о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным



Дело 2 - 2459/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тракторозаводский суд г. Волгограда

в составе:

председательствующего судьи Ткачева А.И.

при секретаре Басакиной И.В.,

с участием

истца Федоровой Е.И.,

представителей УПФ РФ в Тракторозаводском районе г. Волгограда: Ильина И.П.,

действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;

Хоруженко Ю.А.,

действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по исковому заявлению Фёдоровой Елены Ивановны к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Тракторозаводском районе г. Волгограда о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, о назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Фёдорова Е.И. обратилась в суд с данным иском, указывая, что решением УПФР в Тракторозаводском районе г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа, так как периоды ее работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 01 год 00 месяцев 17 дней - в должности <данные изъяты>, -

так как наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденными постановлением Совета Министров РСФР от 06.09.1991 года № 464 и постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 00 лет 04 месяца 04 дня – отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 1,6 лет (ДД.ММ.ГГГГ года рождения);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 01 год 06 месяцев 00 дней - отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 03 лет, -

так как в соответствии со ст. 256 Трудового кодекса РФ, Кодексом законов о труде в РФ (ст. 167), постановлением Правительства РФ № 555 от 24.07.2002 года в стаж работы для назначения досрочной пенсии включается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, который предоставляется до достижением ребенком возраста полутора лет, и такой отпуск предоставляется женщине до 06.10.1992 года. До 06.10.1992 года изменения в КЗоТ РФ в ст. 167 не вносились, данной статьей не устанавливалось право на предоставление дополнительного отпуска без сохранения заработной платы до трехлетнего возраста.

С данным решением Фёдорова Е.И. не согласна, считает, что она имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Поскольку выполняемые ею функции, условия и характер деятельности тождественны тем работам, должностям и профессиям, а направление деятельности учреждений, организаций, в которых она работала, тождественны тем учреждениям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Кроме того, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности <данные изъяты>, - данный период должен быть зачтен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении, как год и 3 месяца.

Также считает незаконным отказ во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, время ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста сначала 1,5 лет, а затем 03 лет, - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку отпуск по уходу за ребенком начался с ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия трудового законодательства, предусматривающего включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

В связи с чем, просит признать решение УПФР в Тракторозаводском районе г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ необоснованным и незаконным и обязать ответчика засчитать указанные периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на досрочную трудовую пенсию.

В судебном заседании Фёдорова Е.И. исковые требования поддержала, настаивает на их удовлетворении, и пояснила изложенные выше обстоятельства.

Представители УПФР в Тракторозаводском районе г. Волгограда Ильина И.П. и Хоруженко Ю.А., исковые требования не признали. Указав, что периоды работы Фёдоровой Е.И.:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> не может быть засчитан в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденными постановлением Совета Министров РСФР от 06.09.1991 года № 464 и постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 1,6 лет (ДД.ММ.ГГГГ года рождения);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 03 лет, - не могут быть засчитаны в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как в соответствии со ст. 256 Трудового кодекса РФ, Кодексом законов о труде в РФ (ст. 167), постановлением Правительства РФ № 555 от 24.07.2002 года в стаж работы для назначения досрочной пенсии включается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, который предоставляется до достижением ребенком возраста полутора лет, и такой отпуск предоставляется женщине до 06.10.1992 года. До 06.10.1992 года изменения в КЗоТ РФ в ст. 167 не вносились, данной статьей не устанавливалось право на предоставление дополнительного отпуска без сохранения заработной платы до трехлетнего возраста. В связи с чем, полагали требования истца в данной части необоснованными. Кроме того, указали, что у Фёдоровой Е.И. на момент обращения в Пенсионный фонд с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном назначении пенсии по старости отсутствовал установленный законом 30-летний стаж работы по охране здоровья населения. Поэтому просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав объяснения истца, представителей ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит, что исковое заявление подлежит удовлетворению в части.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ст. 55 п. 3 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (утв. постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464) право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.

В судебном заседании установлено следующее.

Фёдорова Е.И. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в различных должностях, в различных учреждениях здравоохранения, что подтверждается копией трудовой книжки истицы (л.д. 12 - 18)

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в УПФ РФ в Тракторозаводском району г. Волгограда с заявлением и необходимыми документами о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением ею лечебной деятельности по охране здоровья населения.

УПФ РФ в Тракторозаводском районе г. Волгограда решением за от ДД.ММ.ГГГГ, приняв к зачету специальный трудовой стаж истца – 26 лет 04 месяца 20 дней, отказало Фёдоровой Е.И. в назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с отсутствием необходимого стажа. Не включив в трудовой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 1,6 лет (ДД.ММ.ГГГГ года рождения); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 03 лет, что подтверждается копией указанного решения (л.д. 6 - 9).

В соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, Правила исчисления периодов работы и Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается как 1 год и 6 месяцев.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П, на периоды работы до 01.11.1999 г. возможно применение Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464; с 01.11.1999 г. по 14.11.2002 г. возможно применение Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066.

В соответствии с названными нормативными актами, такое наименование должности, как старшая медицинская сестра в Горно – Водяновских ясли – садах, - в утверждаемых Правительством РФ Списках не предусмотрено.

Вместе с тем, как пояснила в судебном заседании сама истица, и как следует из материалов дела, в оспариваемый период трудовая деятельность Фёдоровой Е.И. была связана именно с деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Данные обстоятельства в судебном заседании опровергнуты не были. В связи с чем, признаются судом установленными.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что деятельность Фёдоровой Е.И. в период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> была непосредственно связана с деятельностью по охране здоровья населения, поскольку была направлена на охрану здоровья детей. А поэтому время работы истицы в указанный период в указанной должности в указанном учреждении должно быть включено в стаж специальной трудовой деятельности Фёдоровой Е.И. А учитывая, что указанный период трудового стажа истца приходится на ее работу в сельской местности, данный период подлежит льготному исчислению, как год и 3 месяца.

Также незаконным является отказ УПФ РФ в Тракторозаводском районе г. Волгограда зачесть в специальный стаж истцу периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 1,6 лет (ДД.ММ.ГГГГ года рождения); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 03 лет.

Из материалов дела усматривается, что Фёдорова Е.И. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решением комиссии УПФ РФ в Тракторозаводском районе г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не был включен период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Отказывая в удовлетворении иска, ответчик исходил из того, что указанный период имел место после ДД.ММ.ГГГГ, то есть после даты вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого отпуск по уходу за ребенком перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Этот вывод ответчика основан на неправильном толковании и применении норм материального права.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; при этом, статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Таким образом, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.

Принимая во внимание, что отпуск истца по уходу за ребенком начался с ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж работы Фёдоровой Е.И.

Таким образом, общий трудовой стаж, дающий право Фёдоровой Е.И. на досрочное назначение пенсии по старости, с учетом периодов ее работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 1,6 лет (ДД.ММ.ГГГГ года рождения);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 03 лет,

составил на ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент ее обращения в УПФ РФ в Тракторозаводском районе г. Волгограда 29 лет 06 месяцев 14 дней.

При таких обстоятельствах, когда Фёдорова Е.И. проработала в должностях и учреждениях, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения менее 30 лет, - отказ УПФ в Тракторозаводском районе г. Волгограда в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости являлся правомерным.

Однако учитывая, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец работает в должности <данные изъяты>, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19), - на момент вынесения решения по настоящему делу специальный стаж, дающий Фёдоровой Е.И. право на досрочную пенсию составил более 30 лет.

В связи с изложенным, суд считает, что решение УПФ РФ в Тракторозаводском районе г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ за об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии нарушает права и законные интересы истца, а поэтому должно быть признано незаконным, и истице должна быть назначена досрочная трудовая пенсия с момента возникновения права на нее.

В силу ст.98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Из материалов дела видно, что при подаче искового заявления истцом Фёдоровой Е.И. уплачена госпошлина в доход государства в сумме <данные изъяты>. (л.д. 5).

Эта сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истицы, поскольку в ее пользу состоялось судебное решение.

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, районный суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Федоровой Е.И., - удовлетворить.

Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Тракторозаводском районе г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ за об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в части отказа включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, отдельных периодов работы Федоровой Е.И., - незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Тракторозаводском районе г. Волгограда включить в специальный стаж Федоровой Е.И., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в льготном исчислении, как год и 03 месяца, период работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Тракторозаводском районе г. Волгограда включить в специальный стаж Федоровой Е.И., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в календарном исчислении, следующие периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 1,6 лет (ДД.ММ.ГГГГ года рождения);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 03 лет.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Тракторозаводском районе г. Волгограда назначить Федоровой Е.И. досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на нее.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Тракторозаводском районе г. Волгограда в пользу Федоровой Е.И. возврат государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Тракторозаводский районный суд г. Волгограда в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья                                                                         А.И. Ткачев