Дело №
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>Тракторозаводский районный суд г.Волгограда в составе:председательствующего судьи Золотухиной О.А.
при секретаре Кузь К.Л.
с участием заявителя Майорова М.П.
представителя заявителя Садыч В.Н.
представителя УВД по городскому округу- город <данные изъяты> Волгоградской области Ивановкова В.Б., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий РЭО ГИБДД <данные изъяты> Волгоградской области,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ РЭО ГИБДД <данные изъяты> Волгоградской области в снятии с учета автомобиля АУДИ- А8, государственный знак № 1999 года выпуска, номер двигателя -№ кузов № ПТС <адрес>, состоящей на учете <данные изъяты> Волгоградской области и обязать РЭО ГИБДД <данные изъяты> Волгоградской области снять с регистрационного учета указанный автомобиль, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в пользу заявителя.
Свои требования заявитель обосновал тем, что 12.02.2010г. им с Кулименко Д.В. был заключен договор купли-продажи автомобиля АУДИ- А8, государственный знак №, 1999 г.выпуска, номер двигателя № кузов № ПТС <адрес>, состоящей на учете <данные изъяты> Волгоградской области. Стоимость автомобиля была оплачена полностью, о чем свидетельствует расписка продавца от 12.02.2010г. в получении денежных средств. Автомобиль ему был передан, о чем свидетельствует акт приема-передачи автомобиля. В силу ст.223 ГК РФ право собственности на данный автомобиль у него возникло 12.02.2010г. После оформления договора купли-продажи, передачи денег и автомобиля, Кулименко Д.В. выдал ему нотариальную доверенность от 12.02.2010г. для снятия с регистрационного учета. 17.02.2010г. он обратился в РЭО ГИБДД <данные изъяты> Волгоградской области для снятия автомобиля с регистрационного учета. Однако, в снятии с учета ему было отказано со ссылкой на ст.51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденных Приказом МВД РФ от 24.11.2008г. №1001 «О порядке регистрации транспортных средств». В связи с возникшими сомнениями в легальности нахождения на территории РФ данного автомобиля сотрудниками РЭО ГИБДД <данные изъяты> Волгоградской области в РОВД был направлен запрос на предмет проведения проверки. Сотрудниками РОВД не было установлено каких-либо нарушений обращения данного автомобиля на территории РФ, однако, сотрудники РЭО ГИБДД <адрес> осуществление регистрационных действий -снятие с учета автомобиля не производили. Материал проверок в отношении данного автомобиля постоянно направлялся из РЭО ГИБДД <адрес> в РОВД и обратно, но к положительным результатам не привело. В очередном его обращении от 22.10.2010г. об осуществлении регистрационных действий- снятие с учета указанного автомобиля ему было отказано. Он (заявитель) не может пользоваться своим имуществом по его прямому назначению. Сотрудники РЭО ГИБДД <адрес> у него забрали государственные номера на автомобиль, свидетельство о регистрации, ПТС, чем создали реальные препятствия в эксплуатации автомобиля. Сотрудники РЭО ГИБДД <адрес> завели ситуацию в тупик, не могут взять на себя ответственность для ее разрешения. Просил учесть, что указанный автомобиль в течение продолжительного времени находился на территории РФ, с ним неоднократно совершались сделки купли-продажи, регистрировался в органах ГИБДД в различных регионах, проходил разнообразные проверки, однако, каких-либо проблем нахождения на территории РФ выявлено не было. Действиями сотрудников РЭО ГИБДД <адрес> ему созданы препятствия для осуществления правом пользования приобретенным автомобилем.
В судебном заседании Майоров М.П. поддержал свои требования и просил их удовлетворить.
Представитель заявителя Садыч В.Н. просил удовлетворить требования заявителя.
Представитель заинтересованного лица -государственный инспектор регистрационно- экзаменационного отделения ГИБДД при УВД по <адрес> Ивановков В.Б. суду пояснил, что 17.02.2010г. в РЭО ГАИ при УВД <адрес> с заявлением о снятии с регистрационного учета автомобиля АУДИ А-8 госномер № обратился Майоров М.П. Поскольку данный автомобиль был неисправен, не работал двигатель, то стали осуществлять проверку данного транспортного средства. При проверке документов перед проведением регистрационных действий установлено, что в ПТС № отсутствует информация, взамен какого ПТС он выдан, а также в базе данных ГИЦ ГИБДД отсутствуют сведения о таможенном оформлении этого автомобиля. С 01.07.1997г. таможенный орган выдает таможенный паспорт технического средства, а данного документа нет. В соответствии с «Правилами регистрации АМТС и прицепов к ним в МВД РФ» собран первичный материал и направлен в Отделение милиции для проведения проверки. Постановлением от 04.06.2010г. в возбуждении уголовного дела отказано, однако, в данном постановлении нет ответа о происхождении спорного автомобиля, нет сведений о прохождении таможни. Не согласен с заявленными требования Майорова М.П., так как проверкой отделения милиции не установлен факт прохождения или не прохождения таможенного оформления указанной автомашины, поэтому согласно п.51 указанных Правил регистрационные действия до окончания проверок не производятся, а, следовательно, заявление Майорова М.П. не подлежит удовлетворению, так как проверка не окончена.
Выслушав доводы заявителя, его представителя, возражения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление Майорова М.П. не основанным на законе и не подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено следующее.
12.02.2010г. между Майоровым М.П. и Кулименко Д.В. был заключен договор купли-продажи автомобиля АУДИ- А8, государственный знак №, 1999 г.выпуска, номер двигателя -№, кузов № ПТС <адрес>, состоящей на учете <данные изъяты> Волгоградской области. Стоимость автомобиля была оплачена полностью, о чем свидетельствует расписка продавца от 12.02.2010г. в получении денежных средств. Автомобиль Майорову М.П. был передан, о чем свидетельствует акт приема-передачи автомобиля. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела (л.д.4-6).
Из паспорта транспортного средства (л.д. 9) следует, что в графе "таможенные ограничения" отметок нет.
Как указал суду заявитель, после оформления договора купли-продажи, передачи денег и автомобиля, Кулименко Д.В. выдал ему нотариальную доверенность от 12.02.2010г. для снятия с регистрационного учета автомобиль.
17.02.2010г. и 22.10.2010г. Майоров М.П. обратился в РЭО ГИБДД <данные изъяты> Волгоградской области для снятия автомобиля с регистрационного учета (л.д.7-8). Органами ГИБДД заявителю в этом было отказано, в связи с тем, что в ПТС № отсутствует информация, взамен какого ПТС он выдан, а также в базе данных ГИЦ ГИБДД отсутствуют сведения о таможенном оформлении данного автомобиля. Органами ГИБДД у Майорова М.П. были изъяты регистрационные документы на автомобиль в связи с проводимой проверкой. Для процессуальной проверки все документы были направлены в Отделение милиции № <данные изъяты> Волгоградской области.
По результатам проведенной проверки установлено, что документы, послужившие основанием для регистрации и снятия с учета автомобиля АУДИ- А8, 1999 г.выпуска, кузов <данные изъяты> ПТС <адрес> уничтожены по истечения срока хранения, что следует из ответа МВД по Республике Ингушетия МРЭО УГИБДД <адрес>, в связи с чем постановлением от 04 июня 2010г. в возбуждении уголовного дела было отказано. Данные обстоятельства следуют из материала проверки КУСП №
ДД.ММ.ГГГГ начальник РЭО ГИБДД при УВД по <адрес> обратился в Отделение милиции № УВД по <адрес> в связи с отсутствием в материале проверки по указанной автомашине информации о прохождении автомобилем АУДИ А8 таможенного оформления (л.д.17). До настоящего времени сведениями о прохождении указанным автомобилем таможенного оформления РЭО ГИБДД УВД по <адрес> не располагает.
Согласно пункту 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом от 24 ноября 2008г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства:
изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям действующих в Российской Федерации правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;
ранее зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции и не снятые с регистрационного учета по месту регистрации в порядке, установленном настоящими Правилами;
при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных);
при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.51 названных Правил не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил порядок регистрации транспортных средств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 указанного Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ, допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Из данной нормы следует, что отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации. Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.
Подпунктом "з" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711 Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, а именно: изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения; имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки; владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности.
Из данных норм следует, что приобретение права на транспортное средство, а также нахождение транспортного средства в исправном техническом состоянии, но при отсутствии действительного ПТС, а также сертификации автомобиля на соответствие требованиям безопасности дорожного движения, не порождает обязанность органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.
В силу пунктов 6, 9 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23 июня 2005 года N 496/192/134, на транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации, паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами Российской Федерации. Наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Таким образом, законных оснований для снятия с учета автомобиля АУДИ А8 государственный знак №, № 1999 г.выпуска, номер двигателя -№ кузов №, ПТС № не имеется.
Доводы заявителя о том, что принадлежащий ему автомобиль должен быть снят с регистрационного учета в РЭО ГИБДД <адрес>, так как он является добросовестным покупателем, указанный автомобиль в течение продолжительного времени находился на территории РФ, с ним неоднократно совершались сделки купли-продажи, регистрировался в органах ГИБДД в различных регионах, проходил разнообразные проверки, не могут служить основанием для признания незаконными действий сотрудников РЭО ГИБДД <адрес>, которые при отказе в снятии с учета транспортного средства, принадлежащего Майорову М.П., правомерно руководствовались Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Приказом от 24 ноября 2008г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств».
Поскольку не имеется оснований для признания незаконным отказа РЭО ГИБДД <данные изъяты> Волгоградской области, суд не находит и оснований для возложения на этот орган обязанности по снятию с регистрационного учета автомобиля АУДИ- А8, государственный знак №, 1999 г.выпуска, номер двигателя -№ кузов №, ПТС № принадлежащего Майорову М.П., в связи с чем, отказывает Майорову М.П. в удовлетворении заявления.
Суд также учитывает, что Майоров М.П. обратился в суд не с требованиями об устранении нарушений прав собственника, а с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, в котором просил проверить правомерность действий РЭО ГИБДД <данные изъяты> Волгоградской области, отказавшего ему в снятии с регистрационного учета автомобиля, следовательно, в силу положений ст.ст.254,258 ГПК РФ предметом судебного исследования являлось соответствие такого отказа требованиям действующего законодательства.
Поскольку в удовлетворении заявления Майорова М.П. отказано, то в силу ст.98 ГПК РФ расходы по оплате государственной пошлины в его пользу взысканию не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
ФИО1 в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа РЭО ГИБДД <данные изъяты> Волгоградской области в снятии с регистрационного учета АУДИ А8 государственный знак № 1999 г.выпуска, номер двигателя -№ кузов №, ПТС № принадлежащего ФИО1, и обязании снять с учета указанный автомобиль - отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Тракторозаводский районный суд г.Волгограда.
Федеральный судья - О.А.Золотухина