об освобождении земельного участка



Дело № 2-2829/2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград                                                                          13 сентября 2011 года

Судья Тракторозаводского районного суда г. Волгограда Щелконогова С.С.,

при секретаре Мун В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Тракторозаводского района города Волгограда к ФИО6 об освобождении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Тракторозаводского района города Волгограда обратился в суд с иском к ФИО7 об освобождении земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, путем демонтажа мобильного объекта (торговый павильон), площадью <данные изъяты> кв.м. за счет ФИО9. В обосновании исковых требований указав, что в ходе проведения проверки соблюдения земельного законодательства администрацией Тракторозаводского района города Волгограда установлено, что <адрес>, расположен торговый павильон площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащий ФИО10. Размещение данного павильона осуществлено с нарушением действующего законодательства и подлежит сносу. Основанием для установки объекта является решение исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также договор аренды земельного участка. Договор аренды земельного участка, расположенного <адрес> с ФИО12 не заключался, в связи с чем, указанный павильон установлен без правоустанавливающих документов. Просит освободить земельный участок площадью <данные изъяты>.м. по адресу <адрес>, путем демонтажа мобильного объекта (торговый павильон), площадью <данные изъяты> кв.м. за счет ФИО13.

Представитель истца - администрации Тракторозаводского района города Волгограда по доверенности Марченко Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивал на их удовлетворении, против вынесения заочного решения не возражала.

Ответчик ФИО14 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушанья дела извещена надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила (л.д. 17, 21).

При таких обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившейся ответчицы ФИО15 в порядке заочного производства.

Суд, выслушав представителя истца - администрации Тракторозаводского района города Волгограда по доверенности Марченко Н.В., исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков, для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации, правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

В целях регулирования размещения нестационарных торговых объектов постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 30 сентября 2010 года № 1552 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области.

Настоящий Порядок устанавливает процедуру разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования по форме согласно приложению к настоящему Порядку. Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего муниципального образования разрабатывается с учетом существующей дислокации нестационарных торговых объектов.

В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 Порядка, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 29 марта 2006 года № 29/589 «О размещении объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда» граждане или юридические лица, заинтересованные в размещении объекта или гаража, обращаются с заявлением в администрацию района, на территории которой предполагается размещение указанного объекта или гаража. В заявлении указываются предполагаемое использование земельного участка, размеры и место его расположения, испрашиваемое право на землю. Заявления регистрируются в администрации района и рассматриваются в месячный срок соответствующей межведомственной комиссией администрации района Волгограда по размещению, установке и эксплуатации объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов (далее - межведомственная комиссия) с учетом потребности в обеспечении населения теми или иными товарами и услугами и обеспеченности существующими стационарными объектами торговли и услуг.

Согласно п.п. 3.9, 3.11 указанного Порядка следует, что на основании паспорта на установку объекта или гаража администрация района принимает постановление о временном размещении сроком до одного года объекта или гаража и заключении договора аренды земельного участка. На основании указанного постановления комитет земельных ресурсов администрации Волгограда заключает с заявителем договор аренды земельного участка для эксплуатации объекта или гаража сроком до одного года. В постановлении о временном размещении объекта указывается целевое функциональное назначение объекта. Основанием для установки объекта или гаража является договор аренды земельного участка.

В соответствии со ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Пункт 2 статьи 62 ЗК РФ предусматривает, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно ст. 76 ЗК РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ было произведено обследование земельного участка торгового павильона, расположенного по адресу: <адрес> принадлежащего ИП ФИО16.

В результате осмотра установлено, что указанный земельный участок используется ФИО17 без разрешительных и правоустанавливающих документов; в Схеме утвержденной решением Волгоградской городской Думы от 04 июля 2007 года № 47/1131 (в редакции на 14 июля 2010 года) отсутствует; договор аренды на земельный участок не заключен, что подтверждается актом обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).

Факт самовольного занятия и использования земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. подтверждается также фототаблицой (л.д. 8).

В соответствии со ст. 262 ГК РФ, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Из пояснений представителя истца - администрации Тракторозаводского района города Волгограда по доверенности Марченко Н.В. следует, что размещение торгового павильона по адресу: <адрес> осуществлено с нарушением действующего законодательства и подлежит сносу. Основанием для установки объекта является решение исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также договор аренды земельного участка. Договор аренды земельного участка, расположенного <адрес> с ФИО18 не заключался, в связи с чем, указанный павильон установлен без правоустанавливающих документов.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что ФИО19 самовольно, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, использует земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся в муниципальной собственности, нарушая тем самым права и законные интересы муниципального образования города Волгограда, как собственника земельного участка, не имеющего в настоящее время реальной возможности пользоваться и распоряжаться земельным участком, и не получающего в бюджет муниципального образования доходы от использования данного земельного участка и права неопределенного круга лиц на беспрепятственное пользование этим участком.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить исковые требования администрации Тракторозаводского района города Волгограда, обязав ФИО20 освободить самовольно занятый земельный участок, площадью <данные изъяты> м.кв., расположенный по адресу: <адрес> путем демонтажа мобильного объекта (торгового павильона) за свой счет.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая, что администрация Тракторозаводского района города Волгограда была освобождена от уплаты государственной пошлины при подачи искового заявления в суд, то с ФИО21 подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление администрации Тракторозаводского района города Волгограда к ФИО22 об освобождении земельного участка - удовлетворить.

        Обязать ФИО23 освободить земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, путем демонтажа мобильного объекта (торгового павильона), площадью <данные изъяты> кв.м. за свой счет.

Взыскать с ФИО24 государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты> рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья:                                                                                           Щелконогова С.С.

Справка: заочное решение изготовлено в совещательной комнате.

Судья:                                                                                               Щелконогова С.С.