о признании решения незаконным, возложении обязанности по регистрации лица в качестве безработного - в удовлетворении иска отказано - не вступило в законную силу



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации


ДД.ММ.ГГГГ г. Волгоград

Тракторозаводский районный суд г. Волгограда

в составе

председательствующего судьи Ткачева А.И.,

при секретаре Басакиной И.В.,

с участием

истца Ханзаде И.Ш.,

представителя Государственного учреждения Центр занятости населения города Волгограда Шестаковой Н.А.,

представившей доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханзаде ФИО7 к Государственному учреждению Центр Занятости населения города Волгограда о признании решения незаконным, возложении обязанности по регистрации лица в качестве безработного и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Ханзаде И.Ш.о. обратился в суд с иском к ГУ Центр занятости населения г. Волгограда с указанным иском. Указав в его обоснование на то, что он является гражданином РФ и с ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в Отделе занятости населения Тракторозаводского района г. Волгограда как безработный. До ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ по требованию собственника указанной квартиры он снялся с регистрационного учета и был временно (на 2 года) зарегистрирован по своему новому месту жительства, <адрес>.

При посещении в октябре 2010 года Отдела занятости населения Тракторозаводского района г. Волгограда, он узнал, что исключен из списка получателей пособия по безработице, так как зарегистрирован не по месту жительства, а по месту пребывания. Полагает, что решение ответчика о снятии его с учета в Центре занятости населения г. Волгограда как безработного является незаконным, нарушает его конституционные права на защиту от безработицы и противоречит праву на свободу передвижения и выбор места жительства. В связи с чем, просит суд признать незаконным решение Центр Занятости населения города Волгограда о снятии его с учета как безработного, обязать ответчика зарегистрировать его в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Представитель ответчика Шестакова Н.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, указав на то, что в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ», решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина. ДД.ММ.ГГГГ Ханзаде И.Ш.о. предоставил свой паспорт с отметкой о снятии с регистрационного учета и предоставил свидетельство о регистрации по месту пребывания. Поскольку учет граждан, ищущих работу, по месту пребывания Законом РФ «О занятости населения в РФ» не предусмотрен, ДД.ММ.ГГГГ истец был снят с учета в связи с длительной (более месяца) неявкой гражданина в органы службы занятости без уважительных причин. Полагает, что ГУ Центр занятости населения г. Волгограда принял законное решение. И потому в удовлетворении иска Ханзаде И.Ш.о. просит отказать.

Выслушав истца, представителя ответчика, проверив материалы дела, суд находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.37 Конституции РФ, каждый имеет право на защиту от безработицы.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в и поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документ заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.

В соответствии с п. 2 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 года,

регистрация безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства в следующей последовательности:

первичная регистрация безработных граждан;

регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы:

регистрация граждан в качестве безработных;

перерегистрация безработных граждан.

В соответствии с п. 4 Порядка, регистрации безработных граждан, первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численное безработных граждан, обратившихся в учреждения службы занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов.

В судебном заседании установлено.

Приказом начальника муниципального отдела занятости населения Тракторозаводского района ГУ Центр занятости населения г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ за № Ханзаде И.Ш.о был признан безработным и ему было назначено пособие по безработице в размере <данные изъяты> рублей ежемесячно до ДД.ММ.ГГГГ.

Данные обстоятельства подтверждаются, кроме объяснения сторон также копией приказа № (л.д. 48, 49) и копией карточки персонального учета гражданина, ищущего работу (л.д. 50). Из которой, кроме того, следует, что Ханзаде И.Ш.о. проживает по адресу: <адрес>.

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ за № Ханзаде И.Ш.о. снят с учета в ГУ Центр занятости населения г. Волгограда в связи с длительной (более месяца) неявкой гражданина в органы службы занятости без уважительных причин. Основанием для снятия истца с учета явилось отсутствие у него постоянного места жительства.

Согласно отметкам в паспорте (л.д. 10), истец имел постоянное место жительства <адрес>. По месту жительства был постоянно зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельства № о регистрации по месту пребывания, Ханзаде И.Ш.о., с ДД.ММ.ГГГГ временно до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу <адрес>, где снимает квартиру (л.д. 7, 10).

Данное обстоятельство подтверждается также справкой с места жительства (л.д. 6).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение ГУ Центра занятости населения г. Волгограда о снятии Ханзаде И.Ш.о. с учета в качестве безработного является обоснованным. Поскольку обязательным условием признания гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным является наличие у такого гражданина постоянного места жительства, а не место его пребывания.

Доводы истца о том, что решением ответчика нарушено его право на защиту от безработицы суд не принимает.

Как следует из определения Конституционного суда РФ от 6.02.2003г. № 105-О «От отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО4 на нарушение его конституционных прав положениями п. 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ», Введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. Напротив, оно обусловлено необходимостью создать наиболее благоприятные условия для поиска территориальными органами службы занятости подходящей гражданину работы в пределах именно той местности, где он проживает. Вместе с тем, учитывая, что реализация указанного права предполагает получение соответствующего материального пособия, законодатель вправе предусматривать в федеральном законе как порядок и условия приобретения статуса безработного, так и определенные организационно-учетные правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации каждым права на защиту от безработицы, включая право на получение предусмотренного в этом случае пособия, а с другой стороны - исключающие возможность злоупотребления данным правом, в частности путем его реализации не только по месту жительства. При этом из статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации не вытекает возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур реализации права на защиту от безработицы. Напротив, соответствующая конституционная норма предполагает право и обязанность государства установить на законодательном уровне механизм и условия реализации данного права.

Таким образом, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации конституционных прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, требования Ханзаде И.Ш.о. на законе не основаны и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Ханзаде ФИО7 в удовлетворении иска к Государственному учреждению Центр Занятости населения Волгограда о признании решения незаконным, возложении обязанности по регистрации лица в качестве безработного и компенсации морального вреда, действии незаконными, возложений обязанности взыскания пособий и компенсации морального вреда.

Решение суда может быть обжаловано в течение десяти дней в Волгоградский областной суд через Тракторозаводский районный суд Волгоград.

Судья Ткачев А.И.