Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Тракторозаводский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Севериной Н.А.
при секретаре ФИО3
с участием истицы ФИО2
представителей ответчика ФИО6, ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Тракторозаводскому территориальному управлению комитета по образованию администрации Волгограда о возложении обязанности зачислить ребенка в дошкольное образовательное учреждение,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2, действующая в интересах несовершеннолетнего сына ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в суд к Тракторозаводскому территориальному управлению комитета по образованию администрации Волгограда, в котором просила признать не законными действия ответчика по ограничению прав ее ребенка ФИО1 Егора на воспитание, обучение, развитие, а также присмотр, уход и оздоровление в дошкольном образовательном учреждении и обязать ответчика зачислить ее ребенка в дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 293 или №.
В обоснование своих требований истица сослалась на следующие обстоятельства.
При достижении ребенком возраста 1,4 лет - ДД.ММ.ГГГГ встала на очередь в детское дошкольное учреждение №. Спустя полгода, в феврале 2009г. в связи с изменением места жительства в Центральном комитете по образованию эту очередь перевели в детский сад №293. Однако, до настоящего времени ребенок не зачислен в детский сад. При достижении ребенком 3-летнего возраста - окончание декретного возраста она (истица) вышла на работу и ребенка оставлять не с кем. Считает, что действиями ответчика ограничивают конституционные права ее ребенка, поскольку в соответствии с п.2 ст.43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Кроме того, согласно ст.6 Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам ведения местного самоуправления отнесена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города. Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Однако все указанные требования ответчиком не соблюдаются. Так в комитете по образованию ей (истице) было отказано в предоставлении места в МДОУ детский сад № 293 в связи с отсутствием мест и других вариантов решения проблемы предложено не было.
В судебном заседании истица ФИО2 уточнила исковые требования и просила обязать Тракторозаводское территориальное управление комитета по образованию администрации Волгограда зачислить ее ребенка ФИО1 в любое муниципальное дошкольное образовательное учреждение <адрес>. При этом не просила признавать незаконными действия Тракторозаводского территориального управления комитета по образованию администрации Волгограда по ограничению прав ее ребенка ФИО1 Егора на воспитание, обучение, развитие, а также присмотр, уход и оздоровление в дошкольном образовательном учреждении.
Представитель ответчика - Тракторозаводского территориального управления комитета по образованию администрации ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования ФИО2 не признала. Суду пояснила, что в настоящее время на территории муниципального образования городской округ город-герой Волгоград правила приема граждан в дошкольное образовательное учреждение регламентируется Порядком комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Волгограда, утвержденным приказом комитета по образованию администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №. В силу пункта 3 статьи 49 Устава города-героя Волгограда принято Постановление Волгоградского горсовета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, учредителем муниципальных образовательных учреждений, в том числе автономных образовательных учреждений, от имени Волгограда выступает отраслевое структурное подразделение администрации Волгограда, ведающее вопросами образования. Последним согласно Решению Волгоградской городскойДумы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о комитете по образованию Волгограда», является комитет по образованию администрации Волгограда. Согласно пункту 3.8 Положения о комитете по образованию администрации Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о комитете по образованию Волгограда» последний осуществляет полномочия учредителя в отношении муниципальных образовательных учреждений Волгограда. Следовательно, указанный порядок должен быть применен судом для разрешения дела. Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Волгограда носит нормативный характер, так как имеет общеобязательное и рассчитан на многократное применение, является правовым актом, который принят в пределах полномочий комитета по образованию администрации Волгограда. Он был опубликован в издании «Городские Вести Царицын - Сталинград - Волгоград», № от ДД.ММ.ГГГГ Данный Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Волгограда, разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 3132-1-ФЗ «О статусе судей Российской Федерации», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» - в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 34-ФЗ», Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О милиции», Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 431 «О мерах социальной поддержки многодетных семей», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № - в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N 617, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.1249-03 и распространяется на муниципальные дошкольные образовательные учреждения, муниципальные образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, муниципальные общеобразовательные учреждения, в составе которых функционируют группы для детей дошкольного возраста, независимо от их статуса, типа, вида, категории. В соответствии с действующим Порядком комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Волгограда место ребенку предоставляется в порядке постановки его на учет как нуждающегося в услугах МОУ при наличии мест в соответствующих возрастных группах.Исаченков Егор Александрович, ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрирован в электронной базе данных ДД.ММ.ГГГГ в МОУ детский сад №293. При этом отмечаем, учетная запись перенесена с МОУ № <адрес> по заявлению родителей от ДД.ММ.ГГГГ с сохранением первичной даты регистрации, что соответствует п.8.4. Порядка комплектования. Предоставить место в детском саду на данный момент не представляется возможным в связи с большой численностью детей, стоящих на учете в дошкольные учреждения <адрес> и, в частности, в МОУ ДС № <адрес>. Так, на ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> было зарегистрировано в очереди 3751 чел., из них детей 2007 г.р. стояло 722 чел., планировалось предоставить 375 мест.С учетом высокой рождаемости в каждом детском саду количество состоящих на учете значительно превосходит имеющиеся возможности предоставления мест. В 2010 г. младшая группа в МОУ детском саду № не комплектовалась. Добора в младшую группу не производилось. Льгот на первоочередное зачисление ребенка в
детский сад семья ФИО1 не имеет. На обращение ФИО2 в Тракторозаводское территориальное управление комитета по образованию администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ был направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ № с разъяснениями, где в частности указывалось, что в соответствии с действующим Порядком комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Волгограда место ребенку предоставляется в порядке постановки его на учет как нуждающегося в услугах МОУ при наличии мест в соответствующих возрастных группах. ФИО2 была информирована о том, что на ДД.ММ.ГГГГ в электронном реестре по <адрес> числилось 279 сверстников Егора. В общей районной очереди по своему году рождения, согласно первоначальной дате регистрации, ФИО1 Егор стоял девятнадцатым. По МОУ детскому саду № - первым. Также указывалось, что при возникновении первой возможности: выбытие ребенка из младшей дошкольной группы МОУ д/с № по какой-либо причине, Егору будет предложено место, о чем будет сообщено дополнительно. Рассмотрение вопроса ФИО1 Егору о предоставлении места в других близлежащих детских садах района состоится на комиссии по комплектованию МОУ <адрес> в апреле-мае 2011г. В Порядке комплектования закреплено право комиссии предоставлять место в любом детском саду - учитывая шаговую доступность, при наличии свободных мест. Также согласно п. 8.1. Порядка комплектования родители имеют право подать заявление о постановке в очередь только в одно дошкольное образовательное учреждение. В ответе Тракторозаводского территориального управления комитета по образованию администрации Волгограда не содержится отказ в предоставлении ФИО1 Егору места в детском саду, а указывается на существующий порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и, в частности, порядок предоставления места ФИО1 Егору в МОУ детских садах <адрес>. Считает, что Тракторозаводское территориальное управление комитета по образованию администрации Волгограда не совершало действий, бездействий, предусмотренных ст.255 ГПК Российской Федерации, поскольку ответчиком не нарушены конституционные права истицы, гарантированные п.2 ст.43 Конституции Российской Федерации на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных и на предприятиях. Детские сады предоставляют не только дошкольное образование, но и условия для содержания детей. Содержание детей в детских садах не регламентировано, как обязательное и общедоступное ни в одном из действующих нормативных документов. Более того, условия для содержания детей дошкольного возраста нормированы в зависимости от площади муниципального образовательного учреждения. В связи с этим группа младшего возраста в МОУ детском саду № не комплектовалась, так как руководитель МОУ обязан выполнять санитарные нормы и правила, лицензионные нормативы в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, определяющие предельную численность детей в группах: до 3 лет -15 человек, с 3 до 7 лет - 20 человек. Положения статьи 43 части 1 и 2 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее статьи 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства часть 1, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей - часть 2. Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют - исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей, - многоплановую роль публичной власти в этой сфере.Названная конституционная обязанность государства обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты - статья 7 часть 2 Конституции Российской Федерации. Такая поддержка может осуществляться различными способами, в том числе в рамках федеральных программ в области социального развития Российской Федерации - статья 71, пункт "е", Конституции Российской Федерации, реализуемых публичной властью всех уровней. Закрепляя в пункте 1 статьи 18 Закона РФ «Об образовании», что родители являются первыми педагогами и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте, Закон Российской Федерации "Об образовании" в пункте 3 той же статьи предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений Истица ссылается на Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования, принятую Генеральной конференцией ЮНЕСКО ДД.ММ.ГГГГ, и статью 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в которых установлено, что «доступность образования определяется как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность, в частности, установление бесплатного начального образования» не учитывая того, что в этих документах речь идет о начальном образовании, получаемом в общеобразовательных учреждениях, таких как, школы, гимназии, лицеи, а не о дошкольном образовании, получаемом в детских садах. Согласно статье 210 ГПК Российской Федерации исполнимость решения является важным свойством законной силы судебного акта. В случае удовлетворения исковых требований истицы будут нарушены права других участников образовательного процесса, граждан Российской Федерации, а так же санитарные нормы и правила, устанавливающие предельную наполняемость групп. Так на ДД.ММ.ГГГГ по данным единого электронного реестра будущих воспитанников МОУ <адрес>, порядковый номер учетной записи ФИО1 Егора в МОУ №-й по дате его первичной регистрации из 13 детей, из нуждающихся в предоставлении места в этом детском саду; в районном реестре из 261 будущего воспитанника, остро нуждающихся в предоставлении места в МОУ данного возраста - 14-й по дате его первоначальной регистрации и 27-й с учетом детей граждан льготных категорий, пользующихся правом первоочередного и внеочередного получения места в детском саду. По этим основаниям просит отказать ФИО2 в удовлетворении исковых требований и предоставить возможность осуществления единой политики органов местного самоуправления Волгограда в сфере образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права граждан на получение дошкольного образования на территории <адрес> Волгограда: предоставить возможность законного предоставления места ФИО1 Егору согласно очередности приема в дошкольное образовательное учреждение в 2011 году.
Представитель ответчика - Тракторозаводского территориального управления комитета по образованию администрации Волгограда - ФИО4, действующий на основании доверенности, исковые требования ФИО2 не признал. Поддержал объяснения, данные представителем ответчика ФИО6 и также просил отказать истице в иске.
Выслушав доводы истицы, возражения представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования ФИО2 обоснованными, основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено следующее.
ФИО2, являясь матерью малолетнего ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, встав ДД.ММ.ГГГГ в очередь на предоставлении места в МОУ детский сад № 314, а в дальнейшем детский сад № 293 по месту жительства, обратилась с ходатайством в Тракторозаводское территориальное управление комитета по образованию администрации Волгограда о выделении места в МОУ детский сад № 293.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Тракторозаводское территориальное управление комитета по образованию администрации Волгограда отказало ФИО2 в предоставлении её ребенку места в детском саду в связи с большой численностью детей, стоящих на учете в дошкольные учреждения <адрес> и в частности, в МОУ детский сад № 293.
До настоящего ребенок истицы не зачислен в детский сад.
В соответствии с п.2 ст.43 Конституции Российской Федерации гражданам гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно ст.5 Закона Российской Федерации «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П был выявлен конституционно правовой смысл норм реализации доступности дошкольного образования. В частности, в нем указано, что важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства является обеспечение прав каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (ст.43, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации).
Закрепляя право на образование, и в качестве одного из его элементов право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предлагающую в том числе, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО ДД.ММ.ГГГГ) и ст.13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
Таким образом, из изложенных нормативно правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения, не следует, что право граждан Российской Федерации на дошкольное образование реализуется в «очередном» порядке, а наоборот, государство гарантирует своим гражданам общедоступность дошкольного образования, как одну из важных социальных гарантий.
ДД.ММ.ГГГГ Правительством Российской Федерации принято Постановление № «об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», в силу п.27 которого порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе. Количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости. В группах обще-развивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и составляет: от 1 года до 3 лет - 15 детей (п.п. 31,32 Типового положения).
В силу п.28 Типового положения в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).
В соответствии с п. 11 ч.1 ст.15 и п.13 ч.1 ст.16 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
Решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено положение о Тракторозаводском территориальном управлении Комитета по образованию администрации Волгограда, в соответствии с которым задачами Территориального управления, в частности, являются:
- осуществление единой политики органов местного самоуправления Волгограда в сфере образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права граждан на получение образования на территории <адрес> Волгограда;
- организация предоставления гражданам общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в пределах полномочий органов местного самоуправления Волгограда, делегированных Территориальному управлению, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса на территории <адрес> Волгограда;
- организация предоставления гражданам дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории <адрес> Волгограда.
Как пояснила в суде представитель Тракторозаводского территориального управления комитета по образованию администрации Волгограда ФИО6, комитет по образованию администрации Волгограда, являясь учредителем дошкольных образовательных учреждений <адрес>, в целях установления порядка комплектования дошкольных образовательных учреждений издал приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста <адрес>», которым предусмотрено право комиссии территориального управления комитета по образованию отказать родителям (законным представителям) в приеме ребенка в образовательное учреждение по причине отсутствия мест в образовательном учреждении.
Ссылка представителя ответчика на указанный «Порядок комплектования» несостоятельна и не может быть принята судом во внимание.
В силу ст.15 Основного Закона Российской Федерации, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Согласно п.3 ст.15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются, Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности
человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы
официально для всеобщего сведения.
В соответствии со ст.7 Устава города-героя Волгограда систему муниципальных правовых актов Волгограда образуют, в том числе распоряжения и приказы иных должностных лиц органов местного самоуправления Волгограда по вопросам, отнесенным к их полномочиям. Муниципальные правовые акты Волгограда, носящие нормативный правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы (обнародованы) для всеобщего сведения и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в порядке, установленном городской Думой, если муниципальным правовым актом Волгограда, носящим нормативный правовой характер, не предусмотрено иное. Неопубликованные (необнародованные) муниципальные правовые акты Волгограда, носящие нормативный правовой характер, применению не подлежат.
Поскольку названный приказ комитета по образованию администрации Волгограда опубликован не был, он применению не подлежит, в связи с чем ссылка на указанный приказ в качестве обоснования отказа в предоставлении ФИО1 Егору места в дошкольном образовательном учреждении является незаконной. Какими-либо иными нормативными актами возможность отказа в приеме ребенка в дошкольное образовательное учреждение по причине отсутствия свободных мест непредусмотрена.
Учитывая данные обстоятельства, а также положения ст.11 ГПК Российской Федерации, в соответствии с которой, суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативно правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего большую юридическую силу.
При таких обстоятельства суд удовлетворяет исковые требования ФИО2 и обязывает Тракторозаводское территориальное управление комитета по образованию администрации Волгограда зачислить несовершеннолетнего ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, в муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение <адрес>.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Тракторозаводское территориальное управление комитета по образованию администрации Волгограда зачислить несовершеннолетнего ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, в муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Тракторозаводский районный суд <адрес>.
Федеральный судья - Н.А.Северина