о признании прва собственности на жилое помещение в порядке приватизации



Дело №

З А О Ч Н О Е Р е ш е н и е

Именем Российской Федерации

Тракторозаводский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Шамариной И.С.,

при секретаре Миловановой Е.И.,

с участием:

истца Скуратова К.В.,

рассмотрев ДД.ММ.ГГГГ в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по исковому заявлению Скуратова К.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Скуратовой Ю.К., Скуратовой М.Ю., Скуратова В.К. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л :

Скуратовы обратилась в суд с данным исковым заявлением, указывая, что с июля 1978 года по декабрь 1998 года, Скуратов К.В. находился на военной службе. ДД.ММ.ГГГГ после увольнения с военной службы ему был выдан ордер № на квартиру по адресу: <адрес>. Указанная квартира является собственностью Министерства обороны РФ. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Донскую КЭЧ района с просьбой оформить документы на передачу его семьи в частную долевую собственность квартиру по 1/4 доли квартиры. Однако получил отказ в заключении договора приватизации, т.к. жилое помещение зарегистрировано за Министерством обороны РФ в лице <данные изъяты> КЭО- войсковая часть <данные изъяты> Министерства обороны Российской Федерации. Для предоставления интересов <данные изъяты> КЭО - войсковая часть <данные изъяты> Донской квартирно-эксплуатационной части района выдана доверенность, срок действия которой истек в 2009 году. Оформить новую доверенность от <данные изъяты> КЭО- войсковая часть <данные изъяты> Министерства обороны на должностное лицо Донской КЭЧ района не представляется возможным, в связи с ликвидацией данной организации. Ранее они не участвовали в приватизации жилых помещений. Просят суд признать за ними право собственности на квартиру в порядке приватизации.

В судебном заседании Скуратов К.В. исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Истцы Скуратова М.Ю., Скуратов В.К. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддержали.

Представитель ответчика - Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав стороны и исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в собственность гражданам могут быть переданы жилые помещения, находящиеся в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд).

В судебном заседании установлено, что квартира № в доме № по ул. <адрес> зарегистрирована как субъект права за Министерством обороны РФ в лице <данные изъяты> КЭО - войсковая часть <данные изъяты> Министерства обороны РФ, вид права - оперативное управление.

Скуратов К.В. проходил военную службу в рядах вооруженных сил Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ Скуратову К.В. на семью из 4 человек была предоставлена что квартира № в доме № по ул. <адрес>.

Решение о предоставлении спорной квартиры семье Скуратова К.В. никем не оспаривалось.

Истцы зарегистрировались по данному адресу ДД.ММ.ГГГГ, на имя Скуратова К.В. был открыт лицевой счет для оплаты жилищно-коммунальных услуг, то есть фактически заключен договора социального найма на спорную квартиру.

В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет именно Министерство обороны РФ.

Согласно подпункту «о» пункта 2 указанного Постановления именно Министерство обороны РФ, в лице подведомственных Министерству обороны РФ организаций, предоставляет военнослужащим жилые помещения.

Аналогичные нормы содержатся и в Положении о Министерстве обороны РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 16.08.2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1 указанного Положения именно Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций.

Согласно подпункту 43 пункта 7 указанного Положения Министерство обороны РФ реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, уволенных с военной службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Министерство обороны РФ, согласно подпункту 68 пункта 7 указанного Положения, осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны РФ, в соответствии с его назначением.

Согласно подпункту 1 пункта 8 указанного Положения Министерство обороны РФ в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 10 указанного Положения Министр обороны РФ также имеет право издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Из анализа вышеприведенных норм можно сделать вывод о том, что Министерство обороны РФ вправе издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны РФ, включая регламентирование вопросов, связанных с выдачей ордеров на эти жилые помещения (заключение договоров социального найма)

Порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями установлен таким нормативным актом, а именно Приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 года № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ».

Согласно п. 22, 23, 26 указанного Приказа учету подлежат жилые помещения, построенные и приобретенные Министерством обороны, которые учитываются в квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) района, а жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов осуществляется учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений.

Согласно п. 28 указанного Приказа военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

В соответствии с п. 37 указанного Приказа распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части и оформляется списком распределения жилых помещений, который подписывается командиром и председателем жилищной комиссии воинской части, согласовывается с начальником КЭЧ района. Утвержденные списки распределения жилых помещений являются основанием для оформления ордеров на заселение жилых помещений.

Согласно п. 40 указанного Приказа заселение жилых помещений для постоянного проживания производится по соответствующим ордерам. После оформления в установленном порядке ордеров на заселение жилого помещения КЭЧ района выдает ордер непосредственно военнослужащему, которому предоставляется жилое помещение. Ордера на жилые помещения выдаются КЭЧ района.

Кроме того, спорные правоотношения регулируются Положением о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского флота, введенным в действие Приказом Министра обороны СССР от 22.02.1997 года № 75.

Согласно п. 1 указанного Положения квартирно-эксплуатационная служба ведает обеспечением воинских частей казарменно-жилищным фондом и коммунальными сооружениями.

В силу п. 17 указанного Положения общее руководство квартирно-эксплуатационной службой осуществляется КЭУ Министерства обороны, подчиняющееся заместителю Министра обороны. Непосредственные обязанности по руководству квартирно-эксплуатационной службой выполняют в районах - КЭЧ районов.

В соответствии с п. 24 указанного Положения КЭЧ районов осуществляют учет военнослужащих, нуждающихся в жилой площади, оформляют в установленном порядке ордера на заселение жилой площади.

Учитывая изложенное, договор социального найма на квартиру квартира № в доме № по ул. <адрес> соответствует требованиям закона, а предоставление спорной квартиры имело место в строгом соответствии с установленным законодательством порядком, Скуратов К.В. и члены его семьи вселились в предоставленное жилое помещение на законном основании, не самоуправно, каких-либо злоупотреблений или нарушений при вселении не допустили, соответственно приобрели право пользования спорной квартирой и имеют право на проживание в спорной квартире на условиях договора социального найма.

Согласно ответу ФГУ «Донская КЭЧ района» Министерства обороны РФ на заявление Скуратова К.В. о передаче его семье в частную долевую собственность спорной квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, для представления интересов <данные изъяты> КЭО - войсковая часть <данные изъяты> Министерства обороны РФ Донской Квартирно-эксплуатационной части района была выдана доверенность, срок которой истек в 2009 году. Оформить новую доверенность не представляется возможным в связи с ликвидацией данной организации. В связи с чем, Донская КЭЧ района не может заключить с семьей Скуратовых договор приватизации.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если по каким-либо причинам жилые помещения не переданы и невозможно воспользоваться правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, то существенно нарушается положение статьи 35 Конституции РФ и статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» порядок оформления передачи жилья обязателен как для граждан, так и должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде в собственность граждан.

Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

В соответствии со статьей 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что Скуратовы являются гражданами РФ, ранее не участвовали в приватизации жилья, проживают в квартире на условиях социального найма, суд приходит к выводу о том, что семья Скуратовых вправе получить в собственность в порядке приватизации занимаемую спорную квартиру.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Скуратова К.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Скуратовой Ю.К., Скуратовой М.Ю., Скуратова В.К. - удовлетворить.

Признать за Скуратовым К.В., Скуратовой Ю.К., Скуратовой М.Ю., Скуратовым В.К. право равной долевой собственности в порядке приватизации на квартиру № в доме № по ул. <адрес>, за каждым по 1/4 доле каждому.

Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности на указанное жилое помещение за Скуратовым К.В., Скуратовой Ю.К., Скуратовой М.Ю., Скуратовым В.К. и основанием для регистрации прекращения права собственности за Российской Федерацией.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Тракторозаводский районный суд г. Волгограда в течение 10 суток.

Ответчик вправе подать в Тракторозаводский районный суд г. Волгограда заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Судья И. С. Шамарина