовой книги истец был постоянно зарегистрирован в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Супруга истца ФИО10 и дочь ФИО11 проживали и имели постоянную регистрацию в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>80 (справка ММП «Райкомхоз» Краснооктябрьского района (ПЖУ №) от ДД.ММ.ГГГГ б/н). Жилая площадь квартиры составляла 39,2 кв.м. количество проживающих и постоянно зарегистрированных - четыре человека. Таким образом, на одного члена семьи (проживающего) приходилось по 9,8 кв.м. жилой площади. Супруга и дочь истца были обеспечены жилой площадью по 9,8 кв.м. В связи с тем, что состав семьи истца на момент принятия на жилищный учет был три человека, то суммарно на его семью приходилось 19,6 кв.м., что составляет по 6,54 кв.м. жилой площади, что противоречит пп.а п.6 Правил. В связи с изложенным считает исковые требования необоснованными и просит в их удовлетворении отказать.
Представитель УФСИН России по Волгоградской области в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что исковые требования не основаны на законе, поскольку при постановке на учет истца составом семьи 3 человека как нуждающегося в улучшении жилищных условий были допущены нарушения законодательства, так как на супруга истца и дочь были обеспечены жилой площадью и оснований для постановки на учет истца и членов его семьи не имелось. Следовательно, снят с учета Тарасов Н.А. обоснованно и в удовлетворении его требований следует отказать.
Представитель ФБУ «Исправительная колония №9 УФСИН по Волгоградской области» в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что в 1997 году истец составом семьи три человека был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Однако постановка на учет была незаконной, так как истец и члены его семьи были обеспечены жилой площадью, поэтому в 2010 году было принято решение об исключении истца из списка нуждающегося в улучшении жилищных условий. Данное решение принято в соответствии с требованиями законодательства, в связи с чем просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав истца и его представителя, представителей ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 29, 30,31 Жилищного Кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
В силу п. 6 Постановления Администрации Волгоградской области и президиума Волгоградского облсовпрофа от26.10.1992 года № «О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в Волгоградской области» нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 6 кв. метров. Предприятия, учреждения и организации, обеспечившие жилой площадью всех состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, вправе с согласия трудового коллектива увеличивать минимальную норму для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в том случае, если строительство жилья в дальнейшем будет осуществляться исключительно за счет средств этих предприятий, учреждений, организаций; проживающие в общежитии.
Согласно Постановлению «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в Волгограде» № от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма площади жилого помещения в Волгограде для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях при обеспеченности в размере не более 11 кв. метров общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека.
В соответствии со ст. 6 Жилищного Кодекса Российской Федерации в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В соответствии со ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с Инструкцией о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы, утвержденной приказом № от ДД.ММ.ГГГГ» для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы, указанные в подпункте "а" пункта 5 Правил, граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах УИС, в которых они проходили службу, подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме согласно приложению N 1 к Правилам по месту постановки на жилищный учет. Вместе с заявлением (рапортом) граждане, изъявившие желание участвовать в подпрограмме, представляют следующие документы: справку из учреждения или органа УИС об общей продолжительности службы в календарном исчислении; выписку из приказа об увольнении со службы в учреждениях и органах УИС с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных со службы и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в учреждениях и органах УИС: выписку из домовой книги (для граждан, проживающих в общежитии, - карточки учета) и копию финансового лицевого счета; выписку из решения органа по учету и распределению жилья (жилищная, жилищно-бытовая комиссия) о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), утвержденную начальником учреждения или органа УИС и заверенную оттиском мастичной печати, за исключением граждан, подлежащих переселению из поселков; копию документа, подтверждающего право гражданина - участника подпрограммы на дополнительную площадь жилого помещения в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации. Организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и в учреждении (органе) УИС по месту расположения поселка. По результатам проверки выносится решение о включении (отказе во включении) заявителей в число граждан - участников подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. Выписка из решения органа по учету и распределению жилья о включении в состав участников подпрограммы, утвержденная начальником учреждения или органа УИС и заверенная оттиском мастичной печати, вшивается в учетное дело гражданина - участника подпрограммы. Список, утвержденный начальником подразделения и заверенный оттиском мастичной печати, и сформированные в установленном порядке учетные дела до 1 августа года, предшествующего планируемому, представляются в территориальный орган УИС. На основании представленных списков граждан - участников подпрограммы соответствующими службами территориального органа, образовательного учреждения (в том числе филиала образовательного учреждения) УИС в 10-дневный срок рассматриваются представленные списки, осуществляется проверка обоснованности включения граждан - участников подпрограммы в указанные списки. Формирование сводного списка осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), а для граждан, подлежащих переселению из поселков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы. Сводные списки граждан, изъявивших желание на участие в подпрограмме на планируемый год, составляются в 2-х экземплярах, утверждаются начальником территориального органа, образовательного учреждения УИС, сшиваются и заверяются оттиском мастичной печати. Один экземпляр до 10 сентября, предшествующего планируемому, направляется в Федеральную службу исполнения наказаний, второй экземпляр хранится в территориальном органе, образовательном учреждении УИС. ФСИН России на основания сводных списков, представленных территориальными органами и образовательными учреждениями, направляет до 1 октября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.
В судебном заседании установлено, что истец проходил службу в Федеральном бюджетном учреждении исправительная колония №9 с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, до этого времени проходил военную службу, службу во внутренних войсках МВД России, в учреждении ЯР 154/19. Уволен со службы он ДД.ММ.ГГГГ по пункту «3» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации - по ограниченному состоянию здоровья, выслуга на момент увольнения составляет 17 лет, что следует из пояснений истца, приказа 745 л/с от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении (л.д.13), справкой ВКК (л.д.101).
ДД.ММ.ГГГГ во время прохождения службы в исправительной колонии №9 на совместном заседании администрации Совета трудового коллектива и жилищно-бытовой комиссии учреждения ЯР 154/9 Тарасов Н.А. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен в очередь сотрудников колонии, нуждающихся в жилых помещениях, на состав семьи 3 (три) человека, а ДД.ММ.ГГГГ списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий были утверждены, что следует из протоколов заседаний комиссии (л.д.14-21), рапорта о постановке на учет (л.д.22).
На момент постановки на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий Тарасов Н.А. был зарегистрирован в жилом доме, расположенном по адресу <адрес>, а супруга истца и его дочь имели постоянную регистрацию в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу <адрес>80, жилая площадь которой составляет 39,2 кв.м., а количество зарегистрированных 4 человека, то есть на одного члена семьи зарегистрированного на жилой площади приходилось по 9,8 кв.м. жилой площади. По указанному адресу члены семьи истца были зарегистрированы до ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы в общежитии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ квартира была передана в собственность ФИО12 - матери ФИО10 Указанные обстоятельства подтверждаются справкой, выданной администрацией п.г.т. Гумрак (л.д.23, 24), справкой МП «Райкомхоз» Краснооктябрьского района г. Волгограда (л.д.27), договором на передачу квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ заключенным между ФИО12 и администрацией <данные изъяты> (л.д.12), свидетельством о праве на собственность на имя ФИО12 (л.д.11). В общежитии, расположенном по адресу <адрес> истец Тарасов Н.А. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ, а супруга истца и его дочь зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ, что следует из справки ИК-9 ГУФСИН России (л.д.29, 31, 32, 33, 34, 35).
ДД.ММ.ГГГГ решением заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области Тарасов Н.А. исключен из списка, нуждающихся в улучшении жилищных условий ФБУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области, в связи с выявленной неправомерной постановкой на жилищный учет и нарушением жилищного законодательства, так как на момент постановки на учет на каждого члена семьи приходилось по 6,54 кв.м. (л.д.79-80).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что при постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий Тарасова Н.А. были допущены нарушения, поскольку члены его семьи на тот момент были обеспечены жильем, на каждого приходилось по 9,8 кв.м., в то время как нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 6 кв.м., поэтому Тарасова Н.А. следовало поставить на учет составом семьи 1 человек. Следовательно, решение жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Тарасова Н.А. из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи 3 человека является незаконным в части, поскольку его должны были поставить на учет составом семьи 1 человек. Также за Тарасовым Н.А. следует признать право на получение государственного жилищного сертификата на состав семьи 1 человек.
Довод истца и его представителя о том, что на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий Тарасов Н.А. составом семьи 3 человека поставлен на законных основаниях и решение об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий является незаконным, судом во внимание принят быть не может. При этом суд исходит из того, что на момент постановки на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий, члены семьи Тарасова Н.А. (жена и дочь) были обеспечены жильем, что следует из исследованных в судебном заседании доказательств и поэтому Тарасова Н.А. на учет следовало поставить составом семьи 1 человек.
Довод истца и его представителя о том, что на момент постановки на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий Тарасова Н.А., он и члены его семьи проживали в общежитии по <адрес>, несли расходы по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, а следовательно данное жилье было для них единственным и постановка на учет составом семьи 3 человека является обоснованной, судом во внимание не принимается, поскольку на момент постановки на учет члены семьи истца жена и дочь были обеспечены жилой площадью по месту их регистрации.
Не может быть принят во внимание довод представителей ответчиков о том, что Тарасов Н.А. незаконно был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, поскольку он и члены его семьи были обеспечены жильем. При этом суд исходит из того, что Тарасов Н.А. при постановке его на учет как нуждающегося в улучшении не был обеспечен жильем.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих доводов и возражений.
Ответчиками не представлено доказательств того, что Тарасов Н.А. на момент постановки его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий был обеспечен жильем и постановка его на учет являлась незаконной, а истцом и его представителем не представлено доказательств того, что члены семьи Тарасова Н.А. на момент постановки на учет не были обеспечены жильем.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198,209 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Тарасова ФИО15 удовлетворить частично.
Признать решение жилищной комиссии ФБУ Исправительная колония - 9 ГУФСИН России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения Тарасова ФИО15 из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи 1 человек - незаконным.
Признать за Тарасовым ФИО15 составом семьи один человек право на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленной федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы».
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Тракторозаводский районный суд г. Волгограда.
Судья Старкова Е.М.