о признании отказа незаконным, возложении обязанности выделить земельный участок



Дело № 2-2689/2010Р е ш е н и е

Именем Российской Федерации

Тракторозаводский районный суд г.Волгограда в составе:

председательствующего судьи Старковой Е.М.,

при секретаре Феневой Л.В.,

с участием истца Шишмаковой Н.В., представителя ответчика администрации Тракторозаводского района г.Волгограда - Марченко Н.В., действующей на основании доверенности, представителя ответчика администрации г.Волгограда - Кузнецовой И.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев 07 октября 2010 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шишмаковой Нины Владимировны к администрации Тракторозаводского района г.Волгограда, администрации г.Волгограда, Комитету земельных ресурсов администрации г.Волгограда о признании отказа незаконным, возложении обязанности выделить земельный участок в аренду,

У с т а н о в и л:

Истец Шишмакова Н.В. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что в июне 2010 года она обратилась в администрацию Тракторозаводского района г.Волгограда с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для установки киоска, однако ей было отказано, поскольку администрация Тракторозаводского района г.Волгограда не обладает такими полномочиями. Истец считает данный отказ незаконным, в связи с чем, просит признать незаконным отказ администрации Тракторозаводского района г.Волгограда о предоставлении в аренду земельного участка для осуществления предпринимательской деятельности, обязать администрацию Тракторозаводского района выделить земельный участок ей в аренду.

Представитель ответчика - администрации Тракторозаводского района г.Волгограда в судебном заседании иск не признала, пояснив, что с ДД.ММ.ГГГГ вступил в действие Федеральный закон от 28.12.2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», которым разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. Согласно п.1, п.3 ст.10 Закона №381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в заданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов. Схема нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территории и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Методика расчета и порядка установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов утверждается постановлением Правительства РФ, однако до настоящего времени методика не утверждена, в связи с чем, не утвержден порядок разработки и утверждения схемы на уровне субъекта РФ. Таким образом администрация Тракторозаводского района г.Волгограда не правомочна вносить изменения в действующую схему размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг, о чем и было сообщено истцу. На основании изложенного, просила в иске отказать.

Представитель администрации г.Волгограда в судебном заседании исковые требования Шишмаковой Н.В. не признала, просила в иске отказать, пояснив, что истцом в заявлении не указана площадь предполагаемого участка, его назначение, местоположение, отсутствует схема земельного участка, а кроме того, администрация Тракторозаводского района г.Волгограда не наделена полномочиями по решению вопросов о внесении изменений в действующую схему размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг. Истцом не соблюдена процедура оформления необходимых документов для предоставления земельного участка в аренду, оснований для выделения истцу земельного участка в аренду не имеется.

Представитель ответчика - Комитета земельных ресурсов администрации г.Волгограда в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Шишмаковой Н.В. необоснованными и неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст.22 Земельного Кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В соответствии со ст.34 Земельного кодекса РФ Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Согласно ст. 10Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании установлено следующее.

Истец Шишмакова Н.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что следует из свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.4).

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в администрацию Тракторозаводского района г. Волгограда с заявлением о размещении временного мобильного объекта (киоска) для занятия торгово-закупочной деятельностью (л.д.48). Администрация Тракторозаводского района г. Волгограда сообщила истцу о том, что администрация района не правомочна вносить изменения в действующую схему размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг на территории Волгограда в части возможного размещения новых мобильных объектов. Отказ по внесению объекта в действующую схему размещения объектов мелкорозничной торговли, мотивирован тем, что разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности, схема нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территории и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а кроме того до настоящего времени Правительством Российской Федерации не утверждена Методика расчета и порядка установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и не утвержден порядок разработки и утверждения схемы на уровне субъекта Российской Федерации. Данные обстоятельства следуют из пояснений представителей ответчиков, сообщения направленного в адрес истца ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5).

Поскольку в соответствии с действующим законодательством администрация района не наделена полномочиями вносить изменения в схему размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг в части возможного размещения новых мобильных объектов до принятия соответствующих нормативных правовых актов, то отказ администрации Тракторозаводского района г. Волгограда по внесению объекта в схему размещения объектов мелкорозничной торговли, является правомерным. В связи с тем, что не может быть решен вопрос о включении объекта в схему размещения объектов мелкорозничной торговли, то соответственно не может быть рассмотрен вопрос о предоставлении земельного участка в аренду. Следовательно, исковые требования истца о признании отказа в предоставлении земельного участка в аренду и возложении обязанности по выделению земельного участка в аренду являются не подлежащими удовлетворению.

Довод истца о том, что отказ администрации Тракторозаводского района г. Волгограда о предоставлении земельного участка в аренду и возложении обязанности по выделению земельного участка является незаконным, судом во внимание не принимается, поскольку не основан на законе. В ходе рассмотрения спора установлено, что администрация Тракторозаводского района г. Волгограда на законных основаниях отказала истцу в решении вопроса по внесению объекта в схему размещения объектов мелкорозничной торговли.

Не может быть принят довод истца о том, что при рассмотрении ее заявления следовало руководствоваться ранее действующим законодательством, поскольку Постановлением Правительства РФ не утверждена методика расчета и порядка установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. При этом суд исходит из того, что с ДД.ММ.ГГГГ вступил в действие ФЗ от 28.12.2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», которым и следует руководствоваться при разработке и утверждении схемы нестационарных торговых объектов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 209 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

В иске Шишмаковой Нины Владимировны к администрации Тракторозаводского района г.Волгограда, администрации г.Волгограда, Комитету земельных ресурсов администрации г.Волгограда о признании отказа в предоставлении участка в аренду незаконным, возложении обязанности выделить земельный участок в аренду - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд, через суд Тракторозаводского района г. Волгограда.

Судья Е.М.Старкова