Дело № 2 - 1831/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Волгоград «23» мая 2011 года Тракторозаводский районный суд г. Волгограда в составе председательствующего судьи Сергеев С.С., при секретаре Орловой Е.С., с участием истца Востриковой И.В. представителя ответчика ГУЗ «Волгоградский областной противотуберкулезный диспансер № 1» Серединцевой Е.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску Востриковой ФИО5 к государственному учреждению здравоохранения «Волгоградский областной противотуберкулезный диспансер № 1», комитету по здравоохранению администрации Волгоградской области о признании недействительным дополнительного трудового соглашения У С Т А Н О В И Л: Истец Вострикова И.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению здравоохранения «Волгоградский областной противотуберкулезный диспансер № 1», комитету по здравоохранению админитрации Волгоградской области о признании недействительным дополнительного трудового соглашения. В обоснование иска указала, что в ГУЗ «Волгоградский областной противотуберкулезный диспансер № 1» работает с 08.07.2009 года в должности медицинской сестры палатной. 31.08.2010 года с работодателем заключено дополнительное соглашение к трудовому договору № 132 от 08.07.2009 года об изменении размера оплаты труда, компенсационных выплат. Считает, данное соглашение незаконным поскольку оно противоречит требованиям ст. 15 Федерального закона № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» которой предусмотрен: дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 рабочих дней; дополнительная оплата труда в связи с вредными условиями труда в размере не менее чем 25% должностного оклада. Кроме того, в заключенном соглашении не предусмотрена 30% надбавка за работу с ВИЧ-инфицированными больными. В связи с указанным, просит признать недействительным дополнительное соглашение к трудовому договору № 132 от 08.07.2009 года и возложить на ГУЗ «Волгоградский областной противотуберкулезный диспансер № 1» обязанность заключить с ней дополнительное соглашение, в котором будут предусмотрены выплаты компенсационного характера: - повышение оплаты труда за работу с вредными и опасными условиями труда - 25%; - за работу связанную с опасностью инфицирования МБТ - 25%; - за работу связанную с опасностью инфицирования ВИЧ - 30%; - дополнительный отпуск продолжительностью 14 рабочих дней. В судебном заседании истец Вострикова И.В. исковые требования поддержала. Представитель ответчика ГУЗ «Волгоградский областной противотуберкулезный диспансер № 1» Серединцева Е.Н., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями Востриковой И.В. не согласилась, пояснила, что последняя работает в ГУЗ «Волгоградский областной противотуберкулезный диспансер №1», в должности медицинской сестры хозяйки на основании приказа № 315- к от 08.07.2009 года. Трудовой договор № 132 заключен с истцом 08.07.2009 г. В связи с переходом на новую систему оплаты труда 31.08.2010 года с работником было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору № 132 от 08.07.2009 года. Поскольку условия труда истца не изменились, размер заработной платы не уменьшился, считает, что действиями ГУЗ «Волгоградский областной противотуберкулезный диспансер № 1» трудовые права истца не нарушены. В связи с указанным просила в удовлетворении иска отказать. Представитель ответчика - комитета по здравоохранению администрации Волгоградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, против удовлетворения исковых требований возражал. Выслушав истца, представителя ответчика, оценив представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям. В соответствии со статьями 146, 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Согласно ст. 350 ТК РФ отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 18.06.2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» медицинские, ветеринарные и иные работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации. Продолжительность рабочего времени и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, определяется Правительством Российской Федерации. Размеры повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи медицинским работникам федеральных бюджетных учреждений, медицинским работникам бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации - в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Из материалов дела видно, что Вострикова И.В.работает в ГУЗ «Волгоградский областной противотуберкулезный диспансер №1», Волгоград в должности медицинской сестры палатной на основании приказа № 315-к от 08.07.2009 года и заключенного с ней трудового договора № 132 от 08.07.2009 г. (л.д. 8-11). В связи с принятием Администрацией Волгоградской области Постановления №239-п от 15 июня 2010 года «Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений здравоохранения, подведомственных Комитету по здравоохранению Администрации Волгоградской» в адрес ГУЗ «Волгоградский областной противотуберкулезный диспансер №1» направлен Приказ № 1245 от 21.06.2010 г. «О введении новой системы оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения, подведомственных Комитету по здравоохранению Администрации Волгоградской области» с 01.09.2010 года (л.д.23). Руководствуясь данным приказом администрацией ГУЗ «Волгоградский областной противотуберкулезный диспансер №1» подготовлены дополнительные соглашения к трудовым договорам и к приказам о приеме на работу с работниками медицинского учреждения, в том числе дополнительное соглашение к трудовому договору № 132 от 08.07.2009 года с Востриковой И.В. в соответствии с которым, должность «Медицинская сестра палатная» отнесена к 3-му квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы работников «Средний медицинский и фармацевтический персонал». Установлен должностной (базовый (минимальный) оклад ) в размере 4450 рублей. Также данным дополнительным соглашением предусмотрены выплаты компенсационного характера: повышение оплаты труда за работу с вредными и опасными условиями труда в размере 20%; за работу связанную с опасностью инфицирования МБТ - 20%. Из содержания дополнительного соглашения заключенного с Востриковой И.В. также следует, что администрация ГУЗ «Волгоградский областной противотуберкулезный диспансер №1» руководствовалась требованиями «Положения об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений здравоохранения, подведомственных Комитету по здравоохранению администрации Волгоградской области», утвержденного постановлением администрации Волгоградской области 15 июня 2010 года № 239-п. Так, в дополнительном соглашении указано три основных элемента заработной платы работника: базовый (минимальный) оклад, выплаты компенсационного и стимулирующего характера с указанием конкретных сумм и процентов, а именно: Должность «Медицинской сестры палатной относится к 1-му квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы работников «средний медицинский и фармацевтический персонал» для которого установлены: 1. базовый (минимальный) оклад в размере 3050 рублей в соответствии с п. 2.1 Положения об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений здравоохранения, 2. выплаты компенсационного характера: - повышение оплаты труда за работу с вредными и опасными условиями труда на 20% базового оклада согласно п. 3.2. и п. 2.11 Положения об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений здравоохранения, подведомственных Комитету по здравоохранению администрации Волгоградской области утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 15 июня 2010 г. № 239-П - надбавка за особые условия труда, в связи с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза в размере 20 % должностного оклада установлена согласно п.3.4. Положения об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений здравоохранения, 3. выплаты стимулирующего характера: за квалификационную категорию (высшую) - 30% за стаж непрерывной работы (свыше 5 лет) - 30% Возможность установления компенсационных выплат в размере свыше 20 процентов и выплат стимулирующего характера свыше 30% в Положении об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений здравоохранения, подведомственных Комитету по здравоохранению администрации Волгоградской области утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 15 июня 2010 г. № 239-П не предусмотрена. Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что работодателем с работником заключено дополнительное соглашение, регламентирующее порядок оплаты труда, соответствующее порядку, определенному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Администрации Волгоградской области в Постановлении №239-п от 15 июня 2010 года «Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений здравоохранения, подведомственных Комитету по здравоохранению Администрации Волгоградской области». При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Востриковой И.В. о признании недействительным дополнительного соглашения к трудовому договору № 132 от 08.07.2009 года и возложении на ГУЗ «Волгоградский областной противотуберкулезный диспансер № 1» обязанности заключить с ней дополнительное соглашение, в котором будут предусмотрены выплаты компенсационного характера: повышение оплаты труда за работу с вредными и опасными условиями труда - 25%; за работу связанную с опасностью инфицирования МБТ - 25%; за работу связанную с опасностью инфицирования ВИЧ - 30%; дополнительный отпуск продолжительностью 14 рабочих дней не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению. Доводы, изложенные истцом в исковом заявлении о том, что администрацией ГУЗ «Волгоградский областной противотуберкулезный диспансер №1» нарушены требования ст. 15 Федерального закона от 18.06.2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» не состоятельны, поскольку основываются на редакции ст. 15 указанного Закона от 18.06.2001 г. (первой неизмененной редакции). Федеральным законом от 27.07.2010 N 203-ФЗ статья 15 Закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» изложена в новой редакции, не содержащей конкретные размеры компенсаций. Доводы Востриковой И.В. о том, что работодателем в нарушение требований ст. 15 Федерального Закона от 18.06.2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», в дополнительном соглашении не предусмотрено право на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью четырнадцать рабочих дней суд находит не состоятельными. Согласно ст. 15 Закона № 77 - ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" предусмотрено, что работники имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск, а продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 года № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска...» по результатам аттестации рабочих мест устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 7 календарных дней. Из представленной копии коллективного договора, приложения к нему (л.д.40-43, 48) следует, что с 01.09.2010 г. в ГУЗ «Волгоградский областной противотуберкулезный диспансер №1» установлен дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и(или) опасными и иными особыми условиями труда в количестве 14 календарных дней. Какие - либо изменения по предоставлению дополнительного отпуска в связи с изменением системы оплаты труда не произошло, в связи с чем, включать условия о порядке предоставления и продолжительности отпуска в дополнительное соглашение необходимости не имелось. Не может быть принят довод Востриковой И.В. о том, что в дополнительном соглашении должна быть предусмотрена ежемесячная надбавка в размере 30% за оказание медицинской помощи ВИЧ-инфицированным. Согласно п. 5 и п. 2 примечания Положения об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений здравоохранения, подведомственных Комитету по здравоохранению администрации Волгоградской области утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 15 июня 2010 г. № 239-П предусмотрена дополнительная выплата в размере 15% от базового (минимального) оклада за работу во вредных и опасных условиях труда при оказании медицинской помощи больным СПИДом и ВИЧ-инфицированным, за фактически затраченное время непосредственного оказания медицинской помощи каждому больному, согласно табеля учета рабочего времени в этих условиях. Также в соответствии с п. 3 указанного Положения работнику, имеющему непосредственный контакт с больным СПИДом и ВИЧ-инфицированным при проведении консультаций, осмотров, оказания медицинской помощи, предусмотрена дополнительная надбавка в размере 15% от базового (минимального) оклада, за фактически затраченное время непосредственного оказания медицинской помощи каждому больному, согласно табеля учета рабочего времени в этих условиях. Возможность установить конкретную сумму доплаты в месяц не представляется возможным, так как размер доплат складывается из расчета времени непосредственного нахождения у больного и количества больных ВИЧ-инфекцией в отделении за месяц. Расчет производится согласно Расчета фонда оплаты труда на 2011г. за оказание помощи больным СПИД и ВИЧ-инфицированным. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Востриковой ФИО6 к государственному учреждению здравоохранения «Волгоградский областной противотуберкулезный диспансер № 1», комитету по здравоохранению администрации Волгоградской области о признании недействительным дополнительного трудового соглашения от 31.08.2010 года отказать. В удовлетворении исковых требований Востриковой ФИО7 к государственному учреждению здравоохранения «Волгоградский областной противотуберкулезный диспансер № 1», комитету по здравоохранению админитрации Волгоградской области о возложении обязанности заключить с Востриковой ФИО8 дополнительное трудовое соглашение к трудовому договору отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд через Тракторозаводский суд гор.Волгограда в течение 10 суток со дня получения полного текста решения. Судья: С.С.Сергеев
подведомственных Комитету по здравоохранению администрации Волгоградской области утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 15 июня 2010 г. № 239-П
подведомственных Комитету по здравоохранению администрации Волгоградской области утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 15 июня 2010 г. № 239-П