о возложении обязанности заключить договор аренды (решение вступило в законную силу)



Дело

                                                   Р е ш е н и е

                                    Именем Российской Федерации

г.Волгоград                                                                        «22» апреля 2011г.

Тракторозаводский районный суд г. Волгограда

в составе председательствующего судьи Старковой Е.М.

при секретаре Гончаровой Н.В.

с участием представителей истца Караваева С.А., Волобуева Д.В., представителя ответчика администрации Волгограда Кузнецовой И.В., представителя ответчика комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда Дроздова А.Ю., представителя 3-го лица комитета земельных ресурсов администрации Волгограда Егоровой О.А.,

          рассмотрев в открытом судебном заседании «22» апреля 2011г. в городе Волгограде гражданское дело по иску Кирпичникова <данные изъяты> к администрации Волгограда, комитету по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда о возложении обязанности заключить договор аренды, вынести решение о предоставлении земельного участка,

                                                 У с т а н о в и л:

            Кирпичников Ф.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что им подано заявление о предоставлении земельного участка для размещения торгово-офисного здания с размещением детского оздоровительного центра, находящегося на территории квартала , ограниченного <адрес>. Согласно постановлению главы Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ он был определен заказчиком на подготовку документации по планировке данной территории и было выдано соответствующее задание. Истцом были выполнены все условия, касающиеся формирования данного участка. Однако администрация г. Волгограда отказала ему в предоставлении земельного участка, указав, что решение этого вопроса возможно только путем проведения торгов. Считает отказ в предоставлении земельного участка в аренду незаконным, поскольку предметом торгов может являться лишь сформированный администрацией земельный участок, в то время как при выборе участка для строительства он таковым не является. В соответствии со ст. 30,31,32 Земельного Кодекса РФ не предусмотрено право уполномоченного органа после предварительного согласования места размещения объекта одному лицу передавать земельный участок на торги при поступлении впоследствии заявок от других лиц. В связи с изложенным просит обязать администрацию Волгограда устранить нарушение прав истца, принять решение о предоставлении земельного участка для строительства и заключить договор аренды.

           В судебном заседании представитель истца Караваев С.А. просил удовлетворить исковые требования в полном объеме, считает отказ администрации в предоставлении земельного участка в аренду незаконным, поскольку торги в отношении участка производиться не должны, истцом понесены расходы по формированию участка и с ним должен быть заключен договор аренды.

           Представитель истца Волобуев Д.В. в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования в полном объеме, поскольку истец произвел подготовку документов по планировке территории и решение администрации по проведению торгов является незаконным.

           В судебное заседание истец не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, в ранее состоявшемся судебном заседании просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

            Представитель ответчика администрации Волгограда исковые требования не признала, пояснила, что порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Волгограда определен Земельным кодексом РФ и положением о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде. На обращение истца в комиссию по градостроительству и земельным отношениям о возможности предоставления земельного участка принято решение о возможности формирования земельного участка и его предоставления путем проведения торгов. Решение обусловлено наличием других претендентов на данный участок. В связи с чем в удовлетворении исковых требований просит отказать.

            Представитель ответчика комитета по градостроительству и архитектуре администрации г. Волгограда считает исковые требования необоснованными, поскольку Земельным кодексом РФ не урегулирован вопрос о порядке предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендует несколько лиц, то правомерно принято решение о предоставлении земельного участка путем проведения торгов, так как на земельный участок имеется несколько претендентов.

            Представитель 3-го лица земельного комитета администрации г. Волгограда просила отказать в удовлетворении исковых требований, так как иск является необоснованным. Предоставление спорного земельного участка возможно путем проведения торгов, так как на участок имеется несколько претендентов.

     В соответствии со ст. 1 п. 11 Земельного Кодекса Российской Федерации сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

            В соответствии со ст. 31 Земельного Кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.

       В соответствии с п. 4 ст. 30 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса. В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием: заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

В соответствии ст. 24 Градостроительного кодекса Волгоградской области основанием для разработки проектов планировки территории являются документы территориального планирования (генеральные планы поселений и городских округов) и правила землепользования и застройки территорий. Подготовка документации по планировке территории может осуществляться по решению: органа администрации Волгоградской области, уполномоченного в области градостроительной деятельности, органов местного самоуправления Волгоградской области, уполномоченных в области градостроительной деятельности, о подготовке документации по планировке территории в случаях решения вопросов об определении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства соответственно регионального и местного значения; органов местного самоуправления поселений, городских округов - о подготовке документации по планировке территории в случаях определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, а также в случаях выделения из состава государственных и муниципальных земель земельных участков для предоставления их физическим и юридическим лицам для строительства, выделения земельных участков под многоквартирными домами в существующей застройке. Инициаторами разработки документации по планировке территории могут выступать органы местного самоуправления, юридические или физические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка под строительство. В случае разработки документации по планировке территории по инициативе физических и юридических лиц указанный вид работы производится за их счет. Выполнение такой работы не влечет за собой обязательства органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков физическим и юридическим лицам - инициаторам разработки документации по планировке территории.

          В судебном заседании установлено, что Кирпичниковым Ф.А. подано заявление о предоставлении земельного участка для размещения торгово-офисного здания с размещением детского оздоровительного центра, находящегося на территории квартала , ограниченного <адрес>. Согласно постановлению главы Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ он был определен заказчиком на подготовку документации по планировке данной территории и было выдано соответствующее задание. Истцом были выполнены все условия, касающиеся формирования данного участка. Администрация г. Волгограда письмом от ДД.ММ.ГГГГ указала истцу о возможности формирования земельного участка и его предоставления путем проведения торгов. Указанное решение обусловлено тем, что на спорный земельный участок имеется несколько претендентов. Данные обстоятельства следуют из пояснений представителей истца, не оспариваются ответчиками, подтверждаются сообщением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5); заданием на подготовку документации по планировке территории, согласованном ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что инициатором подготовки документов по планировке является Кирпичников Ф.А. (л.д.6-7); постановлением от ДД.ММ.ГГГГг.о разработке документации по планировке территории, которым заказчиком на подготовку документации по планировке территории определен Кирпичников Ф.А. (л.д.8); договором на производство землеустроительных работ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Кирпичниковым и ООО «<данные изъяты>» (л.д.9-10); заключением проекта планировки совмещенным с проектом межевания (л.д.11-14); заключением по согласованию проекта планировки ГУК «<данные изъяты>» (л.д.15-16); постановлением от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении проекта планировки, совмещенного с проектом межевания территории (л.д.17); проектом планировки совмещенным с проектом межевания (л.д.23-24); заявлением ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду земельного участка по <адрес> восточнее жилого <адрес> (л.д.82); ответом направленным в адрес ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.84); информационным сообщением опубликованном в «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ о возможном размещении объекта капитального строительства на земельном участке площадью 392 кв.м. по <адрес> восточнее жилого <адрес>(л.д.99); градостроительным заключением утвержденным ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Жилищно-строительного кооператива (л.д.101-102); сообщением от ДД.ММ.ГГГГ направленном в адрес ЖСК-, что принято решение о возможном размещении объекта при условии разработки и утверждения проекта планировки и межевания территории (л.д.100).

             Поскольку на спорный земельный участок поданы заявления о предоставлении участка несколькими претендентами, то ответчиком правильно принято решение о возможности предоставления земельного участка путем проведения торгов. При этом верно учтено, что по смыслу положений п. 3 ст. 31 Земельного Кодекса РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов, при этом кодекс не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов. Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный участок претендует несколько лиц, законодательством не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным ст. 31 Земельного кодекса РФ и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Поэтому в данной ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги и такой способ отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан. Следовательно, в удовлетворении исковых требований Кирпичникова Ф.А. следует отказать.

         Довод представителей истца о том, что Кирпичниковым Ф.А. подано заявление о предоставлении земельного участка для размещения торгово-офисного здания с размещением детского оздоровительного центра, находящегося на территории квартала , ограниченного <адрес> <адрес> площадь которого составляет 302 кв.м., а другими претендентами подано заявление на предоставление земельного участка площадью 392 кв.м. и участок расположен по <адрес> восточнее жилого <адрес>, не может служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку заявления поданы в отношении одного и того же земельного участка, что следует их имеющихся схем и в схеме границ участка, выполненном ООО «<данные изъяты>» по заказу Кирпичникова также указано, что земельный участок расположен по <адрес>.

        Не принимается судом довод представителей истца, о том, что именно истец определен заказчиком по подготовке документации по планировке территории и в соответствии с законодательством должно быть вынесено решение о предоставлении ему земельного участка и с ним должен быть заключен договор аренды земельного участка. При этом суд исходит из того, что порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный участок претендует несколько лиц, законодательством не урегулирован, поэтому в данной ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги и такой способ отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан.

         Довод представителей истца о том, что заявления иными претендентами были поданы в ДД.ММ.ГГГГ и с того времени они не заявляли никаких прав в отношении спорного земельного участка, не может служить основанием для удовлетворения исковых требований, истцом заявление о предоставлении земельного участка также было подано в ДД.ММ.ГГГГ и с указанного времени велась работа по подготовке документации по планировке территории.

          В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. В ходе судебного разбирательства не добыто доказательств того, что принятое администрацией Волгограда решение о предоставлении земельного участка путем проведения торгов не соответствует требованиям законодательства. Как и не добыто доказательств того, что должно быть вынесено решение о предоставлении спорного земельного участка истцу и с ним должен быть заключен договор аренды земельного участка.

          На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 209 ГПК РФ, суд

                                                    Р е ш и л:

         В иске Кирпичникова <данные изъяты> к администрации Волгограда, комитету по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда о возложении обязанности заключить договор аренды, вынести решение о предоставлении земельного участка - отказать.

         Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Тракторозаводский районный суд г. Волгограда.

          Судья                                                                         Старкова Е.М.