Дело №г. Р е ш е н и е Именем Российской Федерации г. Волгоград «11» мая 2011 года Тракторозаводский районный суд г. Волгограда в составе председательствующего судьи Старковой Е.М. при секретаре Феневой Л.В. с участием истца Кривошеева Р.В., представителя истца Кривошеева Р.В. - Кривошеевой Т.В., представителя ответчика МУЗ «Клиническая поликлиника № Карпелянской Е.М., представителя 3-го лица комитета по здравоохранению администрации Волгоградской области Гнибедова И.Н., 3-го лица Борисовой Л.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании «11» мая 2011 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Кривошеева <данные изъяты> <данные изъяты> к Муниципальному учреждению здравоохранения «Клиническая поликлиника №» о возложении обязанности выписать льготные рецепты на приобретение лекарственных препаратов, У с т а н о в и л: Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, мотивируя свои требования тем, что он является инвалидом <данные изъяты> в связи с чем по приезду из реабилитационного центра он обратился к участковому врачу Борисовой Л.Ю. с просьбой выписать рецепты на приобретение рекомендованных ему лекарственных препаратов, однако рецепты ему не выписали. В ноябре 2010 года был проведен консилиум врачей, которые пришли к заключению о том, что причиной болей в суставах является <данные изъяты> в связи с чем было назначено лечение. С рекомендациями по лечению он был ознакомлен участковым врачом, однако на просьбу выписать рецепты на лекарство он получил отказ. Впоследствии он обратился с заявлением к главному врачу медицинского учреждения с предложением выписать ему рецепты на приобретение лекарственных препаратов, однако ему было отказано по тем основаниям, что не принято нормативных актов, устанавливающих расходные обязательства Волгоградской области по обеспечению лекарственными средствами льготников. Считает, что ответчиком нарушены его права и поэтому просит возложить на ответчика обязанность выписать ему рецепты на приобретение лекарственных препаратов: <данные изъяты> 0,2 1раз в сутки 6 месяцев; <данные изъяты> 1 таблетке 2 раза в день 4 месяца; <данные изъяты> таблетки 2-3 раза в сутки 6 мес.; <данные изъяты> 5мл на 200мл физраствора внутривенно кап№10; <данные изъяты> 4мл на 200мл физраствор внутривенно кап№10; <данные изъяты> 10мл на 200мл физраствора внутривенноо кап№10; <данные изъяты> 4мл на 200мл физраствора внутривенно кап№10; <данные изъяты> 4мл на 200мл физраствора внутривенно кап №10; <данные изъяты> 10 мг вутримышечно №10; <данные изъяты> 20мг х 3р 2 месяца; <данные изъяты> 1 таб х 3р 2 месяца; <данные изъяты> 1 таб. 6 мг. 2 раза в сутки длительно; <данные изъяты> 3 недели 4 раза в год; <данные изъяты> 3 недели 4 раза в год. В судебном заседании истец просил удовлетворить исковые требования в полном объеме, дополнительно пояснил, что имеет право на обеспечение лекарственными препаратами независимо от того входят или нет лекарственные препараты в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача. Представитель истца Кривошеева Р.В. - Кривошеева Т.В. просила удовлетворить исковые требования в полном объеме. Представитель ответчика Муниципального учреждения здравоохранения «Клиническая поликлиника №» в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что истец является инвалидом <данные изъяты>. За период амбулаторного наблюдения истец неоднократно обращался в поликлинику по вопросу обеспечения его лекарственными препаратами. В 2010 году он был обеспечен лекарственными препаратами на сумму 27308,48 руб., а в 2011 году на сумму 6319,42 руб., в то время как норматив финансовых затарат в месяц на одного гражданина в 2010 году составлял 531 руб., а в 2011 году - 570 руб. Обеспечение лекарственными препаратами производится в соответствии с Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан. Те лекарственные препараты, на которые истец просил выписать рецепты, не входят в указанный Перечень. Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2009 года №811 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год» определены виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, а также критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам РФ на территории Российской Федерации бесплатно. Согласно данному постановлению территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи разрабатываются и утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Нормативных правовых актов, устанавливающих расходные обязательства Волгоградской области по обеспечению лекарственными средствами федеральных льготников, в настоящее время не принято. В связи с изложенным в удовлетворении исковых требований просит отказать. 3-е лицо Борисова Л.Ю. просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку выписка рецептов для обеспечения лекарственными препаратами бесплатно производится в соответствии с Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача, на те лекарственные препараты в которых нуждался истец ему были выписаны рецепты, а те препараты на которые он просит выписать рецепты не входят в Перечень. Представитель 3-го лица Комитета по здравоохранению администрации Волгоградской области в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку лекарственное обеспечение граждан осуществляется в рамках Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача при оказании дополнительной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи. Обеспечение истца лекарственными препаратами в соответствии с Перечнем произведено. Поскольку в настоящее время не принято нормативных актов, устанавливающих расходные обязательства Волгоградской области по обеспечению лекарственными средствами федеральных льготников, то исковые требования Кривошеева Р.В. удовлетворены быть не могут. Представитель 3-го лица Государственного учреждение Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Волгоградской области в судебное заседание не явился, в ранее состоявшемся судебном заседании пояснил, что органы Пенсионного фонда осуществляют ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004г. №294, а Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004г. №328. В состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратми, за предоставлением которых граждане обращаются в лечебно-профилактическое учреждение, врач которого выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты в соответствии с Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача. Истцу установлена ежемесячная денежная выплата, он включен в региональный сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, поэтому имеет право на получение лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту врача в соответствии с установленным порядком. Представитель Государственного учреждения «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, в ранее состоявшемся судебном заседании пояснила, что по заявленным требованиям истца фонд не имеет отношения к вопросам о льготном обеспечении отдельных категорий граждан лекарственными препаратами бесплатно, а поэтому при вынесении решения полагается на усмотрение суда. Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, 3-е лицо Борисову Л.Ю., представителя 3-го лица Комитета по здравоохранению администрации Волгоградской области, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 13 Федерального Закона «О социальной защите в РФ» №181-ФЗ от 24.11.1995 года оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. В соответствии со ст. 5 Федерального Закона «О государственной социальной помощи» №178-ФЗ от 17.07.1999г. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий. Оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 6.1 Федерального Закона «О государственной социальной помощи» №178-ФЗ от 17.07.1999г. в соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан: инвалиды. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению N 1, и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, согласно Приложению N 2. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 года №811 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год» утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, определены виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи. В соответствии с указанной Программой органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2010 год (далее - территориальные программы), включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.10.2010 года №782 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год» утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, определены виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития №665 от 18.09.2006 года «Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи» утвержден Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача бесплатно. В соответствии с Законом Волгоградской области 2127-ОД от 26.04.2011 года утверждена «Территориальная программа государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год». В судебном заседании установлено следующее. Кривошеев <данные изъяты> является инвалидом <данные изъяты> группы, наблюдается в МУЗ «Клиническая поликлиника №» с сентября 2000 года с диагнозом: <данные изъяты> <данные изъяты>; <данные изъяты> <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он включен в региональный сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на государственную социальную помощь. За период амбулаторного наблюдения в поликлинике Кривошеев Р.В. неоднократно обращался в поликлинику по вопросам обеспечения лекарственными препаратами. В 2010 году он был обеспечен необходимыми лекарственными препаратами на сумму 27308 руб. 48 коп., а в 2011 году на сумму 6319 руб.42 коп., в то время как норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина в 2010 году составил 531 руб., а в 2011 году 570 руб. Обеспечение лекарственными препаратами осуществляется в рамках Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи. По окончании лечения в реабилитационном центре и осмотра комиссий врачей в 2010 году он обратился к участковому врачу Борисовой Л.Ю. с просьбой выписать рецепты на приобретение рекомендованных ему лекарственных препаратов: <данные изъяты>; <данные изъяты>, однако рецепты на указанные препараты ему не выписали. Впоследствии он обратился с заявлением к главному врачу медицинского учреждения с предложением выписать ему рецепты на приобретение лекарственных препаратов. Однако в выписке лекарственных препаратов ему было отказано по тем основаниям, что не принято нормативных актов, устанавливающих расходные обязательства Волгоградской области по обеспечению лекарственными средствами федеральных льготников. Указанные обстоятельства следуют из пояснений истца, подтверждаются справкой МСЭ №, из которой следует, что Кривошееву Р.В. установлена бессрочно <данные изъяты> инвалидности (л.д.13), сообщением МУЗ «Клиническая поликлиника №» от ДД.ММ.ГГГГ году в котором указано, что обеспечение истца лекарственными средствами будет осуществляться в рамках Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (л.д.12); заключением консилиума врачей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14); заключением консилиума врачей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-16); сообщением МУЗ «Клиническая поликлиника №» от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что обеспечение лекарственными препаратами истца будет производиться в рамках Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (л.д.17); выписным эпикризом к истории болезни № (л.д.18); выписным эпикризом № (л.д.19); индивидуальной программой реабилитации инвалида (л.д.22-23); обращениями МУЗ «Клиническая поликлиника №» в комитет по здравоохранению администрации по Волгоградской области об оказании содействия в распределении лекарственных препаратов для Кривошеева Р.В. (л.д. 48,49,50,51). Поскольку обеспечение истца лекарственными препаратами производится в соответствии с Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, категории заболеваний, имеющихся у истца не указаны в Перечне категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, то Муниципальное учреждение здравоохранения «Клиническая поликлиника №» правомерно отказало истцу Кривошееву Р.В. в выписке рецептов на лекарственные средства, не входящие в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи. Довод истца о том, что лечебное учреждение должно было выписать ему рецепты на получение рекомендуемых ему препаратов бесплатно, не может быть принят во внимание. При этом суд учитывает, что категории заболеваний, имеющиеся у истца не указаны в Перечне категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, истцу производится выписка рецептов на получение лекарственных препаратов бесплатно в соответствии с Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) бесплатно, а те препараты, которые просит выписать истец не указаны в Перечне. Кроме того, нормативных правовых актов, устанавливающих расходные обязательства Волгоградской области по обеспечению лекарственными средствами федеральных льготников в настоящее время не принято. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые ссылается как на основание своих требований и возражений. В ходе судебного разбирательства не добыто доказательств того, что ответчик обязан выписать рецепты на приобретение лекарственных препаратов, указанных истцом в исковых требованиях. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199,209 ГПК РФ, суд Р е ш и л: В удовлетворении исковых требований Кривошеева <данные изъяты> к Муниципальному учреждению здравоохранения «Клиническая поликлиника №» о возложении обязанности выписать рецепты на приобретение лекарственных препаратов бесплатно - отказать. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Тракторозаводский районный суд г. Волгограда. Судья Старкова Е.М.