о взыскании компенсации за нарушение авторских прав - бездоговорное публичное исполнение музыкальных произведений



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Тракторозаводский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Ткачева А.И.

с участием представителя истца Общероссийской общественной организации «Российское авторское общество» - ФИО10, действующей на основании доверенности,

при секретаре Басакиной И.В.,

рассмотрев ДД.ММ.ГГГГ в г. Волгограде в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общероссийской общественной организаций«Российское Авторское Общество» (РАО), действующей в защиту прав и законных интересов ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО7, ФИО6, ФИО2, ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» к ООО «<данные изъяты>» о взыскании компенсации за нарушение авторских прав - бездоговорное публичное исполнение музыкальных произведений,

у с т а н о в и л :

Общероссийская общественная организация«Российское Авторское Общество» (РАО) обратилось в суд с исковым заявлением к ООО «<данные изъяты>» в защиту прав и законных интересов ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО7, ФИО6, ФИО2, ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» о взыскании компенсации за нарушение авторских прав - бездоговорное публичное исполнение музыкальных произведений, в обоснование своих требований указав, что является организацией по управлению авторскими правами на коллективной основе, заключает с пользователями лицензионные договоры о предоставлении им прав на использование объектов авторских прав, собирает с пользователей вознаграждение и производит распределение вознаграждения за использование объектов авторских прав между правообладателями, предъявляет от своего имени требования в суде, совершает иные действия для защиты прав авторов и исполнителей музыкальных произведений. Истцом установлено, что ООО «<данные изъяты>» осуществляет предпринимательскую деятельность по организации питания и досуга населения на платной основе в помещении закусочной (пивной) «<данные изъяты>», расположенной по адресу: <адрес>, и использует музыкальные произведения - объекты авторского права в качестве фонового озвучивания помещения закусочной «<данные изъяты>» для организации досугапосетителей, повышения конкурентоспособности своего бизнеса и получения дополнительной прибыли. В нарушение требований гражданского законодательства, норм международного права, использование ответчиком музыкальных произведений осуществляется без разрешения авторов и правообладателей, без лицензии организации по коллективному управлению имущественными правами авторов.

ДД.ММ.ГГГГ в результате мероприятия, проведенного представителями истца в помещении закусочной (пивной) «<данные изъяты>» (<адрес>) с целью сбора доказательств бездоговорного публичного исполнения музыкальных произведений ответчиком, было зафиксировано публичное исполнение пяти музыкальных произведений (с текстом):

«<данные изъяты>» - исполнитель «<данные изъяты>», авторы: ФИО3, ФИО4;

«<данные изъяты>» - исполнитель ФИО15, авторы ФИО5 (правообладатель ООО «<данные изъяты>») и ФИО1;

«<данные изъяты>» - исполнитель ФИО13, авторы ФИО6 и ФИО2 (Украина);

«<данные изъяты>» - авторы ФИО7 и ФИО8 (правообладатель ООО «<данные изъяты>»);

«<данные изъяты>» - исполнители ФИО9 и ФИО16, автор музыки и текста ФИО9 (правообладатель ООО «<данные изъяты>»).

Таким образом, до начала использования указанных выше произведений, ответчик обязан был заключить с РАО лицензионный договор на публичное исполнение произведений и выплачивать авторское вознаграждение, в соответствии с действующим законодательством.

Однако договор с ответчиком не заключался, авторское вознаграждение не выплачивалось, в связи с чем авторы были лишены возможности получить вознаграждение за использование музыкальных произведений, чем были существенно нарушены их имущественные права и интересы.

В связи с вышеизложенным, истец просит взыскать с ответчика компенсацию за нарушение авторских прав в пользу авторов музыкальных произведений в размере 150 000,00 рублей, в том числе в пользу:

- ФИО3 (за 1 нарушение) - 15 000 рублей,

- ФИО4 (за 1 нарушение) - 15 000 рублей,

- ФИО1 (за 1 нарушение) - 15 000 рублей,

- ФИО7 (за 1 нарушение) - 15 000 рублей,

- ФИО6 (за 1 нарушение) - 15 000 рублей,

- ФИО2 (за 1 нарушение) - 15 000 рублей,

- ООО «<данные изъяты>» - авторы ФИО5 и ФИО8 (за 2 нарушения) - 30 000 рублей,

- ООО «<данные изъяты>» - автор ФИО9 (за 2 нарушения) - 30 000 рублей.

Представитель истца ФИО10 в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, конверт с судебным извещением вернулся с отметкой об истечении срока хранения. В представленном в суд отзыве просил в иске отказать, поскольку истцом не представлены договоры на управление авторскими и смежными правами с правообладателями. Также указал, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» прекратило свою деятельность, на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ занималось приготовлениями, связанными с прекращением деятельности, и в помещении находились только сотрудники ответчика и истца.

Выслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Общероссийская общественная организация«Российское Авторское Общество» (РАО) обратилось в суд с исковым заявлением к ООО «<данные изъяты>» в защиту прав и законных интересов ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО7, ФИО6, ФИО2, ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» о взыскании компенсации за нарушение авторских прав - бездоговорное публичное исполнение музыкальных произведений, в обоснование своих требований указав, что ООО «<данные изъяты>» осуществляет предпринимательскую деятельность по организации питания и досуга населения на платной основе в помещении закусочной (пивной) «<данные изъяты>», расположенной по адресу: <адрес>, и использует музыкальные произведения - объекты авторского права в качестве фонового озвучивания помещения закусочной «<данные изъяты>» для организации досуга посетителей, повышения конкурентоспособности своего бизнеса и получения дополнительной прибыли. В нарушение требований гражданского законодательства, норм международного права, использование ответчиком музыкальных произведений осуществляется без разрешения авторов и правообладателей, без лицензии организации по коллективному управлению имущественными правами авторов.

ДД.ММ.ГГГГ в результате мероприятия, проведенного представителями истца в помещении закусочной (пивной) «<данные изъяты>» (<адрес>) с целью сбора доказательств бездоговорного публичного исполнения музыкальных произведений ответчиком, было зафиксировано публичное исполнение пяти музыкальных произведений (с текстом):

«<данные изъяты>» - исполнитель «<данные изъяты>», авторы: ФИО3, ФИО4;

«<данные изъяты>» - исполнитель ФИО15, авторы ФИО5 (правообладатель ООО «<данные изъяты>») и ФИО1;

«<данные изъяты>» - исполнитель ФИО13, авторы ФИО6 и ФИО2 (Украина);

«<данные изъяты>» - авторы ФИО7 и ФИО8 (правообладатель ООО «<данные изъяты>»);

«<данные изъяты>» - исполнители ФИО9 и Т. Повалий, автор музыки и текста ФИО9 (правообладатель ООО «<данные изъяты>»).

Таким образом, до начала использования указанных выше произведений, ответчик обязан был заключить с РАО лицензионный договор на публичное исполнение произведений и выплачивать авторское вознаграждение, в соответствии с действующим законодательством, однако действий направленных на заключение договора не выполнил.

Факт незаконных действий ответчика по публичному исполнению произведений без соответствующих на то разрешений подтверждается:

актом контрольного просушивания от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным представителем РАО, в котором зафиксировано публичное исполнение музыкальных произведений в помещении закусочной (пивной) «<данные изъяты>», расположенной по адресу: <адрес>, с нарушением авторских прав;

аудиовидеозаписью, осуществленной в ходе фиксации факта публичного исполнения произведений. Ввиду отсутствия ходатайства представителя истца, прослушивание аудио записи и просмотр видеозаписи судом не производился;

товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ с указанием владельца - ООО «<данные изъяты>»;

показаниями представителя истца ФИО10 об обстоятельствах фиксации нарушения авторских прав;

справкой ООО «<данные изъяты>» о музыкальных произведениях, которые звучали в эфире радио «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ в период проведения мероприятия по установлению фактов использования произведений путем публичного исполнения;

сведениями об авторах (распечатки с сайтов).

В соответствии со ст. 44 Конституции РФ, каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научно-технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Согласно ч. 1 ст. 1229, ст. 1270 ГК РФ, автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, в том числе право разрешать или запрещать другим лицам публично исполнять произведения и получать вознаграждения за любой вид использования произведений.

В силу требований п. 6 ч. 2 ст. 1270 ГК РФ, под «Публичным исполнением» понимается предоставление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидение), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением звука или без него) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц.

Исключительные права, предусмотренные ст. 1270 ГК РФ, (в том числе на публичное исполнение) могут передаваться юридическим или физическим лицам только по лицензионному договору, оформленному в письменном виде с соблюдением определенных требований или на основании лицензии (разрешения), предоставляемой организацией по управлению правами на коллективной основе.

Ограничение права автора, то есть случаи свободного (без разрешения авторов и без выплаты авторского вознаграждения) публичного исполнения его произведений предусмотрены ст. 1277 ГК РФ: во время официальных или религиозных церемоний, похорон, в объеме, оправданном характером таких церемоний.

П. 4 ст. 15 Конституции РФ закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Нормы Российского законодательства применимы и к правам иностранных граждан - авторов, в силу норм международного права: Всемирной конвенции об авторском праве от 06.09.1952 г., к которой присоединилась Россия 27.05.1973 г.; Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (Парижский акт от 24.07.1971 г., к которому присоединилась Россия 13.03.1995 г.).

О необходимости применения данных норм права судами общей юрисдикции указывает и Верховный Суд РФ (п.п. 4, 5 Постановления Пленума ВС РФ от 19.06.2006 г.).

Ст. 1 Всемирной конвенции об авторском праве провозглашена обязанность каждого из государств по применению всех мер по обеспечению соответствующей и эффективной охраны прав авторов, в том числе на музыкальные произведения. Произведения, как объекты авторского права, пользуются в любом другом договаривающемся государстве такой же охраной, как и охрана, предоставляемая этим государством произведениям его граждан.

Согласно данному правилу, гражданам иностранных государств предоставляется национальный правовой режим, исключения из которого могут предусматриваться только на законодательном уровне.

Согласно п. 1 ст. 2 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, музыкальные произведения относится к объектам охраны в пользу автора, а в отношении произведений, по которым авторам предоставляется охрана в силу конвенции, авторы пользуются в странах союза правами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены в дальнейшем соответствующими законами этих стран своим гражданам

Согласно ст. 11 Конвенции, авторы музыкальных произведений пользуются исключительным правом разрешать публичное представление и исполнение своих произведений, осуществляемое любыми средствами или способами. Данное право является исключительным, на него требуется разрешение автора.

Таким образом, руководствуясь нормами Российского и международного права, ответчик был обязан до начала использования музыкальных произведений, получить разрешение (лицензию) на публичное исполнение произведений и выплачивать авторское вознаграждение.

Однако такого разрешения ответчиком получено не было, договор не заключался, авторское вознаграждение не выплачивалось, в связи с чем авторы были лишены возможности получить вознаграждение за использование музыкальных произведений, чем были нарушены их имущественные права и интересы.

В соответствии со ст. 1250 ГК РФ, интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными настоящим кодексом, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права. Предусмотренные способы защиты могут применяться по требованию правообладателей, организаций по управлению правами на коллективной основе, а также иных лиц, в случаях, предусмотренных законом.

Согласно ст. 1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков, выплаты компенсации в размере от 10 000 рублей 00 копеек до 5 000 000 рублей 00 копеек.

Правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности, либо за допущенное правонарушение в целом.

Постановлением Авторского Совета РАО № от ДД.ММ.ГГГГ размер компенсации за один случай бездоговорного использования одного произведения снижен с 50 000 рублей до 15 000 - 10 000 рублей.

Поскольку ответчиком в нарушение требований закона о защите авторских прав использовались музыкальные произведения без разрешения авторов и правообладателей, без лицензии организации по коллективному управлению имущественными правами авторов, суд считает заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.

При этом суд учитывает доводы ответчика о тяжелом финансовом положении в связи с прекращение деятельности ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем считает возможным снизить размер компенсации предложенный истцом с 15 000 рублей за 1 нарушение до 10 000 рублей, то есть до минимальной суммы за нарушение авторских прав.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за нарушение авторских прав авторов музыкальных произведений - 100 000 рублей 00 копеек, из них в пользу ФИО3 (за 1 нарушение) - 10 000 рублей, ФИО4 (за 1 нарушение) - 10 000 рублей, ФИО1 (за 1 нарушение) - 10 000 рублей, ФИО7 (за 1 нарушение) - 10 000 рублей, ФИО6 (за 1 нарушение) - 10 000 рублей, ФИО2 (за 1 нарушение) - 10 000 рублей, ООО «<данные изъяты>» - (за 2 нарушения) - 20 000 рублей, ООО «<данные изъяты>» (за 2 нарушения) - 20 000 рублей.

При этом суд не принимает во внимание довод ответчика о том, что истцом не представлены договора на управление авторскими и смежными правами, заключенными между правообладателями и РАО, на основании которых истец просит взыскать компенсацию за нарушение авторских прав, поскольку, в соответствии с п. 3 ст. 1244 ГК РФ, организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 1242 настоящего Кодекса, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены. Наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе, в том числе в сферах коллективного управления, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Такие организации вправе заключать договоры с пользователями только в интересах правообладателей, предоставивших им полномочия по управлению правами в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 1242 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 200 рублей, что подтверждается платежным поручением (л.д. 6).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковое заявление Общероссийской общественной организации «Российское Авторское Общество» (РАО), действующей в защиту прав и законных интересов ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО7, ФИО6, ФИО2, ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» к ООО «<данные изъяты>» о взыскании компенсации за нарушение авторских прав - бездоговорное публичное исполнение музыкальных произведений - удовлетворить в части.

Взыскать с ООО «<данные изъяты>» в пользу Общероссийской общественной организации «Российское Авторское Общество» (РАО) компенсацию за нарушение авторских прав авторов музыкальных произведений: ФИО3 - 10 000 рублей, ФИО4 - 10 000 рублей, ФИО1 - 10 000 рублей, ФИО7 - 10 000 рублей, ФИО6 - 10 000 рублей, ФИО2 - 10 000 рублей, ООО «<данные изъяты>» - 20 000 рублей, ООО «<данные изъяты>» - 20 000 рублей, а всего авторское вознаграждение на сумму 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.

Взыскать с ООО «<данные изъяты>» в пользу Общероссийской общественной организации «Российское Авторское Общество» (РАО) расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 200 (четыре тысячи двести) рублей 00 копеек.

В удовлетворении исковых требований Общероссийской общественной организации «Российское Авторское Общество» (РАО), действующей в защиту прав и законных интересов ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО7, ФИО6, ФИО2, ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» к ООО «<данные изъяты>» в части взыскании компенсации за нарушение авторских прав - бездоговорное публичное исполнение музыкальных произведений, более 100 000 рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Тракторозаводский районный суд г. Волгограда со дня получения полного текста решения суда.

Судья подпись

Копия верна,

Судья А.И. Ткачев

-32300: transport error - HTTP status code was not 200