о возложении обязанности по предоставлению ребенку места в ДОУ



Дело № 2-2597/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2011 года

Тракторозаводский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Севериной Н.А.

при секретаре ФИО4

с участием истицы ФИО1

представителя ответчика ФИО5

представителя третьего лица ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующей в качестве законного представителя несовершеннолетнего ФИО2, к Тракторозаводскому территориальному управлению департамента по образованию ФИО3 Волгограда, Департаменту по образованию ФИО3 Волгограда о возложении обязанности зачислить ребенка в дошкольное образовательное учреждение,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, действующая в качестве законного представителя несовершеннолетнего ФИО2, обратилась к Тракторозаводскому территориальному управлению комитета по образованию ФИО3 Волгограда, Департаменту по образованию ФИО3 Волгограда с иском, в котором просит обязать ответчика зачислить ее сына в муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение <адрес>: МОУ Детский сад № 293, а в случае отсутствия мест – в любой детский сад поселка Спартановка, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ она встала в очередь на предоставлении ребенку места в МОУ детский сад № 293, однако до настоящего сын не зачислен в детский сад.

В судебном заседании истица ФИО1 поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - Тракторозаводского территориального управления департамента по образованию ФИО3 Волгограда – ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования ФИО1 не признала. Суду пояснил, что в настоящее время на территории муниципального образования городской округ город-герой Волгоград правила приема граждан в дошкольное образовательное учреждение регламентируется Порядком комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования, на территории Волгограда, утвержденным приказом комитета по образованию ФИО3 Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ . В силу п.3 ст.49 Устава города-героя Волгограда принято Постановление Волгоградского горсовета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , учредителем муниципальных образовательных учреждений, в том числе автономных образовательных учреждений, от имени Волгограда выступает отраслевое структурное подразделение ФИО3 Волгограда, ведающее вопросами образования. Последним является комитет по образованию ФИО3 Волгограда, который осуществляет полномочия учредителя в отношении муниципальных образовательных учреждений Волгограда. Следовательно, указанный    порядок должен    быть    применен    судом для разрешения дела. Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Волгограда носит нормативный характер, так как имеет общеобязательное и рассчитан на многократное применение, является правовым актом, который принят в пределах полномочий комитета по образованию ФИО3 Волгограда. Он был опубликован в издании «Городские Вести» от ДД.ММ.ГГГГ Данный Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на территории Волгограда разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», другими Законами Российской Федерации, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», и распространяется на муниципальные дошкольные образовательные учреждения, муниципальные образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В соответствии с действующим Порядком комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Волгограда место ребенку предоставляется в порядке постановки его на учет, как нуждающегося в услугах МОУ, при наличии мест в соответствующих возрастных группах. ФИО1 Александр зарегистрирован в электронной базе данных ДД.ММ.ГГГГ в МОУ детский сад № 293. Предоставить место в детском саду на данный момент не представляется возможным в связи с большой численностью детей, стоящих на учете в дошкольные учреждения <адрес>, и, в частности в МОУ детский сад № 293, поскольку ребенок состоит в очереди под номером 394. Рассмотрение вопроса о предоставлении места в других детских садах <адрес> в отношении ребенка истицы состоится на комиссии по комплектованию МОУ <адрес> в мае 2012г. По этим основаниям просит отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица – ФИО3 Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования ФИО1 не признала. Суду пояснила, что в связи с полным укомплектованием в 2011г. детьми соответствующих групп детского сада , не имеется возможности предоставить место в детском дошкольном учреждении ФИО1 Александру. По этим основаниям просит отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика – Департамента по образованию ФИО3 Волгограда в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил суду заявление, в котором просил рассмотреть настоящее дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Выслушав доводы истицы, возражения представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования ФИО1 обоснованными, основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено следующее.

ФИО1 является матерью малолетнего ребенка – ФИО2, родившегося ДД.ММ.ГГГГ

Истица с сыном проживают по адресу: <адрес>181.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 встала в очередь на предоставление ее сыну места в МОУ детский сад № 293 по месту жительства.

До настоящего ребенок истицы не зачислен в детский сад.

В соответствии с п.2 ст.43 Конституции Российской Федерации гражданам гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно ст.5 Закона Российской Федерации «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П был выявлен конституционно правовой смысл норм реализации доступности дошкольного образования. В частности, в нем указано, что важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства является обеспечение прав каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (ст.43, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации).

Закрепляя право на образование, и в качестве одного из его элементов право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предлагающую в том числе, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО ДД.ММ.ГГГГ) и ст.13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

Таким образом, из изложенных нормативно правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения, не следует, что право граждан Российской Федерации на дошкольное образование реализуется в «очередном» порядке, а наоборот, государство гарантирует своим гражданам общедоступность дошкольного образования, как одну из важных социальных гарантий.

ДД.ММ.ГГГГ Правительством Российской Федерации принято Постановление «об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», в силу п.27 которого порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе. Количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости. В группах обще-развивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и составляет: от 1 года до 3 лет – 15 детей (п.п. 31,32 Типового положения).

    В силу п.28 Типового положения в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).

В соответствии с п. 11 ч.1 ст.15 и п.13 ч.1 ст.16 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение о Тракторозаводском территориальном управлении Комитета по образованию ФИО3 Волгограда, в соответствии с которым задачами Территориального управления, в частности, являются:

- осуществление единой политики органов местного самоуправления Волгограда в сфере образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права граждан на получение образования на территории <адрес> Волгограда;

- организация предоставления гражданам общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в пределах полномочий органов местного самоуправления Волгограда, делегированных Территориальному управлению, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса на территории <адрес> Волгограда;

- организация предоставления гражданам дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории <адрес> Волгограда.

В силу ст.15 Основного Закона Российской Федерации, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Учитывая данные обстоятельства, а также положения ст.11 ГПК Российской Федерации, в соответствии с которой, суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативно правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего большую юридическую силу.

Доводы представителей ответчика и третьего лица о том, что исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению, поскольку в детских дошкольных учреждениях <адрес> не имеется вакантных мест, не могут служить основанием для отказа истице в иске, поскольку не являются юридически значимыми обстоятельствами для разрешения настоящего дела.

При таких обстоятельства суд удовлетворяет исковые требования ФИО1 и обязывает Тракторозаводское территориальное управление департамента по образованию ФИО3 Волгограда зачислить несовершеннолетнего ФИО2, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, в муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение <адрес>: МОУ детский сад № 293, а в случае отсутствия мест – в детский сад поселка Спартановка.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Тракторозаводское территориальное управление департамента по образованию ФИО3 Волгограда зачислить несовершеннолетнего ФИО2, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, в муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение <адрес>: МОУ детский сад № 293, а в случае отсутствия мест – в детский сад поселка Спартановка.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Тракторозаводский районный суд <адрес>.

Федеральный судья –                                                                                   Н.А.Северина