о возложении обязанности



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Тракторозаводский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Севериной Н.А.

при секретаре ФИО4

с участием представителя истицы ФИО5

представителей ответчика ФИО6, ФИО8

представителей третьих лиц Гик Е.Г., ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующей в качестве законного представителя несовершеннолетних ФИО3, 2005года рождения и ФИО2, 2007года рождения, к Тракторозаводскому территориальному управлению комитета по образованию администрации Волгограда о возложении обязанности зачислить детей в дошкольное образовательное учреждение,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, действующая в интересах и в качестве законного представителя несовершеннолетних детей: ФИО3, 2005года рождения и ФИО2, 2007года рождения, обратилась в суд к Тракторозаводскому территориальному управлению комитета по образованию администрации Волгограда с иском, в котором просит обязать ответчика зачислить ее детей в дошкольное образовательное учреждение.

В обоснование своих требований истица сослалась на следующие обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГ она встала в очередь на предоставлении детям места в МОУ детский сад № 347, однако до настоящего дети не зачислены в детский сад. В настоящее время ее малолетние дети лишены возможности содействия со стороны муниципального органа их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей, воспитанию, а также реализации личности детей в интересах общества. Считает, что действиями ответчика ограничиваются конституционные права ее детей, поскольку в соответствии с п.2 ст.43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Кроме того, согласно ст.6 Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам ведения местного самоуправления отнесена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города. Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Однако все указанные требования ответчиком не соблюдаются.

В судебном заседании представитель истицы ФИО1 - ФИО5, действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования ФИО1 и просил обязать Тракторозаводское территориальное управление комитета по образованию администрации Волгограда зачислить ее детей в любое муниципальное дошкольное образовательное учреждение <адрес>.

Представители ответчика - Тракторозаводского территориального управления комитета по образованию администрации Волгограда - ФИО6 и ФИО8, действующие на основании доверенностей, исковые требования ФИО1 не признали. Суду пояснили, что в настоящее время на территории муниципального образования городской округ город-герой Волгоград правила приема граждан в дошкольное образовательное учреждение регламентируется Порядком комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования, на территории Волгограда (далее - Порядок комплектования), утвержденным приказом комитета по образованию администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №. В силу п.3 ст.49 Устава города-героя Волгограда принято Постановление Волгоградского горсовета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, учредителем муниципальных образовательных учреждений, в том числе автономных образовательных учреждений, от имени Волгограда выступает отраслевое структурное подразделение администрации Волгограда, ведающее вопросами образования. Последним является департамент по образованию администрации Волгограда, который осуществляет полномочия учредителя в отношении муниципальных образовательных учреждений Волгограда. Следовательно, указанный порядок должен быть применен судом для разрешения дела. Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Волгограда носит нормативный характер, так как имеет общеобязательное и рассчитан на многократное применение, является правовым актом, который принят в пределах полномочий департамента по образованию администрации Волгограда. Он был опубликован в издании «Городские Вести» от ДД.ММ.ГГГГ Данный Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на территории Волгограда разработан в целях реализации |прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории Волгограда, на (получение общедоступного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях Волгограда, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, руководствуясь статьей 16 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании», пунктом 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ |№ 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении». Каждое образовательное учреждение информирует родителей (законных (представителей) о порядке приема обучающихся (воспитанников) путем помещения - копии данного документа на специально оформленном стенде для потребителей образовательных услуг. Приказ об утверждении порядка приема в муниципальные образовательные учреждения Волгограда был направлен во все территориальные структурные подразделения комитета, для ознакомления и использования в работе. В соответствии с действующим Порядком комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Волгограда место ребенку предоставляется в порядке постановки его на учет, как нуждающегося в услугах МОУ, при наличии мест в соответствующих возрастных группах. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, зарегистрированная в <адрес>, обратилась к руководителю МОУ детский сад №347 с целью регистрации детей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как будущих воспитанников. Заявления о постановке детей на учет, как нуждающихся в предоставлении мест в МОУ детском саду № зарегистрированы Тракторозаводским территориальным управлением посредством автоматизированной информационной системы АИС «Комплектование МОУ», о чем заявитель получил уведомление МОУ о принятии заявления к рассмотрению. С порядком комплектования МОУ <адрес> ФИО1 ознакомлена. Истица в своем исковом заявлении указывает, что встав на очередь в МОУ ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени (ДД.ММ.ГГГГ - дата подачи искового заявления в Тракторозаводский суд) дети не зачислены в детский сад. Согласно п. 4.5, 4.10, 4.11, 5.9 Порядка комплектования формирование предварительных списков, подтверждение потребности и наличия льгот осуществляется в период с 15 марта по 15 апреля; списки детей на комплектование МОУ района утверждает назначенный приказом территориального управления председатель территориальной комиссии из числа специалистов территориального управления до 30 апреля; выдача путевок в МОУ на новый учебный год производится комиссиями по комплектованию ежегодно с 15 мая по 15 июня в соответствии с утвержденным графиком выдачи путевок. В период с 30 июня по 30 сентября при наличии свободных мест в МОУ комиссии по комплектованию выдают путевки для доукомплектования МОУ. Прием детей в группы общеразвивающей и оздоровительной направленности МОУ осуществляется ежегодно с 1 июня по мере освобождения мест воспитанниками подготовительных к школе групп МОУ. Учитывая выше изложенное, до ДД.ММ.ГГГГ дети истицы не могли быть зачислены в дошкольное учреждение. Таким образом, объективное рассмотрение вопроса в суде о предоставлении мест детям ФИО1 возможно только после ДД.ММ.ГГГГ Истица ссылается на п.2 ст.43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных и на предприятиях. Также принцип общедоступности закреплен в законе РФ «Об образовании». Данный принцип выступает не в индивидуальном (доступность для каждого), а в социальном смысле (доступность независимо от социального положения). Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (далее - Типовое положение), утвержденное постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, устанавливают, что государство должно обеспечить право каждого на общедоступное и бесплатное дошкольное образование (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации). Детские сады предоставляют не только дошкольное образование, но и условия для содержания детей. Содержание детей в детских садах не регламентировано, как обязательное и общедоступное, ни в одном из действующих нормативных документов. Названная конституционная обязанность государства обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2, Конституции Российской Федерации). Такая поддержка может осуществляться различными способами, в том числе в рамках федеральных программ в области социального развития Российской Федерации (статья 71, пункт "е", Конституции Российской Федерации), реализуемых публичной властью всех уровней. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ предусмотрены государственные пособия гражданам, имеющим детей (пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, ежемесячное пособие на ребенка). Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ предусмотрены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в виде материнского капитала. Данная мера способствовала увеличению рождаемости, помогла многим семьям улучшить свои жилищные условия. Таким образом, государственная поддержка семей, имеющих детей, носит адресный характер и предоставляется не на развитие системы дошкольного образования, а непосредственно родителям (законным представителям) детей дошкольного возраста, которые в соответствии с действующим законодательством являются первыми педагогами детей и обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте (ст. 18 Закона РФ «Об образовании»), «имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами» (ст.63 Семейного кодекса РФ). Системообразующими законодательными актами в области дошкольного образования, как совершенно справедливо отмечает истица, являются Закон РФ «Об образовании», в котором область образования провозглашена приоритетной (ст.1), что соответственно обязывает государство обеспечить приоритетное развитие и дошкольного образования, а также Типовое положение. В то же время следует отметить, что в законе не предусмотрены правовые механизмы, направленные на реализацию приоритетности дошкольного образования. Типовое положение в части порядка комплектования дошкольного образовательного учреждения не обеспечивает обязательность реализации конституционного права граждан на общедоступность дошкольного образования, т.е. не устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить прием детей всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение дошкольного образования. Федеральным законодательством закреплено преимущественное право на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях детей-инвалидов и детей родителей-инвалидов, детей из многодетных семей, детей-сирот, переданных в семьи граждан, детей военнослужащих и сотрудников полиции, а также детей прокуроров, следователей, судей. Более того, Типовым положением установлена предельная наполняемость групп в зависимости от возраста детей и направленности групп. Это обусловлено отчасти тем, что дошкольное образование не является обязательным, дети дошкольного возраста могут получать дошкольное образование в условиях семьи, частных или муниципальных детских садах и др. В современных условиях <адрес> 38 % детей от рождения до 7 лет получают дошкольное образование в семье. Закрепляя в пункте 1 статьи 18 Закона РФ «Об образовании», что родители являются первыми педагогами и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте, Закон Российской Федерации "Об образовании" в пункте 3 той же статьи предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Также истица ссылается на Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования (принятую Генеральной конференцией ЮНЕСКО ДД.ММ.ГГГГ) и статью 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в которых установлено, что «...доступность образования определяется как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования)…», не учитывая того, что в этих документах речь идет о начальном образовании, получаемом в общеобразовательных учреждениях, таких как школы, гимназии, лицеи, а не о дошкольном образовании, получаемом в детских садах. Согласно статье 210 ГПК РФ исполнимость решения является важным свойством законной силы судебного акта. В случае удовлетворения исковых требований истицы будут нарушены права других участников образовательного процесса, граждан Российской Федерации, а также санитарные нормы и правила, устанавливающие предельную наполняемость групп. С учетом высокой рождаемости в каждом детском саду количество состоящих на учете значительно превосходит имеющиеся возможности предоставления мест. Так на ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> общая очередь нуждающихся в услугах дошкольных учреждений составляет 4300 человека. При этом актуальная очередь - 2695 человек. Планируемая неудовлетворенная потребность в услугах дошкольных учреждений <адрес> в 2011 году составит 1874 человека (70%). ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в общерайонной очереди среди своих сверстников числится 687, по МОУ детскому саду № в возрастной группе детей с 3 до 4 лет, Арина - тридцать седьмая. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГг.р., в общерайонной очереди среди своих сверстников числится 154, по МОУ детскому саду № в возрастной группе детей с 5 до 6 лет, Ярослав - третий. В соответствии с планом комплектования на 2011г. в <адрес> планируется предоставить для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет) 312 мест. Из них 93 места (30%) будет предоставлено льготной категории граждан. Группы для детей старшего возраста в МОУ <адрес> не комплектуются, добор детей в данную возрастную группу не осуществляется в связи с отсутствием свободных мест. Согласно п.4.6. Порядка комплектования формирование списков групп для детей дошкольного возраста, открытие которых планируется в некоторых МОУ района, осуществляется из списка будущих воспитанников МОУ всего района (или микрорайона) по дате регистрации. По этим основаниям просят отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований; предоставить возможность осуществления единой политики органов местного самоуправления Волгограда в сфере образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права граждан на получение дошкольного образования на территории <адрес> Волгограда; предоставить возможность законного предоставления места ФИО3 и ФИО2, согласно очередности приема в дошкольное образовательное учреждение.

Представитель третьего лица - Департамента по образованию Администрации Волгограда - ФИО7, действующая на основании доверенности, исковые требования ФИО1 не признала. Суду пояснила, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, на который ссылается истец, рассматривалось дело о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой главы <адрес> и Тверской городской Думы". В самом постановлении указано, что «предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу являются положения статьи 153 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части, касающейся полномочий органов местного самоуправления по установлению платы за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях и финансового обеспечения реализации права родителей на компенсацию затрат на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях». Конституционным судом РФ установлено, что «применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Положения статьи 43 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее статьи 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1), а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2). Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют - исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей, - многоплановую роль публичной власти в этой сфере. Названная конституционная обязанность государства обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2, Конституции Российской Федерации). Такая поддержка может осуществляться различными способами, в том числе в рамках федеральных программ в области социального развития Российской Федерации (статья 71, пункт "е", Конституции Российской Федерации), реализуемых публичной властью всех уровней. Вместе с тем родители в силу конституционной обязанности заботиться о детях не могут устраняться от бремени несения расходов на их содержание в детских дошкольных образовательных учреждениях. Статья 13 Международного пакта от ДД.ММ.ГГГГ «Об экономических, социальных и культурных правах», на которую ссылается истец в своих требованиях, гласит следующее:

«1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они далее соглашаются в том, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

2. Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что для полного осуществления этого права: начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех; среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых мер и. в частности, постепенного введения бесплатного образования; высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования; элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться, по возможности, для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования; должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала.

3. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать
религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

4. Никакая часть настоящей статьи не должна толковаться в смысле умаления свободы отдельных лиц и учреждений создавать учебные заведения и руководить ими при неизменном условии соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и требования, чтобы образование, даваемое в таких заведениях, отвечало тому минимуму требований, который может быть установлен государством».

Таким образом, ни в одной части цитируемой статьи не говориться про обязательное дошкольное образование. Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации устанавливает, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Под общедоступностью образования законодатель понимает адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников, а так же тот факт, что гражданам РФ гарантируется возможность получения образования «независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом». В части 5 статьи 27 Закона РФ «Об образовании» перечисляются образовательные уровни (образовательные цензы). Ими являются: основное общее образование; среднее (полное) общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование - бакалавриат; высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура; послевузовское профессиональное образование. Основное общее образование обязательно для всех». При этом ни один нормативный документ не говорит об обязательности дошкольного образования. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. В соответствии со ст.8 Закона РФ «Об образовании» Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих компонентов: преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований; сети реализующих образовательных учреждений и научных организаций; органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций: объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ДМ-П44-3035 Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования были направлены Методические рекомендации по развитию дошкольного образования в 2007-2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России рекомендовано органам управления образованием субъектов Российской Федерации принять участие в реализации Комплекса мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации в 2007 - 2010 годах. В соответствии с вышеуказанными методическими рекомендациями с учетом имеющейся нормативной базы в <адрес> приняты следующие меры по развитию дошкольного образования:

- 10 объектов <адрес> включены в областную комплексную программу развития дошкольного образования на 2011-2013гг., что позволит ввести дополнительно 1245 мест (строительство, реконструкция и капитальный ремонт),

- принята ведомственная целевая программа «Строительство и реконструкция детских садов в Волгограде» на 2011 -2013гг., в рамках которой запланирован ввод 1320 мест;

- приняты нормативные правовые акты о компенсации части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования,

- осуществляется постоянная дифференциация сети дошкольных образовательных учреждений с учетом контингента воспитанников и запросов их родителей, в результате чего развивается видовое многообразие МОУ. В муниципальной системе дошкольного образования Волгограда функционируют 31 детский сад общеразвивающего вида, 10 детских садов компенсирующего вида, 6 детских садов присмотра и оздоровления, 11 центров развития ребенка -детских садов, 122 детских сада. 6 начальных школ-детских садов, 3 начальных школы - детских сада компенсирующего вида, 2 прогимназии;

- в 2007-2010гг. в целях развития сети и увеличения количества мест администрацией Волгограда приняты в муниципальную собственность Волгограда 4 имущественных комплекса дошкольных учреждений, в них обеспечено функционирование 17 групп на 320 мест; проведен
капитальный ремонт 5 зданий МОУ на 430 мест; отремонтированы, оборудованы и введены в эксплуатацию 63 дополнительные группы на 1270 мест;

- на базе муниципальных общеобразовательных учреждений и муниципальных учреждений дополнительного образования детей организованы группы предшкольной подготовки детей 5-7 лет, которые посещают в 2010/2011 учебном году 4747 детей;

- в отдаленных микрорайонах и поселках внедрена вариативная модель создания структурных подразделений на базе общеобразовательных школ с функционированием в режиме полного дня (открыты 5 групп на базе трех школ);

- на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений разработаны и внедрены вариативные модели дошкольного образования в виде групп кратковременного пребывания (70 групп, которые посещают 676 детей);

- развиваются различные виды дополнительных образовательных услуг на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений в соответствии с запросами родителей: в 2009/2010 учебном году на базе МОУ функционировали 1072 кружка (19 - на платной основе), в которых получали дополнительные услуги 16038 воспитанников; в 2010/2011 учебном году функционируют 1064 кружка (166 - на платной основе), в которых занимаются 15427 воспитанников;

- с ДД.ММ.ГГГГ осуществлен перевод муниципальных дошкольных образовательных учреждений на новую систему оплаты труда.

Сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений Волгограда составляют в настоящее время 234 дошкольных учреждения. В соответствии с п. 27 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации». Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрены категории граждан, имеющих право на внеочередное и первоочередное предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях. Правом внеочередного получения мест в детских садах пользуются дети, родители (законные представители) которых являются: прокурорами, следователями, судьями. Правом первоочередного получения мест пользуются дети, родители которых являются инвалидами, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из многодетных семей, дети, военнослужащих и сотрудников полиции. Таким образом, законодатель предусматривает очередность предоставления мест в дошкольных учреждениях, исходя из количества действующих учреждений и мест в них, определяемых в соответствии с санитарными нормами. Порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Волгограда был установлен приказом комитета по образованию администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № (опубликован в газете «Городские Вести» № от ДД.ММ.ГГГГ, стр. 14). Внастоящее время действует Положение о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений Волгограда реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденное приказом комитета по образованию от ДД.ММ.ГГГГ № (опубликован в газете «Городские Вести» № от ДД.ММ.ГГГГ. стр. 30). Комитет по образованию администрации Волгограда является органом местного самоуправления, наделенным полномочиями учредителя муниципальных образовательных учреждений Волгограда, следовательно, наделен полномочиями по изданию названных муниципальных правовых актов. Признаки нормативного правового акта были приведены в п.9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №: «Существенными признаками, характеризующими правовой акт, являются: издание его в установленном управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо правоотношений». В соответствии со ст. 47 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что истец имел возможность ознакомиться с муниципальным правовым актом, устанавливающим порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Волгограда, и предусматривающим очередность предоставления мест в детских садах. Более того, истец записал своих детей на очередь, следовательно, был согласен с тем, порядком, который установлен муниципальным правовым актом. О недопустимости нарушения очередности в предоставлении мест в дошкольных образовательных учреждения Волгограда неоднократно указывали органы прокуратуры в своих представлениях. В письме от ДД.ММ.ГГГГ №в-2010 прокуратурой <адрес> было указано о недопустимости нарушения прав федеральных льготников. В предостережении прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отмечается, что удовлетворение ходатайств граждан о первоочередном устройстве детей в детские сады ведет к нарушению очередности комплектования детских садов, а, следовательно, к нарушению прав несовершеннолетних на получение дошкольного образования (копия прилагается). Таким образом, предоставление ФИО3, 2005 г.р. и ФИО2, 2007 г.р. мест в муниципальном дошкольном образовательном учреждении без соблюдения установленного Порядка комплектования приведет к нарушению прав иных детей на получение дошкольного образования. По этим основаниям просит в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Тракторозаводскому территориальному управлению департамента по образованию администрации Волгограда об обязании Тракторозаводского территориального управления департамента по образованию администрации Волгограда зачислить ФИО3, 2005 г. р. и ФИО2, 2007 г.р. в муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение <адрес> отказать.

Представитель третьего лица - Администрации Волгограда Гик Е.И., действующая на основании доверенности, исковые требования ФИО1 не признала. Суду пояснила, что из настоящего искового заявления видно, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в МОУ детский сад № 247 с заявлением о постановке на учет своих детей ФИО1, ФИО3, как нуждающихся в предоставлении мест в указанное дошкольное образовательное учреждение. Поскольку до настоящего времени ее дети так и не были зачислены в МОУ детский сад № 247, истица, ссылаясь на пункт 2 статьи 43 Конституции РФ, статью 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании», пункт 28 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Постановление Конституционного суда от ДД.ММ.ГГГГ №-П, полагает, что Тракторозаводским территориальным комитетом по образованию администрации Волгограда (далее ТУ ДОАВ) нарушаются права ее малолетних детей ФИО1, ФИО3 на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования. Администрация не может согласиться с указанным выводом, считает его сделанным при неправильном применении норм материального права. 1. Согласно части 1 статьи 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров РФ, федеральныхконституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (устав), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. В соответствии с пунктом 1 статьи 16 закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 «Об образовании» общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Подпунктом 1.1. данного пункта установлено, что правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения. Указанной норме корреспондирует пункт 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 666. Из вышеуказанного следует, что порядок приема граждан в муниципальные образовательные учреждения, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, регулируется законом РФ «Об образовании», федеральными законами РФ, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также правовыми актами учредителя муниципального образовательного учреждения, которые должны соответствовать федеральным правовым актам. В силу пункта 1 статьи 11 1. Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 «Об образовании» учредителем муниципального образовательного учреждения являются муниципальные образования. В силу пункта 3 статьи 49 Устава города-героя Волгограда, принятого Постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 20/362), учредителем муниципальных образовательных учреждений, в том числе автономных образовательных учреждений, от имени Волгограда выступает отраслевое структурное подразделение администрации Волгограда, ведающее вопросами образования. Последним согласно Решению Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О переименовании комитета по образованию администрации Волгограда в департамент по образованию администрации Волгограда и об утверждении положения о департаменте по образованию администрации Волгограда» (пункты 1.1., 2.3.2.) является департамент по образованию администрации Волгограда (ранее комитет по образованию администрации Волгограда - Решение Волгоградской городской Думы ДД.ММ.ГГГГ N 14/413 «Об утверждении Положения о комитете по образованию администрации Волгограда»). В пределах предоставленной ему компетенции (пункты 3.8.4., 5.4.2. Положения о комитете по образованию администрации Волгограда) комитетом по образованию администрации Волгограда издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений Волгограда, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» (далее Положение), регламентирующий правила приема граждан в дошкольные образовательные учреждения Волгограда. Указанный приказ, носящий нормативный характер, был опубликован в газетном издании «Городские вести» № от ДД.ММ.ГГГГ стр. 30 и в силу положений пункта 1 статьи 11 ГПК РФ подлежит применению при рассмотрении настоящего спора. Согласно пункту 1.1. Положения последнее разработано в целях упорядочения приема детей в муниципальные образовательные учреждения Волгограда, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В силу разделов 3, 4, 5 вышеуказанного нормативного акта места детям в детские дошкольные образовательные учреждения Волгограда, за исключением отдельных категорий, предоставляются в порядке очередности на основании учетных записей МОУ о регистрации детей как будущих воспитанников. Как следует из искового заявления, ФИО1 просит суд обязать ТУ ДОАВ зачислить ее детей в любое муниципальное дошкольное образовательное учреждение <адрес>. Однако обращаем внимание суда, что согласно Положению о порядке комплектования процесс «зачисление» детей в дошкольные образовательные учреждения происходит поэтапно и осуществляется в определенные Положением о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений Волгограда, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, сроки. Так, в соответствии с пунктом 4.1. вышеуказанного Положения комплектование МОУ осуществляется ежегодно территориальными комиссиями и городской комиссией на основе электронного реестра. Причем сама регистрация будущих воспитанников в электронном реестре осуществляется территориальными управлениями в период с 1 августа текущего года по 15 июня следующего года в течение месяца после передачи заявлений руководителями МОУ (пункт 3.8. Положения). В силу пункта 4.5. Положения с 15 марта по 15 апреля ежегодно осуществляется предварительное комплектование (формирование предварительных списков, подтверждение потребности и наличия льгот). Председатель территориальной комиссии до 30 апреля утверждает списки детей на комплектование МОУ района (пункт 4.10 Положения). Согласно пункту 4.11. Положения выдача путевок на новый учебный год производится комиссиями по комплектованию ежегодно с 15 мая по 15 июня в соответствии с утвержденным графиком выдачи путевок. В период с 30 июня по 30 сентября при наличии свободных мест в МОУ комиссии по комплектованию выдают путевки для доукоплектования МОУ. Родители (законные представители) ребенка в течении 20 календарных дней со дня получения путевки обращаются к руководителю МОУ с заявлением о приеме ребенка (пункт 5.1. Положения). В силу пункта 5.9. Положения прием ребенка в МОУ оформляется приказом руководителя МОУ. Прием детей в группы общеразвивающей и оздоровительной направленности МОУ осуществляется ежегодно с 1 июня по мере освобождения мест воспитанниками подготовительных к школе групп МОУ. Из вышеуказанного следует констатировать, что на момент обращения истицы с настоящем иском, территориальной комиссией не был завершен этап предварительного комплектования списка детей в МОУ <адрес>, и как, следствие, права ее детей на «зачисление в любое муниципальное дошкольное образовательное учреждение <адрес>» ТУ ДОАВ нарушены не были. Согласно части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Учитывая, что на момент обращения в суд права истицы нарушены не были, иск не может быть удовлетворен. Кроме того, согласно пункту 3.4. Положения заявитель имеет право зарегистрировать ребенка как будущего воспитанника только в одном выбранном им МОУ, а потому требования истицы о зачислении в любое муниципальное дошкольное образовательное учреждение <адрес> также являются не обоснованными. В обоснование заявленных требований истица ссылается, в том числе, и на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, из положений которого, по ее мнению, не следует, что право граждан Российской Федерации на общедоступное дошкольное образование реализуется в «очередном» порядке. В связи, с чем место несовершеннолетним детям истицы в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено без учета очередности. Вместе с тем, если обратиться к содержанию вышеупомянутого судебного акта, то следует констатировать, что истицей неверно трактуется и понимается смысл норм реализации доступности дошкольного образования, выявленный Конституционный судом РФ. В частности, в вышеупомянутом постановлении указывается, что Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах определяют доступность образования как равные для всех права и возможности его получения. Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Из указанного можно сделать вывод, что под «доступностью дошкольного образовании» понимается в первую очередь равенство возможностей для реализации права на образование. Равенство возможностей означает предоставление равных возможностей осуществления правомочий всем субъектам права (т.е. формально равную возможность фактически приобретать права и нести юридические обязанности). Положение о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений Волгограда, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», устанавливая очередность в предоставлении мест в дошкольные образовательные учреждения Волгограда, никоим образом не нарушает конституционного права на общедоступное дошкольное образование, поскольку предоставляет гражданам равные возможности для его реализации. Более того, просим суд учесть, что согласно пункту 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Так, в случае удовлетворения требований истицы будут нарушены права других участников образовательного процесса, в частности лиц, обратившихся с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении образовательных услуг дошкольными образовательными учреждениями <адрес> Волгограда, поскольку, учитывая, что действующим законодательством установлена предельная наполняемость групп в дошкольном образовательном учреждении, исполнение решения в любом случае лишит возможности кого-то из лиц обратившихся с таким заявлением ранее, чем истица, возможности зачисления в образовательное учреждение. Иными словами, реализация ФИО1 и ее детьми, установленных статьей 43 Конституции РФ гарантий в предоставлении общедоступного дошкольного образования не может производиться в отрыве от соблюдения гражданами положений части 3 статьи 17 Конституции РФ, в силу которых осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а также без учета положений статьи 19 Конституции РФ о равенстве граждан перед законом и судом. Кроме того, администрация Волгограда считает себя ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Согласно пункту 13 статьи 16 закона N 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относится к вопросам местного значения. Порядок участия муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определен частью 2 статьи с 125 ГК РФ, в соответствии с которой от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В пункте 3 указанной статьи предусмотрено, что в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Согласно пункту 2.1. Положения о департаменте по образованию администрации Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, департамент (в силу пункта 1.3. Положения - самостоятельное юридическое лицо), по решению вопросов местного значения в части организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Волгограда, является уполномоченным лицом, которое организует его предоставление гражданам. В соответствии с Положением о Тракторозаводском территориальном управлении департамента по образованию администрации Волгограда, утвержденном решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 42/1316 «О переименовании Тракторозаводского территориального управления комитета по образованию администрации Волгограда в Тракторозаводское территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда и об утверждении Положения о Тракторозаводском территориальном управлении департамента по образованию администрации Волгограда», последнее является структурным подразделением департамента по образованию администрации Волгограда, наделенным правами юридического лица (пункт 1.3. Положения о ТУ ДОАВ). Согласно пункту 2.1. Положения о ТУ ДОАВ управление по решению вопросов местного значения в части организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Волгограда, является уполномоченным лицом, которое организует его предоставление гражданам на территории <адрес> Волгограда. По этим основаниям просит отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований.

Выслушав доводы представителя истицы, возражения представителей ответчика и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования ФИО1 обоснованными, основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено следующее.

Мать ФИО1 и двое ее несовершеннолетних детей: ФИО3, родившийся ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО2, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, фактически проживают по адресу: <адрес>356.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 встала в очередь на предоставление ее детям мест в МОУ детский сад № 347 по месту жительства.

До настоящего дети истицы не зачислены в детский сад.

В соответствии с п.2 ст.43 Конституции Российской Федерации гражданам гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно ст.5 Закона Российской Федерации «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П был выявлен конституционно правовой смысл норм реализации доступности дошкольного образования. В частности, в нем указано, что важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства является обеспечение прав каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (ст.43, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации).

Закрепляя право на образование, и в качестве одного из его элементов право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предлагающую в том числе, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО ДД.ММ.ГГГГ) и ст.13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

Таким образом, из изложенных нормативно правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения, не следует, что право граждан Российской Федерации на дошкольное образование реализуется в «очередном» порядке, а наоборот, государство гарантирует своим гражданам общедоступность дошкольного образования, как одну из важных социальных гарантий.

ДД.ММ.ГГГГ Правительством Российской Федерации принято Постановление № «об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», в силу п.27 которого порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе. Количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости. В группах обще-развивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и составляет: от 1 года до 3 лет - 15 детей (п.п. 31,32 Типового положения).

В силу п.28 Типового положения в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).

В соответствии с п. 11 ч.1 ст.15 и п.13 ч.1 ст.16 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено положение о Тракторозаводском территориальном управлении Комитета по образованию администрации Волгограда, в соответствии с которым задачами Территориального управления, в частности, являются:

- осуществление единой политики органов местного самоуправления Волгограда в сфере образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права граждан на получение образования на территории <адрес> Волгограда;

- организация предоставления гражданам общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в пределах полномочий органов местного самоуправления Волгограда, делегированных Территориальному управлению, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса на территории <адрес> Волгограда;

- организация предоставления гражданам дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории <адрес> Волгограда.

В силу ст.15 Основного Закона Российской Федерации, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Учитывая данные обстоятельства, а также положения ст.11 ГПК Российской Федерации, в соответствии с которой, суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативно правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего большую юридическую силу.

Доводы представителей ответчика о том, что исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению, поскольку ее несовершеннолетние дети ФИО1 зарегистрированы по адресу: <адрес>, а не в <адрес>, несостоятельны и не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку, во-первых, судом установлено, что сама истица с двумя детьми фактически проживает по адресу: <адрес>356, а сама ее и ее детей регистрация в <адрес> не порождает каких-либо прав и обязанностей, а во-вторых, из ответа отдела образования <адрес> видно, что ФИО1 Ярослав и ФИО1 Арина в журнале очередности в муниципальные дошкольные учреждения <адрес> не состоят.

При таких обстоятельства суд удовлетворяет исковые требования ФИО1 и обязывает Тракторозаводское территориальное управление комитета по образованию администрации Волгограда зачислить несовершеннолетних ФИО3 и ФИО2 в муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение <адрес>.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Тракторозаводское территориальное управление комитета по образованию администрации Волгограда зачислить несовершеннолетних ФИО3, родившегося ДД.ММ.ГГГГгода рождения и ФИО2, родившуюся ДД.ММ.ГГГГгода рождения, в муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Тракторозаводский районный суд <адрес>.

Федеральный судья - Н.А.Северина